СНИМЕТ ЛИ ЕС ОРУЖЕЙНОЕ ЭМБАРГО С КИТАЯ? И ХОЧЕТСЯ, И КОЛЕТСЯ, И ВАШИНГТОН НЕ ВЕЛИТ…

20 февраля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 7, 20 февраля-27 февраля 2004г.
Отправить
Отправить

Последние три недели политиков и военных на трех континентах — в Азии, Европе и Америке — занимае...

Последние три недели политиков и военных на трех континентах — в Азии, Европе и Америке — занимает один, казалось бы, технический вопрос: дальнейшая судьба действующего 14 с половиной лет эмбарго на поставку Китаю европейского оружия. Пекин и Брюссель данная тема чрезвычайно волнует — они являются непосредственными сторонами дискуссии. Вашингтон, который также не поставляет с 1989 года Китаю вооружения и чувствительные технологии, не намерен оставаться безучастным зрителем налаживающегося китайско-европейского диалога.

Впервые конкретно вопрос о целесообразности пересмотра эмбарго, введенного после вооруженного подавления студенческого выступления на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, обсуждался главами МИД стран Евросоюза 26 января, хотя разговоры об этом уже «бродили» по Европе. Решено создать рабочую группу при Совете ЕС и вернуться к обсуждению позднее. Парламенты стран ЕС взвесят все «за» и «против» в своих государствах, ведь окончательное решение должно быть принято единогласно.

В своем недавнем интервью газете Le Temp верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана заметил, что Союз обсуждает вопрос об отмене эмбарго «в правильном направлении». Однако точные сроки вынесения окончательного вердикта пока не определены. Люди сведущие утверждают, что это может случиться не раньше апреля. Запад хочет повременить и дождаться окончания президентских выборов и референдума на Тайване, которые назначены на 20 марта. Ведь референдум ставит перед населением один вопрос: следует ли острову приобретать современнейшее оружие, если материковый Китай не откажется от идеи применения силы, дабы не позволить окончательного отделения мятежной провинции, и не уберет более 450 своих ракет, направленных на остров. Несмотря на то что практически все страны ЕС и США не одобряют идею проведения референдума и официально придерживаются политики «одного Китая», это не мешает им постоянно снабжать Тайбэй новейшими вооружениями «с целью защиты от вооруженной агрессии КНР». (Не далее как на этой неделе Washington Times сообщила о намерении США продать Тайбэю электронные системы противоракетной защиты.) Отмена эмбарго на поставки оружия материковому Китаю до 20 марта может, по мнению западных экспертов, нарушить сложившийся на данный момент по обе стороны Тайваньского пролива относительный паритет.

Пекин же подталкивает Европу поскорее прийти к консенсусу, поскольку расширение в мае Европейского Союза за счет 10 новых членов (некоторые из них так стремятся откреститься от своего социалистического прошлого, что готовы бороться со всем связанным с коммунистической идеей), может существенно осложнить задачу пекинского руководства.

Некоторые наблюдатели склонны усматривать в настойчивости новых китайских лидеров желание поскорее записать в свой актив серьезную дипломатическую победу. Она будет означать «выход из тени» печально известных тяньаньмэньских событий, серьезно подпортивших международный имидж Китая в странах развитой демократии. Ведь основным аргументом противников снятия эмбарго является все еще недостаточно благополучная, по их мнению, ситуация с правами человека в КНР. Сторонники отмены эмбарго в свою очередь полагают, что Китай все же достиг достаточного прогресса в решении вопроса о правах, чтобы не стоять более в одном ряду со странами, на которые распространяются подобные санкции ЕС — Ливией, Северной Кореей, Либерией, Суданом, Бирмой.

Китай, всегда называвший эмбарго пережитком «холодной войны», активизировал «наступление» на Европу осенью прошлого года. Четко и ясно настойчивый призыв пересмотреть вопрос «в ближайшее время» был сформулирован в первом дипломатическом документе о перспективах сотрудничества между Пекином и Брюсселем — «Политике Китая в отношении ЕС» от 13 октября 2003 года. В настоящее время, считают в Китае, отношения с Европой складываются лучше, чем когда бы то ни было, а потому нет никаких оснований жить прошлыми категориями.

Лидеры влиятельных европейских стран, в первую очередь Франции и Германии, также пришли к мысли, что эмбарго «утратило сегодня всякий смысл». (Возможно, прийти к такому мнению им помогла пробежавшая между «старой Европой» и США накануне иракской войны кошка). Именно Жак Ширак и Герхард Шредер являются сегодня главными лоббистами идеи снятия санкций. Показательным представляется и то, что упомянутое январское заседание глав МИД стран ЕС совпало по времени с началом государственного визита во Францию председателя КНР Ху Цзиньтао.

