Хакатон меняет реальность

1 октября, 2016, 00:00 Распечатать Выпуск №35, 1 октября-7 октября

Представьте, что вы общаетесь с чат-ботом. Он вас регистрирует на мероприятие, запрашивает имя, электронную почту и присылает вам QR-код, по которому можно попасть в запланированное место назначения. Представили? Собственно, так я попал на последний Smart Techno 2016, проходивший на высоте 24-го этажа над Киевом.

Фото: Сергей Аниськов

Программисты за два дня подготовили более десяти продуктов на основе современных технологий

Представьте, что вы общаетесь с чат-ботом. Он вас регистрирует на мероприятие, запрашивает имя, электронную почту и присылает вам QR-код, по которому можно попасть в запланированное место назначения. Представили? Собственно, так я попал на последний Smart Techno 2016, проходивший на высоте 24-го этажа над Киевом. Бота звали Стимпанчик, и он полностью заменил регистратора мероприятия. "У нас вообще не было людей, которые этим занимались!" — радостно сообщили мне организаторы, показывая распечатанные бейджи (их тоже помог сделать Стимпанчик).

Искусственный интеллект, чат-боты, виртуальная (VR) и дополненная реальность — это темы мероприятия, на котором молодые украинские программисты за несколько дней должны были разработать прототипы своих собственных продуктов. Весь день с ними работали менторы, и всю ночь они трудились над своими разработками. Их учили делать презентации, чтобы в новые продукты хотели вложить свои средства инвесторы. И как же я был ошарашен, когда ожидал увидеть трех победителей, но судьи-акселераторы из Израиля, ОАЭ и Украины так и не смогли их определить, разобрав себе проекты молодых людей, как горячие пирожки.

Организатор мероприятия Владимир Краковецкий рассказывает, что классический хакатон (форум разработчиков, во время которого специалисты по программному обеспечению — программисты, дизайнеры, менеджеры — совместно работают над решением какой-либо проблемы. — В.М.) уже набил оскомину украинцам, и аудитория людей, которая действительно "меняет реальность", не приходит. Ища тематику для практикума по современным технологиям, он отталкивался от новейших из них. "В свое время Стив Джобс сказал, что Apple ориентируется на технологии, которые будут развиваться. Сегодня боты, искусственный интеллект и виртуальная реальность только приобретают популярность. Мы видим, что сейчас происходит с ботами в Китае, Канаде, США. Даже New York Times использовала искусственный интеллект для ведения фоторепортажей с Олимпиады в Рио. И они, по моему мнению, двигаются в правильном направлении, автоматизировав этот процесс", — говорит Владимир. 

В Украине боты тоже развиваются, их интегрируют в свои сервисы банки и операторы мобильной связи. Эти электронные собеседники значительно экономят время, и это едва ли не основная задача, которую они решают. "Но остается вопрос имплементации. Надо, чтобы крупная корпорация выпустила возможность легкого доступа к этим технологиям. Это как игра Pockemon Go, которая без смартфонов с камерой не имела бы смысла", — замечает Краковецкий. 

Наконец, во время практикума были наработаны 24 идеи, среди которых: бот-рекрутер, бот-знакомый, бот-организатор, VR-шопинг онлайн, VR-карты навигации, VR-гид интересных мест Киева в формате дополненной реальности, чатовая система общения на любые темы и пр.

Настольная игра с дополненной реальностью

Олег Гордиенко и Анна Витюк загорелись идеей модернизировать настольные игры. "За вечер удалось собрать мысли в кучу, а в течение дня мы разработали прототип игры. В будущем она будет мультиплеерной, командной и пошаговой", — делится планами Анна. 

Они показывают генерированный на основе слова и распечатанный QR-код. Идея заключается в том, что из колоды карт с кодами игроки достают себе героев. Во время наведения смартфона на карточку на экране появляется рыцарь. Но довольно трудно словами описать восторг, когда на вашем столе оказывается виртуальный человечек, которым вы можете руководить с помощью телефона. Впереди еще много работы: прорисовать героев, продумать логику игры, взаимодействие виртуальных героев. У каждого персонажа будут свои характеристики. "Очевидно, мы добавим возможность играть с кем-то даже без физического присутствия последнего. Например, если игроки сидят в отдельных комнатах или вообще в разных странах. Тогда колода карт будет виртуальной, но будет проектироваться все равно на плоскость перед вами", — рассказывают разработчики.

Недавно возле меня в кофейне сидели бабушка с внучкой. "Кать, сколько нам еще идти?" — спрашивала бабушка. "Десять километров", — радостно отвечала девочка, прокладывая маршрут на смартфоне для поиска покемонов. "Господи, сколько нам еще топать!" — жаловалась бабушка. Кажется, в то время как  Pockemon Go вернула детей на свежий воздух, такая настольная игра сможет оторвать подростков от мониторов и посадить их в круг друзей. 

Распознавание украинского языка

"Наш онлайн-помощник будет действительно умным, а не просто произвольно выдавать тексты на основе ключевых слов запроса. Его можно также использовать как мониторинг общественного мнения в социальных сетях", — рассказывает Анастасия Куляк, презентовавшая проект Sheva.

