Стремясь привлечь к ответственности руководство РФ, украинские власти и юристы-международники работают над созданием Специального трибунала, который будет рассматривать преступление агрессии России против Украины. Выбор конкретной модели суда зависит от наличия у партнеров Украины политической воли. От этого зависит и скорость создания Спецтрибунала, и уровень его легитимности. Почему для Киева важно, чтобы географический охват подписантов под договором о создании Спецтрибунала был как можно более широким, объясняет обозреватель отдела международной политики ZN.UA Владимир Кравченко в статье «Как наказать Путина за войну с Украиной?».
По словам Кравченко, как можно более широкий географический охват подписантов договора укрепляет легитимность суда в глазах международного сообщества.
«Обнадеживает то, что 2 марта на заседании Генассамблеи ООН российскую агрессию осудила 141 страна из 193 государств-членов ООН. Разочаровывает — позиция нейтралитета, которую занимают многие страны Африки и Азии в отношении российско-украинской войны, их нежелание идти на конфронтацию с Россией», - отмечается в статье.
Ранее сообщалось, что рассматривается несколько вариантов создания Специального трибунала. Первый — на основе многостороннего международного договора между Украиной и другими государствами. Второй — гибридный суд на основании соглашения между Украиной и ООН. Третий вариант — гибридный суд на основании соглашения между Украиной и европейской региональной организацией (Европейским Союзом или Советом Европы).