В конфликте Google и правительства Китая победил Пекин, но не выиграл никто

26 марта, 2010, 16:25 Распечатать

То, чего все давно ожидали, наконец свершилось: американский интернет-поисковик Google официально объявил о том, что уходит с китайского рынка...

То, чего все давно ожидали, наконец свершилось: американский интернет-поисковик Google официально объявил о том, что уходит с китайского рынка. Заявление было сделано в США в понедельник вечером, когда в Китае уже было три часа ночи.

Реакция Пекина была далекой от сожаления, более того, откровенно возмущенной. «Google нарушил свои же письменные обещания, данные при заходе на китайский рынок, и совершил большую ошибку, прекратив цензурирование своего китайского поискового сервера Google.cn, обвинив Китай в предумышленных хакерских атаках», — уже через два часа заявил китайский высокопоставленный чиновник, отвечающий в пресс-канцелярии госсовета КНР за вопросы Интернета.

Напомним, ситуация начала развиваться более двух месяцев назад, когда компания Google обвинила Пекин в причастности к изощренному кибер-взлому своего сервера и потребовала для себя право на то, чтобы не фильтровать содержания контента, как делала это последние четыре года. С тех пор уполномоченные представители встречались дважды — 29 января и 25 февраля. Безрезультатно.

Скандал получил мировую огласку. При этом власти Китая подчеркивают, что в случае с Google чисто коммерческий вопрос был полностью политизирован. В комментарии пресс-канцелярии говорится, что в Google превратили всю историю в «фарс» и «демарш», откинув тем самым от себя китайских пользователей. Требования американцев возникли не на ровном месте, а с подачи американского правительства, нашедшего новый способ «зацепить» КНР, убеждены в Китае. Государственные СМИ КНР обвинили Google в том, что он является инструментом внешней политики американского правительства. И, действительно, к риторике подключились высокие американские чины, в том числе госсекретарь США Хиллари Клинтон.

«Крупнейший мировой поисковый сервер отошел от принципов бизнеса и вместо этого показал всему миру свое истинное лицо, которое является полностью политизированным», — отметило государственное информагентство Синьхуа. Такой отход, говорится в статье, не может не заставить людей усомниться, действительно ли эта компания ведет самостоятельный бизнес, и чего в действительности хотят те, кто стоит за ней. Автор обвиняет Google в том, что он пытается повлиять на культуру и ценности Китая, и именно с этой целью вошел на китайский рынок. Он напоминает, что этот интернет-поисковик был четвертым по величине спонсором предвыборной кампании нынешнего президента США Барака Обамы, да и в остальном его связи с властью США очень глубоки.

Автор статьи называет трагедией для инновационного лидера Интернета то, что американские политики хотят его политизировать. «Как могут люди верить беспристрастности результатов сетевого поиска, когда компания не является независимой и ей не хватает деловой этики?» — вопрошает Синьхуа. Агентство также напоминает, что ни одна страна в мире не станет допускать распространение посредством Интернета новостей сепаратистского, расистского и террористического содержания. «В кибер-пространстве также существуют суверенитет и границы, которые должны защищаться законом», — говорит автор редакционной статьи. И добавляет: «Одно абсолютно ясно: Китай не станет ломать и подстраивать свои правила и законы, поддаваясь на угрозы какой бы то ни было компании».

Тут стоит вспомнить, что в свое время власти Китая уже имели претензии к Google, пару раз обвинив поисковик в предоставлении доступа к ссылкам «непотребного» содержания, в частности, порнографического. После этого компания «исправлялась» и совершенствовала фильтры, перекрывающие доступ к неблагонадежным сайтам. Причем не только к порнографическим, но и к ряду других — таких как организация Международная амнистия, Тибетское правительство в изгнании и т.п. Кстати, 17 марта стало известно, что китайские пользователи смогли войти на сайты, доступ к которым был всегда закрыт. Это китайские власти также вряд ли простили.

Тот факт, что Китай в очередной раз обвинят в нарушении свободы в Интернете и препятствовании свободному потоку информации, Пекин, похоже, не очень-то волнует. Главное, уверены тут, воспитать морально здоровое поколение. А то, что это подольет масла в огонь непростых китайско-американских отношений, так это случается постоянно.

Говорят, «освободившийся» от цензуры Google окончательно покинет Китай 10 апреля. Впрочем, уход будет как бы неполным: уже сейчас пользователей, набирающих старый запрос — Google.cn, — просто переадресовывают на гонконгский сервер Google.com.hk. на том же китайском языке. Гонконг является специальным административным районом КНР, хотя и с высокой автономией. Пока этот адрес открывается, но не исключено, что уже в ближайшее время его заблокируют. Правительство КНР пользуется правом следить за активностью своих граждан в Сети и ограничивать доступ к различным ресурсам по своему усмотрению.

Интернет-компания же заявила, что намерена продолжать в материковом Китае деятельность по исследованию и развитию, а также заниматься другими видами деятельности. Но, это, что называется, уже не то. Уход Google из Китая и потеря самого большого и наиболее быстро растущего рынка в мире (384 млн. интернет-пользователей) — это серьезное поражение для Google. По крайней мере, так считают в Пекине. Да и Питер Лю, курировавший некогда финансовые вопросы компании в Азиатском регионе, признает: после того как поисковик покинет КНР, он уже вряд ли сможет вернуться на китайский рынок интернет-услуг. Уход Google из Китая, как считают аналитики, заставит компанию сосредоточиться на продвижении в Японии и Корее, где поисковик еще не пользуется той же популярностью, как в США или Европе. Однако нельзя даже сравнивать объемы этих рынков.

В самом Китае «свято место» тоже пустовать не будет. До этого инцидента многие пользователи Интернета в Китае пользовались услугами местного поисковика Baidu, к слову, лидера в этом сегменте рынка услуг. На фоне слухов об уходе Google акции Baidu с начала года поднялись в цене на 46%. Новые шансы для роста в китайском интернет-пространстве появились также у компании Yahoo.

Покидая рынок, Google оставляет за собой шлейф неразрешенных проблем. И вопрос даже не в судьбе сотрудников, которых, вроде, обещали хорошо пристроить. Так, к руководству компании уже обратились с претензиями рекламодатели и Союз китайских писателей, требуя, с одной стороны, возместить ущерб от нереализованных многомиллионных инвестиций, а с другой — предоставить план нейтрализации последствий в результате использования произведений китайских писателей с нарушением авторских прав. А это лишний раз подтверждает, что тема ухода Google с китайского рынка до конца не закрыта, и к этой компании в КНР остается еще очень много вопросов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно