К проведению антикоррупционной экспертизы проектов и действующих нормативно-правовых актов Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) привлекает постоянную базу экспертов, а также общественные организации и международных партнеров, поскольку, мало кто согласится стать публичным автором коррупционной схемы. Об этом рассказал глава Агентства Александр Новиков в интервью редактору отдела политики ZN.UA.
«В отделе антикоррупционной экспертизы работают шесть человек. Почему это важно? Потому что часто в законы целенаправленно закладываются коррупционные нормы. Так, возможность одному гражданину отказать в предоставлении земельного участка, а другому — дать участок, заложена в законах и нормативных документах. Наша задача — находить эти коррупционные нормы и предупреждать о них», - прокомментировал Новиков вопрос журналистки о том, каковы успехи НАПК и какими силами Агентство осуществляет экспертизу законодательных и подзаконных актов.
Поясняя проблемы с эффективностью процедуры проведения экспертизы, Новиков привел в пример Закон об игорном бизнесе.
«Мы составили заключение антикоррупционной экспертизы и призывали президента наложить вето на закон. В чем была проблема? С одной стороны, требования к оборудованию устанавливала комиссия по игорному бизнесу, а с другой — она через аттестованные ею же институты должна сама же и проверять это оборудование. То есть функции регулирования и контроля намеренно объединили в одном органе», - отметил Новиков.
Однако в этом случае к НАЗК не прислушались ни парламент, ни президент, подписавший заведомо коррупционный закон.
Положительным примером в области проведения экспертизы является проект постановления о локализации закупок, предоставленный Министерством развития экономики, торговли и сельского хозяйства.
«Минэкономики формирует реестр, ему вносятся заявки от предприятий, которые министерство вносит в реестр, давая им 30% форы по цене при участии в госзакупках. Заманчиво? Да. Только не определены ни список документов для подачи, ни сроки рассмотрения, ни основания для отказа. Это огромнейшее пространство для коррупции. Но в министерстве прислушались, доработали проект постановления и все обозначили», - рассказал глава НАПК.
Отвечая на вопрос журналистки о том, в чем смысл проведения экспертизы, если депутаты могут безнаказанно игнорировать выводы экспертов НАЗК, Новиков отметил, что начало экспертизы на десять дней останавливает движение законопроекта в ВРУ. И если Рада примет его до окончания экспертизы, то его легко можно оспорить в КСУ. Кроме того, закон о предотвращении коррупции требует обязательного учета и Кабмином, и ВРУ выводов НАПК.
По словам Новикова, в цивилизованных странах люди, занимающие столь высокие государственные позиции, не могут игнорировать выводы независимого антикоррупционного органа, однако в Украине все происходит по-другому.
«Поэтому мы и рассчитываем на публичный аспект и возможность говорить о ситуации на уровне общественности, экспертов, политиков и международных партнеров. То есть это априори движение и влияние. И это еще один крючок, за который можно зацепиться в борьбе с коррупцией. Мало кто согласится стать публичным автором коррупционной схемы», - подытожил глава НАПК.
Как правильно стимулировать высшую политическую волю к борьбе с коррупцией? Какие антикоррупционные крючки расставлять в законах, чтобы добиться их автоматического выполнения? Нужно ли ликвидировать банковскую тайну и лишить чиновников возможности скрывать украденное? Как правильно рушить картели и бить по монополиям? Почему так важно проводить антикоррупционную экспертизу законопроектов и перезагрузить Высший совет правосудия? Как поддержка международных институций и общественности может повлиять на антикоррупционную политику Украины? Ответы на эти вопросы ищите в интервью редактора отдела политики Инны Ведерниковой с главой НАПК Александром Новиковым.