Но не только Париж и Берлин говорят о необходимости пересмотра ситуации. Евросоюз заинтересован в таком шаге не в последнюю очередь потому, что это поможет сократить торговый дефицит в отношениях с Китаем, который исчисляется на сегодня 47 миллиардами евро. Ныне ЕС является третьим по величине торговым партнером Китая и, судя по всему, в течение ближайших пяти лет займет первую строчку в этом списке и станет основным инвестором КНР. Более двух тысяч европейских предприятий уже инвестировали в китайскую экономику, и их количество растет в среднем на 40 процентов в год. Так что чистой воды прагматизм подсказывает Европе проголосовать «за» и не упустить свой шанс на огромном рынке Китая.

В своем интервью Х.Солана заявил, что он лично не видит проблем для снятия эмбарго и считает, что этот вопрос касается двух сторон — ЕС и Китая. В Вашингтоне придерживаются иного мнения. Сразу же после встречи евроминистров правительство США выступило с жестким протестом. К слову, за три года пребывания на посту Дж.Буша США ввели против Китая больше всевозможных санкций, чем за все восемь лет президентства Б.Клинтона. По ту сторону океана считают: в случае отмены эмбарго китайская армия модернизируется таким образом, что это создаст серьезную угрозу вооруженным силам самих США. Ныне, после развала СССР, КНР рассматривается многими как враг номер один. Ну кто же станет вкладывать оружие в руки врага, от которого можно ожидать нападения? Как признался газете Washington Post один из представителей Пентагона, США должны сохранить хотя бы 30-летнее опережение перед Китаем в плане развития стратегических военных технологий. Что касается военачальников китайских, то они заявляют, что с чисто военной точки зрения эмбарго не играет определяющей роли: техника, находящаяся на вооружении НОАК, и без западных технологий является достаточно современной, во многом благодаря сотрудничеству с Россией. Пекин открыто заявляет, что его баллистические ракеты ничуть не хуже иностранных, к тому же Китай научился самостоятельно делать компьютерные чипы к боеголовкам. Вот такой «ответ Чемберлену».

Вашингтон зорко следит за союзниками, дабы те даже не помышляли о возможности продать Китаю что-либо из запрещенного положениями Парижской декларации, подписанной совместно США и европейскими странами, а также обсужденного в Вассенаарских договоренностях. Так, в конце 2002 года Израилю было настоятельно предложено заморозить намечающиеся контракты на поставку в Китай некоторых видов «чувствительного» оборудования, Тель-Авив также был вынужден аннулировать контракт на продажу Китаю радарных систем раннего реагирования. Силу убеждения США испытали на себе и другие страны. Хотя даже за годы существования эмбарго британские, французские, германские и итальянские компании осуществляли сделки с Пекином по продаже технологий двойного назначения, которые используются в китайских наступательных бомбардировщиках, кораблях, вертолетах и подлодках.

Соединенные Штаты создали целую «защитную сеть», четко отслеживающую любую возможность попадания в Китай западного оружия. Она обеспечивается станциями слежения на кораблях Шестого флота США, самолетах ВВС, спутниках-шпионах. Не менее бдительны американцы и в отношении своих производителей. Едва ли не каждый контракт тщательно исследуется на предмет того, не сможет ли КНР использовать приобретенное ноу-хау для совершенствования своих военных программ. За четырьмя ведущими предприятиями ВПК — Lockheed Martin, Boeing, Northrop Grumman and Raytheon — присмотр особый, ведь эти компании имеют весьма прибыльный бизнес с Китаем в гражданской сфере (например, самолеты Boeing составляют в настоящее время костяк гражданского воздушного флота Китая — более 1100 машин). Периодически разгораются шпионские скандалы, наподобие обвинения корпорации Boeing в продаже КНР технологии производства военных навигационных систем, используемых в современных американских ракетах и самолетах.

Нередко, в зависимости от общеполитической ситуации, в американской прессе появляются статьи, уличающие китайцев в нарушении международных договоров по нераспространению. Как раз в эти дни очень своевременно выяснилось, что в 80-х годах ХХ века Китай продал Пакистану технологии производства ядерных боеголовок, которые Карачи перепродал Ирану, Северной Корее, Ливии и др.

Пока же политики решают, как быть, китайско-европейское сотрудничество в научно-технической сфере набирает обороты. В конце прошлого года Пекин официально стал участником программы создания спутниковой навигационной системы, так называемый Проект Галилео. После ввода в действие в 2008 году он будет выполнять практически те же функции, которые выполняет сегодня американская Глобальная позиционная система (GPS). И сугубо мирное использование спутниковой навигации практически сведет на нет монополию созданной во времена холодной войны исключительно для военных целей американской GPS. На подходе и другие крупные высокотехнологические проекты. Так что у США есть все основания опасаться того, что Европа догонит и перегонит Америку в вопросе сотрудничества с все более крепнущей державой — Китаем.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК