«Черная пятница» — период, когда сфера e-commerce ощущает наибольший наплыв клиентов за весь год. Поэтому стабильная работа сверхважна для маркетплейсов. Особенно в период пиковых нагрузок на инфраструктуру продавца из-за сезона наибольших покупок. За «черной пятницей» идут рождественские праздники и испытания на прочность продолжаются. Ведь из-за ненадлежащего функционирования системы продавец рискует потерять прибыль. Как сохранить клиентов и предотвратить убытки?
Стресс e-commerce
В 2023 году «черная пятница» приходится на 24 ноября. Однако уже сегодня украинские ритейлеры ожидают увеличения количества посетителей на онлайн-маркетплейсах, что вполне логично в период скидок. Даже несмотря на военное положение, «черная пятница» остается стрессовым периодом для инфраструктуры e-commerce.
Например, в 2022 году «черная пятница» в Украине пришлась на блэкауты, обусловленные ракетными атаками России на энергетическую инфраструктуру Украины. Это послужило причиной повышенного спроса на пауэрбанки, зарядные станции и генераторы, а также поставило в рискованное положение всю инфраструктуру интернет-магазинов.
По данным Marketing Media Review (MMR), в прошлогоднюю «черную пятницу» украинские онлайн-маркетплейсы не получили 25–30% выручки. Однако ажиотаж в интернет-магазинах все же был и нагрузку на инфраструктуру продавцы ощутили. Например, количество клиентов онлайн-магазина АЛЛО снизилось в «черную пятницу» 2022-го на 15% против соответствующего периода 2021 года. Однако количество чеков в этом магазине в пятницу, 25 ноября 2022 года, увеличилось на 109% по сравнению с предыдущей неделей, а спрос на пауэрбанки вырос в 36 раз.
Так что нетрудно предвидеть, что в этом году в «черную пятницу» украинские интернет-магазины в любом случае будут ожидать стремительного увеличения количества поисковых запросов, клиентов и, очевидно, роста трафика на их сайтах.
Большой наплыв запросов даже при условии стабильной работы энергетической инфраструктуры грозит рисками для ритейлеров. Чтобы обезопасить свои сетевые площадки, операторам рынка следует подумать о перестраховке. Речь идет не только об обеспечении офисов зарядными станциями или генераторами, но и о привлечении дополнительных вычислительных мощностей.
Конечно, можно доставить в серверное отделение несколько системных блоков, которые помогут нивелировать пиковые нагрузки. Однако дальше появляется проблема: целесообразно ли обслуживать такую дорогую инфраструктуру на протяжении всего года? Выходом из ситуации может стать привлечение облачных серверов.
Подготовка инфраструктуры
В первую очередь к черной пятнице стоит готовиться не только маркетинговому отделу вашей компании. Сетевая инфраструктура также требует планомерной поэтапной подготовки. Необходимо провести стресс-тест сайта компании для определения пиковой способности. Дальше — прогнозирование нагрузки на выбранную дату. В этом вопросе вам могут понадобиться опытные специалисты, которые дадут необходимые консультации, проверят способность сети, программного обеспечения и аппаратной составной части.
Также можно воспользоваться услугами посторонних сервисов, которые позволяют проверить устойчивость вашего сайта. Например, есть бесплатная версия сайта Alertra, где можно узнать показатели скорости загрузки ресурса с разных локаций. Этот инструмент показывает количество обработанных запросов за единицу времени, что будет полезным для владельцев интернет-магазинов при сравнении значений стандартных и пиковых нагрузок.
Своевременная подготовка инфраструктуры к «черной пятнице» состоит не только в прогнозировании и планировании. Наплыв клиентов в пиковый день чем-то похож по своим результатам на DDoS-атаку. Кстати, недобросовестные конкуренты также могут устроить на ваш сайт DDoS-атаку, которую легко замаскировать под ажиотаж. В таком случае ваша инфраструктура может упасть, а клиент понесет деньги конкурентам. Но предотвратить это поможет подключение к облачному сервису. Обычно провайдеры облачных дата-центров предлагают своим клиентам пакеты защиты от DDoS-атак.
Важно провести некоторую подготовительную работу своими силами — самостоятельно уменьшить возможные риски и улучшить стабильность работы сайта.
- Кешируйтесь. Максимально кешируйте изображение и информацию на сайте. Это ускорит его работу для каждого отдельного клиента. Ведь не нужно будет загружать каждую отдельную страницу снова, и он сможет быстрее передвигаться по страницам вашего сайта.
- Сжимайте. Используйте компрессию графики, ведь сама обработка визуала требует наибольшего количества трафика. Сжатие изображений до меньших размеров немного ухудшит их качество, но сэкономит трафик. Сейчас доступны сервисы, которые позволяют сжать большое количество изображений на сайте.
- Lazy Load. Еще раз об изображении. Технология Lazy Load позволяет загружать графику не сразу после открытия страницы, а тогда, когда пользователь долистает до нее. Настроить такую функцию поможет, например, плагин a3 Lazy Load.
- Защита от «влияния человека». Проведите работу с инфраструктурой и персоналом: установите лицензионные антивирусы (если до сих пор этого не сделали), сделайте резервное копирование файлов, установите менеджер паролей и т.п. И вообще позаботьтесь о безопасности. Также следует обновить программное обеспечение вашей инфраструктуры. И не забудьте подготовить сотрудников, ведь человеческий фактор никто не отменял. Перед «черной пятницей» целесообразно провести дополнительный инструктаж по цифровой безопасности.
Расширение мощностей
Самый лучший вариант — предварительная подготовка к «черной пятнице» с учетом маркетингового плана. Если вы планируете скидки на всю неделю, возьмите еще неделю в запас на тестирование и определение нужного объема. Также стоит учесть несколько дней после распродажи для обработки фидбэка от клиентов, что тоже может нагрузить сеть.
Лучше всего взять временный тариф расширения мощностей своей сети на две недели. За неделю до ажиотажа готовитесь и тестируете, потом проходите пиковые дни продаж и подводите итоги. Тем более что многие провайдеры, а именно Ucloud, предлагают мощности с поденной оплатой. Это выгоднее, чем покупать тариф на месяц или год.
И напоследок: помните, что в период больших скидок клиенты больше склонны к импульсивным покупкам. Продолжительное ожидание на сайте дает больше времени на размышления пользователю, который пришел к вам быстро потратить деньги.