Мудрость не всегда приходит с возрастом.
Бывает, что возраст приходит один.
(Личное наблюдение)
«Я ехала домой, я думала — аванс…», легкомысленно напевала про себя по дороге домой парафраз старинного романса, и тут в троллейбус ворвалась некая невменяемая бабулька, отягощенная национальным атрибутом — тележкой-«кравчучкой», откуда выглядывали нераспроданные за день блоки контрафактных сигарет, и заорала дурным голосом: «Дайте сесть, дайте сесть быстрее…» Во избежание рукоприкладства народ расступился, поддавшись невиданному напору. На восстановление дыхательной системы у старушки ушло секунды три, после чего она начала громогласный обзор ближайших объектов: «А что это у тебя, девушка, юбка срамное место почти не покрывает? Вы видите, граждане? И вообще, что в стране творится?» Далее можно не продолжать, уверена, подобные картинки мы с вами видели, и не единожды. Причем, глядя на старушку, искренне веришь, что ее жизненный энергетический запал отразится на всех домашних: на сыне, который «козел», на невестке, которая «дура», на внуке, который «балбес», а вот она, она… Вообще создается впечатление, что подобного рода бабульки, только различных, если можно так выразиться, модификаций, обложили нас со всех сторон: они — в магазинах, поликлиниках, жэках, не говоря уже о таких одиозных местах, как избирательные участки, где они всегда первые, общественных приемных различных организаций и само собой в пикетах, на демонстрациях и митингах. «Специализация» у каждой из них разная, но всех объединяет поразительная жизнестойкость, безапелляционность и резкость в суждениях, а также активная общественная позиция.
Бабушка бабушке рознь. Во времена советской власти возникло, на мой взгляд, два наиболее характерных типа бабушек. О первом типе, внутреннее и внешнее содержание которого не является темой этой заметки, просто необходимо упомянуть. Это — «ортодоксальная бабушка по-советски». Она хранительница всех очагов, ее основная функция — готовить завтраки, обеды, ужины, при этом ходить на службу, исполняя общественный долг, но все-таки главное — печь пироги, хранить порядок в доме и осуществлять принцип всеобщего противовеса. Для такой бабушки лучший подарок ко дню рождения — сковородка или гладильная доска, причем она этому искренне радуется, ведь можно выполнять свои хозяйственно-бытовые функции с новым азартом! И пусть ее ребенку будет уже тридцать-сорок-пятьдесят — все равно, пока она жива, чувствует себя обязанной готовить, помогать и отдавать свою нищенскую пенсию… Да, подобное извращение было, есть и, к сожалению, пока будет в нашей стране. Однако речь пойдет о втором типе бабушек, о тех самых «железных», для которых главным стало мифическое «общественное благо». Это они сегодня стоят во всех пикетах в любую непогоду, искренне считают, что в беспорядке в местном микрорайоне виноват депутат, а все зло — от владельцев «мерседесов». В свое время именно они отдавали только что родившихся детей в государственные ясли и шли дальше в общественную жизнь. Фанатичные родители называли их Октябрина, Сталина, Тракторина, Ноябрина. Немногие, особо искренние, пытались бороться с подобным безобразием: одна из общеизвестных Ноябрин (Мордюкова) по своей воле переименовалась в Нонну, другая уважаемая Рэма (то есть, Революция электрификации мира в женском роде) — в Римму (Казакову).
