Известно, что невинный вопрос «Какое у вас хобби?» одних доводит до бешенства, других — бесконечно удивляет, а третьих — заставляет пускаться в пространные рассказы о коллекционировании пивных бутылок или телефонных карточек. «Да нет у меня никакого хобби! Времени на него не хватает!» — восклицают мужчины, каждый день которых расписан не то что по минутам, а прямо-таки по секундам. «А экстрим? Горные лыжи, охота, наконец?» — продолжают допрашивать представителей сильного пола любопытные и крайне назойливые женщины. И тут выясняется масса интересных деталей: оказывается, что у некоторых мужчин — традиционно женские хобби, к примеру кулинария или… вязание. Помните, один из гоголевских персонажей расчудесно вышивал гладью по тюлю, и при этом никто не мог упрекнуть его в слабости или инфантильности. Чудят мужчины, всякое бывает!
Впрочем, почему женщинам — вязание, а мужчинам — горные лыжи?! Как приятно представить, к примеру, двухметрового, играющего бицепсами гиганта, который старательно вяжет шарфик для своей возлюбленной! Нелепость, — скажете вы. Да почему нелепость?! Не все же мужчинам мамонтов забивать, можно и шарфиками заняться.
Тайное пристрастие
Недавно я обнаружила одно интереснейшее хобби современного мужчины. Не скажу, что стала первооткрывательницей, но наблюдение занятное. Оказывается, у современных мужчин есть одно малоисследованное хобби — тайное пристрастие к женским романам! Наши «доблестные рыцари Айвенго» охотно почитывают вместо детективов или, скажем, боевиков сентиментальные дамские романы, пытаясь постичь с их помощью таинственную женскую натуру. А слабые женщины балуются детективами, которые сами и пишут. Путаница, да и только!
Но, увы, мужчины зачастую стыдятся любого проявления душевной теплоты и поэтому скрывают свои пристрастия от посторонних глаз, притворяясь, что никогда и ни за какие земные богатства не станут «глотать» сентиментальное дамское чтиво А женщинам только и остается, что уличать их во лжи…
Собственно говоря, что же это такое — современный женский роман? И почему в наше неромантичное время женский роман стал тайным мужским хобби?
Плоды сердечной полноты
Ну посудите сами: читателю, выросшему в советскую эпоху, предлагалось «познать» любовь на какой-нибудь ударной стройке, шагающем экскаваторе или партийном собрании… Постмодернисты больше писали о любви насекомых, чем о нежных чувствах людей. А вот стремительно вошедшие на постсоветский книжный рынок романы дам-писательниц вернули в читательский обиход такое «устаревшее» понятие, как сентиментальность. И все почувствовали, как приятно быть сентиментальными — подобно Манилову твердить о майском дне, именинах сердца, вышивать гладью и… читать любовные романы. Особенно если они написаны женщинами.
Впрочем, все, кто пишет о современном женском романе, уверены: автору надо взять некий набор клише и адаптировать его к «местным» условиям. Героиня должна быть сначала унизительно бедна, но потом, с появлением принца на белом «мерседесе», восхитительно богата. Затем принц должен деликатно отойти в сторону, оставив на память любимой заветный «мерседес» вкупе с остальным движимым и недвижимым имуществом. Причем автору любовного романа вроде бы положено своих читателей… умилять, умилять и еще раз умилять. Никаких интеллектуальных истин, Боже сохрани! Один лишь майский день, именины сердца. Озера слез и бочки любовного меда, которым просто обязаны истекать слабые мужские души.
Но почему же многие отнюдь не слабые мужчины с упоением полистывают «Унесенных ветром», «Птичку певчую» или «Поющих в терновнике»? Да потому, что это высокочтимые мировые образцы того жанра, который мы назвали женским романом и который только-только расправляет крылья на горизонте постсоветской словесности…
Дорогу молодым!
О Донцовой, Дашковой, Марининой и, конечно же, Устиновой написано немало. Женские детективы — те же женские романы, но с криминальным оправданием, и королевы этого жанра у всех на устах. Или на зубах, то есть в зубах навязли. Поговорим о молодых. О тех дамах, которые представляют собой будущее этого жанра. О Юлии Тумановой, Полине Поплавской или Светлане Чехонадской. Право же, книжки этих писательниц стоят ободряющего абзаца. И не одного…
Произведения Юлии Тумановой относятся к лучшим образцам несерьезного жанра женского романа. Нестандартный сюжет, героиня, не вписывающаяся в рамки тривиальных схем благодаря оригинальности имени, поведения и судьбы, — без принца и «мерседеса», но с удивительной жаждой жизни. И еще названия, напоминающие о пьесах Островского с их очаровательными бесприданницами, самовлюбленными купчихами и неиссякающей народной мудростью: «Семь верст до небес», «Не было бы счастья…». Книги Юлии Тумановой убеждают в том, что у женского романа есть будущее… особенное, если его читают мужчины.
Недавно я провела среди знакомых мужчин опрос: попросила назвать самую талантливую с их точки зрения женщину-писательницу. Знаете, кого они назвали? Марину Юденич. Оказывается, смесь мистических мотивов с утонченными любовными переживаниями безмерно привлекает читателей-мужчин. А в этом Марина Юденич преуспела. Далее (но уже с меньшей частотой) назывались имена Татьяны Устиновой, Александры Марининой и Полины Дашковой. Но Юденич, конечно, была на первом месте. Женщины бы рассудили иначе. Но у мужчин в области сентиментального женского чтива — свои вкусы и приоритеты.
Резюме
Словом, когда я в следующий раз увижу небезразличного мне мужчину с дамским романом в руках, то не буду снисходительно пожимать плечами. Решу, что речь идет о хобби, на которое мужчина имеет право. На то он и мужчина.