Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее;
кто контролирует настоящее, тот контролирует прошлое.
Джордж Оруэлл, роман-антиутопия «1984»
Россия, как и Океания Джорджа Оруэлла, тоже любит переписывать историю, особенно на захваченных территориях. Это она делает в аннексированном с 2014 года Крыму, в захваченных частях Донецкой и Луганской областей, а теперь — на новых оккупированных территориях Украины. У Путина поняли, что точка входа в изменение истории — школы, поэтому украинское образование сегодня — один из главных объектов давления российских оккупантов.
Первый месяц учебного года наглядно подтвердил, какие идеологические стратегии обкатывают россияне на захваченной украинской земле. Которую они по результатам фейковых референдумов планируют включить в состав тоталитарной империи.
Россия хочет контролировать прошлое и сжигает украинские книги
«Для россиян сфера образования была приоритетной с самого начала оккупации. Как только они зашли войсками на новооккупированные территории, сразу же начали планировать организацию образовательного процесса, чтобы установить контроль над общественным мнением и обществом в целом», — отметил депутат Запорожской областной рады Аскад Ашурбеков в эфире Youtube-канала «Говорит ОПОРА».
На захваченных украинских землях оккупационная власть сразу анонсировала переход на российские образовательные программы. Параллельно начали изымать из школьных и храмовых библиотек украинские книги, в частности учебники по истории Украины. Например, из школ Луганской области оккупанты изъяли и вывезли в неизвестном направлении около 22 тысяч учебников истории Украины. В Мариуполе оккупанты пошли еще дальше и сожгли все книги из библиотеки храма Петра Могилы.
Цель таких действий — сформировать новое восприятие реальности и понимание истории на оккупированных территориях. Эта новая реальность будет базироваться не на правде, а на россказнях и фантазиях российской государственной пропаганды. В этой реальности Россия будет фигурировать не как агрессор, который атаковал Украину, уничтожил Мариуполь, совершил преступления в Буче и Ирпене. Россия не хочет, чтобы ее считали агрессором, она хочет быть освободителем. Именно эту мысль пропаганда навязывает жителям захваченных территорий. И начинает со школы.
Как Россия давит на украинских учителей и родителей на ВОТ
После уничтожения украинских книг агрессоры принялись открывать школы, где дети теперь должны учиться по российской программе. Оккупанты ищут лояльных просвещенцев, но таких оказалось совсем мало. Большинство директоров школ и учителей, оставшихся на оккупированных территориях, не захотели идти на сотрудничество с россиянами.
В этой ситуации Россия начала делать то, что умеет очень хорошо, — давить, запугивать и похищать педагогов, которые отказываются сотрудничать. Так, в начале мая в Бердянске оккупанты выкрали Ольгу Николаеву, преподававшую украинский язык и литературу в школе №3.
В конце августа во временно оккупированной Новой Каховке на Херсонщине российские военные выкрали директоров лицеев №2 и 3 Оксану Якубову и Ирину Дубас. Сейчас судьба этих людей неизвестна. Таких случаев очень много. В практически уничтоженном Мариуполе, который оказался на грани гуманитарной катастрофы, оккупанты угрожали учителям, отказавшимся от сотрудничества, ограничить доступ к «гуманитарной» помощи.
Впрочем, и такие методы не принесли желаемого результата. Количество школ, открытых в новом учебном году на оккупированных территориях, незначительно, а количество учеников, которые их посещают, тоже мизерное.
«Оккупанты смогли запустить свое обучение лишь в 10% школ Запорожской области. При этом наполняемость этих школ невысока. Максимум 15%», — отмечает Аскад Ашурбеков.
Похожая тенденция наблюдается и на Херсонщине. Об этом в Telegram-канале написал заместитель главы Херсонской областной рады Юрий Соболевский.
«1 сентября на территории оккупированной Херсонщины прошло совсем не так, как планировали орки. Все их попытки склонить как можно больше учителей к сотрудничеству и родителей к тому, чтобы они отдавали своих детей на зомбирование «русскому миру», провалились с треском. Минимум открытых школ с российской программой, и практически полное отсутствие детей», — отметил политик.
Поняв, что запугивание педагогов не приносит результатов, оккупанты стали давить на родителей, которые не хотят отдавать своих детей в захваченные россиянами школы. В школы, которые уже работаютнад уничтожением личности украинских детей и оказывают на них психологическое давление. Хуже этого может быть только физическое насилие.
«Продолжается запугивание родителей, которые отказываются отдавать детей в захваченные школы и детские сады. Оккупанты угрожают штрафами и конфискацией имущества, а тем, кто привел детей на так называемое обучение, предлагают четыре тысячи рублей (1,2 тыс. грн — А.Б.) за каждого школьника. Однако желающихочень мало», — сообщил в Telegram-канале руководитель Херсонской ОВА Ярослав Янушевич.
По словам Аскада Ашурбекова, в Запорожской области и Мариуполе россияне ввели трехуровневую систему санкций: 1) предупреждение; 2) штраф в размере 40 тыс. руб. (12 тыс. грн. — А.Б.); 3) лишение родительских прав.
Кроме того, в Мариуполе учителя-коллаборанты рассылают родителям в Viber сообщения с угрозами. Советник мэра Мариуполя Петр Андрющенко предполагает, что к таким мерам коллаборанты вынуждены прибегать из-за рекордно низкого количества детей в школах оккупированного города.
«Педагоги, которые пошли на сотрудничество с оккупантами, массово рассылают сообщения родителям, прямо предупреждая, что при условии проживания в городе и непосещении оккупационных школ детей будут изымать из семей принудительно. Очередное преступление против человечности на марше», — отмечает Андрющенко.
По словам Аскада Ашурбекова, в таких обстоятельствах некоторые родители вынуждены отдавать детей в открытые россиянами школы. Впрочем, отмечает он, среди этого школьного контингента есть часть детей, которые параллельно дистанционно учатся в украинских школах. «Это очень важно, потому что украинская власть призвала родителей, оставшихся на оккупированных территориях, если они из-за давления или других обстоятельств не могут выехать, то ни в коем случае не нужно бросать онлайн-обучение в украинской школе. Украинская школа дает шанс на будущее для этих детей», — считает депутат.
Вместе с тем, по его словам, украинская власть подчеркивает, что посещение офлайн-обучения, организованного оккупанты, может быть опасным для жизни и здоровья детей. Часто в школах российские войска размещают склады с оружием, и очень высока вероятность провокаций со стороны россиян, чтобы обвинить в них ВСУ.
Российские учителя на ВОТ и «повышение» квалификации для коллаборантов
Несмотря на неудачи, Россия продолжает активно переводить украинский образовательный процесс на российские рельсы. Не найдя достаточного количества коллаборантов, оккупанты отправили на оккупированные территории крымских и российских учителей, которые должны обучать украинских детей по российской программе. Сколько их, точно неизвестно, по меньшей мере несколько сотен. В начале сентября городской голова Мелитополя Иван Федоров рассказал, что оккупанты привезли в город больше 500 российских учителей. Еще о 80 педагогах из южных районов России, которые приехали работать на захваченные украинские земли, сообщил проект радио Свобода «Кавказ. Реалии» со ссылкой на данные профсоюза «Альянс учителей».
После успеха украинской армии на Харьковщине получила огласку история о задержании на освобожденных территориях Украины нескольких десятков учителей из России. Об этом 12 сентября в комментарии одному из украинских медиа сообщила вице-премьер-министр Украины Ирина Верещук. Однако через несколько дней информацию опровергли в Офисе генпрокурора. В ведомстве сообщили, что украинские правоохранители не задерживали российских учителей на освобожденных территориях Харьковской области. Нынче сложно ответить, были ли на Харьковщине российские учителя. Сейчас известно лишь одно: после отступления российской армии с Харьковщины их там точно нет.
Стоит отметить, что, кроме завезенных учителей, в организации образовательного процесса оккупанты опираются на учителей-коллаборантов. Для них Россия начала процесс «переаттестации», чтобы «подтянуть» их знания. Такие курсы особенно актуальны для преподавателей истории. Например, за неделю до контрнаступления ВСУ учителей из Харьковской области вывезли на курсы в российскую Курскую область. Также под российскую программу оккупанты завозят российские учебники и учебники авторов из «ЛДНР».
Почему оккупанты хотят навязать россиизацию образования на ВОТ
Здесь все очевидно: это элемент стратегии России по уничтожению Украины как государства, украинскойнации и этноса. Украинцев на оккупированных территориях ожидает русификация. Оккупанту важно, чтобы они перестали идентифицировать себя с Украиной и стали россиянами. Наконец, чем больше украинцев станет россиянами, тем меньше останется украинцев. А чем меньше украинцев, тем слабее будет сопротивление на захваченных территориях, — такова логика действий России.
Но именно школа — это инструмент, с помощью которого российская федерация может реализовать эту стратегию в долгосрочной перспективе. Оккупанты планируют преподавать детям все предметы на русском языке по российской программе, где они присвоят себе часть украинского прошлого, например, историю Киевской Руси. В этой программе героями будут называть исторических персон, боровшихся против украинской государственности, — Петра I, Владимира Ленина и других. Вместо этого важные украинские исторические фигуры, такие как Иван Мазепа или Симон Петлюра, будут показаны в негативном свете, а другие, например, Иван Франко или Василий Стус, исчезнут из школьной программы вообще.
Более того, анализ похожих ситуаций в прошлом позволяет предположить, что так оккупанты планируют «воспитать» военную силу для дальнейшей войны с Украиной. Именно этот сценарий РФ реализовала, мобилизовав в свои вооруженные силы украинцев из ранее оккупированных Донецкой и Луганской областей, а также из Крыма.
Впрочем, поведение России на захваченных территориях напоминает не только ее практику действий в аннексированном Крыму и оккупированных ранее частях Донецкой и Луганской областей, но и политику СССР, которую он реализовывал в захваченных после Второй мировой войны западных областях Украины. Такое сходство заметил украинский историк и журналист Вахтанг Кипиани.
«На оккупированные территории русские массово завозят учителей. Не так важно, какой предмет они будут преподавать. Их задача — делать украинских детей русскими, солдатами армии РФ, мы это уже видим в Крыму и Донбассе. Это повторяется история 1940-х. Советизация западных регионов Украины именно так и происходила, в частности, через учителей и преподавателей вузов (поинтересуйтесь, сколько предметов во львовских институтах, например, преподавали на русском вплоть до перестройки)», — написал в Facebook главный редактор «Історичної правди».
Как Украина организует образовательный процесс на ВОТ
Несмотря на сложную ситуацию, Украине удается организовывать образовательный процесс на временно оккупированных территориях. Сейчас учиться на ВОТ по украинской программе можно дистанционно в формате онлайн, экстерном или же в формате семейного обучения. Офлайн-обучение по украинской программе пока невозможно.
Среди названных трех вариантов самая популярная опция дистанционного онлайн-обучения. Из-за пандемии COVID-19 опыт его организации украинские педагоги уже имеют.
Например, в Херсонской области 95 общеобразовательных учебных заведений будут проводить учебный процесс дистанционно. Об этом рассказала начальник управления образования и науки Херсонской ОВА Татьяна Юшко во время ежегодной областной педагогической конференции, состоявшейся 30 августа. По ее словам, в администрации поступило 44,5 тысячи заявлений от родителей об организации дистанционного обучения на оккупированных территориях. Большинство из них находятся на подконтрольных Украине территориях или за рубежом. Впрочем, есть и такие, которые остаются на ВОТ.
Также она подчеркнула, что Украине важно не утратить связь с украинскими школьниками с оккупированных территорий. «Наше задание — не потерять ни одного ребенка, где бы он территориально не находился: на подконтрольной территории Украины, за рубежом или на оккупированных территориях. Сложившаяся ситуация кардинально меняет функцию школы. Теперь ее главная цель — под давлением вражеского нашествия дать ребенку поддержку и опору, а также восстановить общение между детьми», — считает Татьяна Юшко.
Оккупантов пугает то, что Украине удается организовывать дистанционное обучение на ВОТ. Поэтому они давят на родственников руководителей образовательных заведений, которые выехали и организовали обучение в формате онлайн из подконтрольных Украине территорий или из-за границы. Однако пока безуспешно.
Что делать Украине, чтобы противодействовать российским планам?
Ответ очевиден — деоккупировать захваченные россиянами территории. Впрочем, пока продолжается контрнаступление ВСУ, которое может быть не таким быстрым, как всем нам хочется, Украина не может позволить себе перестать бороться за своих людей и утратить с ними связь.
Онлайн-обучение в украинской школе — один из инструментов поддержки связи Украины со своими гражданами на оккупированных территориях. Поэтому, несмотря на российское давление, наше государство должно и дальше помогать своим гражданам эвакуироваться из оккупированных территорий и искать технические решения, которые упростят доступ к дистанционному обучению.
Больше статей Анатолия Бондарчука читайте по ссылке.