Алгоритм продукта строится на лингвистических теориях. Из предложения делается список, дальше тегируется по частям речи и описывается грамматическая характеристика, т.е. то, как изменяется слово. После этого идет синтаксический анализ, определяется роль слова в предложении. Кроме того, пользователи смогут не только находить текст, но и быстро давать точный ответ из него на вопросы: где, когда, зачем? 

Для украинского языка это первая такая система. Но, если сравнивать с англоязычными аналогами, отечественная программа более совершенная. Для английского языка такие анализаторы используют большой словарь, который занимает очень много памяти и ресурсов. В проекте Sheva значительно гибче алгоритм. Уже через год, продолжая разработки, команда планирует представить готовый продукт. 

Окружающая среда как носитель иностранных языков

Создатели программы спросили себя: почему не позволить людям персонализировать систему обучения? Ведь нас постоянно окружают какие-то предметы, и мы все время с ними взаимодействуем. 

"Если человек изучает иностранный язык, то сможет просто сфотографировать объекты вокруг себя, а программа покажет пользователю перевод их названий. Дальше слова можно будет "тренировать". Это своего рода игра. Будет и возможность делиться своими достижениями с друзьями. В то же время, когда предмет вновь появится у вас перед глазами, вы с высокой вероятностью вспомните его название на другом языке, соответственно — в мозге будут строиться нейронные связи", — подчеркивает один из создателей проекта SnapLanguage Дмитрий Ткалич.

Для распознавания объектов используется нейронная сеть. Она получает большой объем данных, например, загружаются тысячи фотоснимков различных ламп. Нейронная сеть учится и со временем понимает, что на фотографиях именно лампа. 

С современными технологиями для реализации такого продукта достаточно лишь несколько месяцев. Но систему надо постоянно учить, поскольку постоянно появляются  новые и новые виды объектов, других форм и цветов. "Но чем быстрее у нас будут расти ресурсы, чем лучшими будут становиться каналы связи, тем быстрее мы сможем получать результаты. Мы стремимся выйти на режим реального времени", — говорит Дмитрий. 

Быстрая обработка большого текста

Для работы ученых сегодня крайне важны аннотации, поскольку зачастую из 30 страниц текста нужными оказываются несколько абзацев. 

Программа Sem an обрабатывает текст и находит семантические связи между словами, разрешая быстро ориентироваться в нем. 

"Это будет интересно не только ученым, но и всем, кто обрабатывает большие объемы текстов, — объясняет один из разработчиков проекта семантических аннотаций Sem an Антон Кулага. — Например, у нас есть большой материал о том, что вызвало повышение акций. Программа найдет субъект, объект, предикат и быстро выведет ответ. То есть не следует вчитываться в сам текст, система покажет короткие связи".

Раскрасить фотографию или видео за секунды

Команда проекта Image Design Сергей Шатов и Екатерина Стецюк разработали программу, которая позволяет быстро менять цвета на готовых фотографиях или видео. Для этого они предлагают использовать технологии искусственного интеллекта, нейронных сетей, машинного обучения. 

"Мы хотим, чтобы любой человек мог изменить цвет на изображении без предварительного кропотливого изучения сложных программ. Главное преимущество нашей системы в том, что она не "заливает" объект цветом, а сохраняет текстуру. Программу можно использовать для реставрации поврежденных фотографий или даже для раскрашивания черно-белых фильмов", — говорит Сергей Шатов.

…На изображение накладывается новый слой. Далее пользователь проводит несколько линий нужных цветов. Система сама определяет, к какому вектору принадлежит каждый из этих цветов, и разрисовывает изображение. Поскольку программа использует нейронные сети для того, чтобы определять границы предметов, цвета не будут выходить за пределы объектов. 

Виртуальная карта Киева

Команда проекта VR-card дала возможность всем присутствующим немного "полетать". Используя смартфон или вставив его в специальный шлем, вы отталкиваетесь от точки на карте — и перемещаетесь в виртуальное киевское пространство. То есть рассматриваете объемную карту Киева. 

стим
Фото: Влад Коваленко

"Это интуитивная навигация для жителей города и базовая ЗD-модель реального пространства для архитекторов. Ее можно использовать для визуализации проектов будущих зданий в городе. Карту смогут применять и любители квестов. Для разработчиков игр — это готовый игровой мир", — рассказывает представитель команды Артем Батоговский. Данные для построения карты были взяты из открытых источников, а команда прописала решение, которое эти данные визуализирует. 

Архитектор Игорь Степанов, протестировав прототип, не сдерживал эмоций: "Я увидел здесь еще несколько пластов возможностей. Это можно развить в систему, которая будет помогать руководить городским хозяйством. Для инженерных сетей, транспортной системы — это серьезные возможности отслеживать процессы в реальном времени. Кроме того, для градостроителя есть много перспектив, исходя из необходимости оптимизации городского пространства, виртуализации проектов и реконструкций в реальном времени".

Для меня этот день заканчивается в шлеме виртуальной реальности. Я полностью поглощен игрой, осматриваюсь, готовлюсь стрелять в злых человечков, чтобы они не захватили крепость. И пока я кладу стрелу в лук, а в наушниках шумит прописанный программистами мир, невольно пришло на ум: "Что будет, если этим людям, которые за два дня смогли сделать столько невероятных вещей, дать месяц? И каким будет мир после этого?". 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно