Редактор отдела образования и науки ZN.UA Оксана Онищенко пообщалась с образовательным омбудсменом Украины Сергеем Горбачевым о самых острых проблемах, подброшенных украинской системе образования войной. В частности, учителя, находящиеся на временно оккупированных территориях, столкнулись с рядом проблем.
С одной стороны, есть статья Уголовного кодекса о том, что тот, кто работает на оккупанта, будет считаться коллаборантом и нести за это ответственность. Но вместе с тем учителям угрожает оккупационная «власть», и некоторым приходится работать под принуждением, опасаясь за свою семью, за свою жизнь. Хотя, конечно, есть и те, кто сжигает вышиванки и помогает организовывать «референдумы». Образовательный омбудсмен объяснил, почему механизм определения педагогов-коллаборантов нуждается в уточнении.
Горбачев отмечает, что статья № 111-1 Уголовного кодекса определяет как одну из разновидностей коллаборации работу по образовательным программам оккупантов.
«Но вы абсолютно правильно говорите, что много принуждения и что эта статья нуждается в очень тщательном уточнении механизма применения. Чтобы мы четко понимали: где пророссийский предатель, который помогает и работает на оккупантов, а где — человек, вынужденный это делать под дулом автомата», - подчеркнул он.
Почему захватчики хотят навязать россиизацию образования на временно оккупированных территориях? Как агрессор давит на украинских учителей и родителей? Зачем завозит российских учителей и «повышает» квалификацию коллаборантов? Как Украина организует образовательный процесс? Что делать Украине, чтобы противодействовать российским планам?
Об этом — в тексте Анатолия Бондарчука «ОККУПИРОВАННЫЕ. Россиизация украинского образования на временно оккупированных территориях».