Не буду останавливаться на каких-либо конкретных примерах судеб, хотя имя им — легион. Сегодня мой рассказ о будущих, потенциальных бабушках. Наша будущая «железная бабушка» всю свою жизнь отдает общественной работе. Более того, она не ленится учиться — получает одно высшее образование, затем другое. Жизнь проходит, как замечательный детский калейдоскоп, — командировки, встречи с интересными людьми, собственная семья существует параллельно. Сепаратно, то есть независимо от нее возникают семьи у детей, рождаются новые дети, то есть уже внуки. Но будущей «железной бабушке» не до того, у нее главное — общественная работа. Это как в известном: «Нам сонця не треба — нам партія світить, нам хліба не треба — роботу давай!» К сожалению (для них), все закончилось — и партия, и работа. Однако общественный пыл не угас! Ведь нужно же что-то делать! А что? Да что угодно! Пикеты? — Пикеты… Заседания? — Заседания… Листовки, газеты, собрания — да… «Вы говорите, там где-то были дети?» «Да, но они, глядя на вас, даже в коммунистическую партию не вступали»… «Вы говорите, у нас уже есть внуки?» «Да, но они и вас никогда не видят. Ведь вы, оголтелые, все в засадах сидите»…
Тему можно развивать бесконечно. И это совершенно бессмысленно, ведь никто не виноват. «Железные бабушки», отдавшие жизнь борьбе с мифическими врагами, и позабыв о детях, внуках и правнуках, все равно искренни в своем негодовании. Им бы уже о душе подумать, а они все негодуют: «Наших внуков купила Америка!» Ведь вместо того, чтобы хотя бы ознакомиться с содержанием Библии, они до сих пор ищут смысл жизни в общественных работах.
Оказывается, ничего нового в подобном чувстве раздражения и непонимания нет: все это давно классифицировано и описано в западной психологии и имеет устойчивый термин: «эйджизм» (от англ. «age» — возраст), который означает: «Негативное отношение к людям преклонного возраста». Причем термин этот говорит о том, что нет принципиальной разницы в том, «коммунистическая» бабушка перед нами или «капиталистическая». По свидетельству американских психологов, среди белого населения Америки распространен стереотипный подход к старикам, которым приписывают такие качества, как косность, нежелание менять свои привычки и слабоумие. На самом деле старение совсем не обязательно сопровождается потерей памяти, которая чаще всего происходит в результате болезни. Лишь 6% пожилых людей, по крайней мере в Америке, страдают ухудшением умственных способностей, основной причиной чего является болезнь Альцгеймера. Причем в семьях латиноамериканцев и афроамериканцев к старым людям относятся, как правило, более уважительно. Дедушки и бабушки присматривают за детьми и принимают участие в решении семейных проблем. Англосаксонцы, если можно так выразиться, более склонны к тому, чтобы по достижении ребенком восемнадцати лет отправлять его во взрослую жизнь. Здесь мне всегда вспоминается милый анекдот: «Будьте повежливее с собственными детьми — ведь это те люди, которые будут выбирать для вас дом престарелых». А если серьезно, то даже смешно проводить какие-то параллели между нашими и американскими стариками. Для них основное после выхода на пенсию — урегулировать свои финансовые дела, а также придумать новые интересы и занятия: путешествия, чтение, различные хобби или даже обучение новой профессии. Нашим же, обокраденным собственным государством, обозленным на всех и вся, и окончательно «зневіреним» (нет в русском языке более точного слова) — хоть бы пенсии хватило на лекарства и на «колобок» из муки и воды для внука. Кругосветные путешествия нашим старикам могут лишь присниться. В будущей, виртуальной жизни. И то, если они все вдруг поголовно станут буддистами, что маловероятно.
Давайте будем более терпеливыми, терпимыми, доброжелательными, оптимистичными и снисходительными. И все равно каждый из нас, как бы молодых, сидит и думает: «А ведь мы не доживем…» Дабы исправить пессимистическую картинку, расскажу одну реальную историю: «Новый пациент дома престарелых был высокого роста и выглядел прекрасно. Он стал замечать, что одна пожилая дама в инвалидном кресле постоянно и с нескрываемым интересом наблюдает за ним. Когда ему это стало надоедать, он спросил ее: «Со мной что-нибудь не так? Вы наблюдаете за мной с таким интересом.» «Нет, все в порядке, вы просто так похожи на моего четвертого мужа», — отвечала она. «Очень интересно, а сколько раз вы были замужем?» «Три», — ответила дама. Дай бог, чтобы у каждой нашей «железной бабушки» появился свой рыцарь…