Ключевой вопрос, на который обращают внимание юристы, — уровень легитимности Спецтрибунала: по сути, она будет определяться фактическим участием государств или международных организаций в его создании, пишет обозреватель отдела международной политики ZN.UA Владимир Кравченко в статье «Как наказать Путина за войну с Украиной?».
«Главная проблема, чтобы такой Спецтрибунал не выглядел судилищем. Он будет своего рода продолжением Нюрнбергского и Токийского процессов. Поэтому важно, чтобы это не был суд, организованный явными противниками России», — сказал в комментарии ZN.UA экс-замгенпрокурора Украины Гюндуз Мамедов.
С учетом сказанного, идеальным вариантом было бы создание Спецтрибунала решением Совета Безопасности ООН. Однако, объясняет Кравченко, это нереалистично, поскольку Россия является постоянным членом СБ ООН и она гарантированно воспользуется своим правом вето.
В беседе с ZN.UA посол по особым поручениям МИД Украины Антон Кориневич отметил, что рассматривается несколько вариантов создания Специального трибунала. Первый — на основе многостороннего международного договора между Украиной и другими государствами. Второй — гибридный суд на основании соглашения между Украиной и ООН. Третий вариант — гибридный суд на основании соглашения между Украиной и европейской региональной организацией (Европейским Союзом или Советом Европы).
Однако выбор конкретной модели суда зависит от наличия у наших партнеров политической воли. От этого зависит и скорость создания Спецтрибунала, и уровень его легитимности.
Идея создания Специального трибунала, который рассмотрел бы преступление агрессии России против нашей страны, имеет ряд преимуществ. И не только из-за возможности использования процедуры заочного рассмотрения дела, чего не предусматривают процедуры МУС. В комментарии ZN.UA посол по особым поручениям МИД Украины Антон Кориневич объяснил, в чем преимущества создания Спецтрибунала.