Количество DDoS-атак во всем мире ежегодно растет. Очередная масштабная вспышка киберугроз произошла в 2022 году, когда Россия начала против Украины полномасштабную войну, частью которой является киберфронт. Так, российские спецслужбы и связанные с ними группы киберпреступников стараются парализовать работу госучреждений, критической инфраструктуры, банков и бизнеса как в Украине, так и за ее пределами. Как защищаться от киберагрессоров?
Правительственная команда реагирования на компьютерные чрезвычайные события Украины (CERT-UA) отчитывается, что в целом в течение 2022 года количество зарегистрированных киберинцидентов в Украине выросло почти втрое против 2021 года.
А в течение марта-апреля уже 2023-го эксперты фиксировали рост количества кибератак на коммерческие организации почти вдвое против января-февраля 2023 года. Например, в Агентстве национальной безопасности США в апреле заявляли, что российские хакеры атакуют камеры видеонаблюдения в украинских кофейнях, чтобы отслеживать движение колонн с гуманитарной помощью.
Так что общая тенденция такова: киберугроз, в частности и DDoS-атак, становится все больше и больше, и направлены они на все более широкий круг целей — как государственных, так и коммерческих. Именно поэтому организациям нужно обеспечить себе надежную киберзащиту.
DDoS-атака: что это и для чего?
Это попытка злоумышленников нарушить нормальный интернет-трафик и остановить работу сервера, сети или инфраструктуры, перегрузив их потоком фейковых запросов. Если проще, это похоже на внезапный затор, который перенагружает главную дорогу муляжами автомобилей и мешает настоящему транспорту продолжить движение.
Мотивы DDoS-атак могут быть разными — от идеологических и военных до исключительно экономических в рамках нечестной конкуренции. Рассмотрим главные.
Идеологические. Группы хакеров осуществляют DDoS-атаки на правительства, политиков и компании разных стран из-за идеологических расхождений.
Кибервоенные. Связаны с идеологическими. Группы хакеров могут работать на государство или в координации с ним и целиться на критически важную инфраструктуру врага, в частности и на финансовые, медицинские, транспортные и коммуникационные услуги. Сейчас Украина постоянно сталкивается с такими нападениями на киберфронте.
Кибервандализм. Кибервандалы — это отдельные лица или группы, проводящие кибератаки без каких-либо очевидных рациональных мотивов с целью нанести ущерб.
Вымогательство. В этом случае киберпреступники устраивают DDoS-атаки или угрожают их устроить, например, чтобы получить деньги.
Дымовая завеса. Злоумышленники иногда используют DDoS-атаки, чтобы отвлечь внимание сотрудников службы безопасности и ІТ-специалистов либо ослабить системы безопасности. Это помогает им искусственно создавать уязвимость для более масштабной кампании атак, таких как проникновение в сеть, кража данных и заражение вредным программным обеспечением.
Нечестная конкуренция. Мотив DDoS-атаки в этом случае — нанесение вреда бизнесу конкурента. Целью является, например, нарушение работы вебсайта, что может побудить клиента отказаться от его услуг, а также нанести финансовые и репутационные убытки.
Негативные последствия для бизнеса
Ответственность за защиту бизнеса от кибератак лежит непосредственно на самом бизнесе. Вместе с тем потери в случае успешных действий злоумышленников против вашей организации могут быть огромными. Ведь DDoS-атаки фактически останавливают работу, пока атака не будет выявлена и устранена. А это означает потерю производительности, продаж и снижение качества обслуживания клиентов. А еще есть репутационный фактор, который может сказаться на бизнесе на месяцы или годы наперед.
Но есть конкретные шаги, к которым ваша компания может прибегнуть уже сейчас, чтобы, во-первых, предотвратить атаки, а, во-вторых, минимизировать потери, если вы уже пострадали.
Кибероборона
IT-команда, обученная передовым методам безопасности. Ваши специалисты должны понимать, как правильно настраивать киберзащиту, а также иметь средства мониторинга киберугроз. Это позволит вовремя обнаруживать и реагировать на DDoS-атаки, что в свою очередь уменьшит время простоя и минимизирует потери. Проводите с командой регулярные тренинги, а также симуляции киберугроз, чтобы проверить готовность к реальной атаке.
План реагирования на DDoS-атаки. Все организации должны иметь план беспрерывной работы бизнеса, в частности и план реагирования на DDoS-атаки. В нем должно быть задокументировано, как вы будете поддерживать бизнес-процессы в случае успеха DDoS-атаки, а также все необходимые технические компетенции и опыт. Назначьте ответственных за реагирование на атаку, уведомление ключевых заинтересованных сторон и обеспечение связи во всей организации.
Защита собственной инфраструктуры. Обеспечьте свою сеть, программы и инфраструктуру многоуровневыми стратегиями защиты от DDoS-атак. Это могут быть брандмауэры, VPN, защита от спама, фильтрование контента и другие сервисы для отслеживания трафика, который может оказаться DDoS-атакой.
Настройте, например, Cloudflare. Он может анализировать входной трафик на сайт и определять аномальные активности, подобные DDoS-атаке.
Некоторые провайдеры связи для бизнеса пользуются такой системой, как Arbor Sightline. В режиме реального времени они могут отслеживать атаку на каналы клиента, а программное обеспечение и физическое оборудование позволяют фильтровать трафик. Так можно убрать до 95% спамных переходов.
Облачные решения, например, такие как Ucloud, уже содержат защиту от сетевых атак. А также экономически выгодны для бизнеса любого масштаба. Ведь в этом случае клиенту не приходится покупать и интегрировать дорогое программное обеспечение и оборудование для киберзащиты. Вместо этого он лишь ежемесячно вносит абонентскую плату за пользование облаком.
Обновление собственных систем. Ведь в устаревших системах часто имеется самое большое количество лазеек, которыми могут воспользоваться злоумышленники и хакеры.
Лицензирование — один из простейших путей к безопасности. Наличие поддержки от производителя программного обеспечения — это не только доступ ко всем возможностям приложений или программных комплексов, но и возможность получать свежие обновления безопасности.
Как уже отмечалось, хакеры находят дыры в устаревших системах. Например, через вебверсию Outlook можно было удаленно запускать выполнение вредного кода на уязвимых серверах Microsoft Exchange. Справившись с такими вызовами, компания Microsoft публикует обновление программного обеспечения и присылает сообщение в приложении либо же на почту о его обновлении. Так что не стоит забывать вовремя все инсталлировать.
Реагирование на DDoS-атаку
После того, как вы подтвердите, что подверглись DDoS-атаке, очень важно прибегнуть к немедленным действиям, чтобы смягчить влияние и восстановить нормальную работу. Реагирование может быть программным, с использованием специального ПО, и человеческим, с привлечением IT-специалистов.
Программы. На рынке сейчас есть множество цифровых продуктов, которые предлагают услуги по обнаружению DDoS-атак и управлению реакциями на них. Также через них можно мониторить пропускную способность сети, что позволяет перестраивать сетевой трафик для более эффективного использования.
Люди. Бизнес привлекает IT-специалистов, которые работают на компанию и имеют план реагирования на киберугрозы. Они в свою очередь применяют наиболее распространенные методы устранения DDoS-атак, такие как настройка ограничения скорости брандмауэра со стороны сервера, ограничение скорости запросов к серверу, меняют записи DNS для домена и т.п.
Вместе с тем эти два пути реагирования могут быть сложными в администрировании и содержании, поэтому бизнес часто ищет партнеров, знающих, как поддерживать инфраструктуру киберзащиты. Такой подход часто наиболее эффективен для быстрого предотвращения DDoS-атак и обеспечения долгосрочной кибербезопасности. Надежные партнеры должны быть готовы помочь уменьшить время, необходимое для реагирования на инцидент, свести к минимуму его влияние и помочь быстрее восстановиться.
Вместе с тем правда заключается в том, что никакое решение никогда не будет эффективным на 100%, зато с помощью некоторых простых мер ваши сотрудники могут быть лучше подготовлены к предотвращению DDoS-атак, а ваша ІТ-команда более уверенной в своей способности предотвращать их.