Полномочия Антимонопольного комитета недостаточно четко урегулированы в законодательстве. При этом те участники картельных сговоров, которые готовы были бы свидетельствовать, не могут это сделать в связи с тем, что закон не предусматривает снижение их ответственности. Порядок освобождения или смягчения ответственности участников картеля, сообщивших в Антимонопольный комитет и обязательно предоставивших соответствующие доказательства, позволил бы разрушить любой картель, заявил глава Национального агентства по предотвращению коррупции Александр Новиков в интервью редактору отдела политики ZN.UA Инне Ведерниковой.
«Стратегия действительно большое внимание уделяет усилению полномочий Антимонопольного комитета. Они недостаточно четко урегулированы в законодательстве, и нам точно известно, когда участники картельных сговоров и готовы были бы свидетельствовать, но в связи с тем, что закон не предусматривает снижения ответственности, они молчат. Только эта норма могла бы позволить разрушить любой картель», - сказал Новиков.
При этом глава НАПК прокоммонтеровал частные и государственные кейсы, названные журналистом, где четко прослеживаются и картели, и монополии, и коррупция: «Роттердам+» Ахметова, газопоставляющую монополию Фирташа, государственный «Нафтогаз», не пускающий на рынок газодобычи частников, государственную таможня Павлюка и Ко, «Большое строительство» Тимошенко/Голика…
«У меня к решению этого вопроса своеобразный подход. На самом деле все, в том числе финансово-промышленные группы (ФПГ), должны быть заинтересованы в Антикоррупционной стратегии. Объясню, почему. Потому что стратегия как раз о том, как сделать Украину высокоразвитой европейской страной. К чему это приведет? В том числе к росту стоимости активов ФПГ. Стратегия предусматривает замену коррупционных практик на некоррупционные. ФПГ смогут удовлетворить свой экономический интерес законным образом, а не коррумпируя министров», - пояснил Новиков.
Он считает, что задача НАПК - показать ФПГ выгодность реализации стратегии.
«Не бывает ничего сразу. Даже маленькие шаги приносят результат. Например, введение платформы ProZorro сэкономило 180 миллиардов гривен для казны и выгодно для всего бизнеса», - пояснил глава НАПК.
По словам Новикова, дают результат даже формальные институты.
«Тот же «Нафтогаз». Да, он еще монополист, но демонополизация рынка газа произошла. За последние годы «Нафтогаз» получил в три раза меньше лицензий на добычу газа, чем другие игроки рынка. В основном бизнес заинтересован в нормальных правилах игры и прозрачности», - резюмировал он.
Как правильно стимулировать высшую политическую волю к борьбе с коррупцией? Какие антикоррупционные крючки расставлять в законах, чтобы добиться их автоматического выполнения? Нужно ли ликвидировать банковскую тайну и лишить чиновников возможности скрывать украденное? Как правильно рушить картели и бить по монополиям? Почему так важно проводить антикоррупционную экспертизу законопроектов и перезагрузить Высший совет правосудия? Как поддержка международных институций и общественности может повлиять на антикоррупционную политику Украины? Ответы на эти вопросы ищите в интервью редактора отдела политики Инны Ведерниковой с главой НАПК Александром Новиковым.