Двигаться вперед и "ВМЕСТЕ"!

10 сентября, 2016, 22:01 Распечатать Выпуск №32, 10 сентября-16 сентября

Есть важный аспект школьных взаимоотношений — это отношения "семья и школа". Зачастую в вопросах воспитания детей они находятся по разные стороны баррикад.

С наступлением каждого нового учебного года градус педагогических дискуссий традиционно повышается. Современной школой недовольны и дети, и родители, и учителя. Необходимость радикального пересмотра отношения к школьным программам, организации школьной жизни признает и Министерство образования и науки, предложив для публичного обсуждения проект "Новая школа".

Есть важный аспект школьных взаимоотношений — это отношения "семья и школа". Зачастую в вопросах воспитания детей они находятся по разные стороны баррикад.

Именно консолидации вокруг ребенка всех заинтересованных лиц посвящен открытый конкурс научно-методических программ и проектов "ВМЕСТЕ! Партнерство учебных, культурно-образовательных учреждений, социальных служб и семей". О том, как появилась идея проведения конкурса, о его задачах и перспективах рассказывает доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института педагогического образования и образования взрослых НАПН Украины Галина Лактионова.

— В течение последних пятнадцати лет так или иначе я была причастна к работе с семьей. Когда работала исполнительным директором благотворительного фонда, одним из больших и важных проектов, осуществлявшихся нами в Украине при поддержке правительства Нидерландов, был проект по подготовке приемных семей. Обучение кандидатов базировалось на программе, разработанной в США и затем получившей широкое распространение в Европе. Ее аббревиатура на английском языке звучала как PRIDE. Это емкое название: в нем и гордость, которая должна быть у ребенка, и у взрослых, которые готовы заменить ему родителей, и в то же время — необходимость объединения усилий всех, кто причастен к воспитанию, создания прайда, в чем-то похожего на семью львов. Но объединение усилий в воспитании оказывается важным практически всегда. 

Спустя несколько лет я оказалась причастна к разработке украинской версии еще одной американской программы, дословный перевод которой звучал как "Превратим родительство в удовольствие" (Make parenting a pleasure). В ее разработке принимали участие родители-профессионалы — психологи, родители, педагоги штата Орегон, которые хотели помочь, в первую очередь, родителям, имевшим проблемное детство. Адаптированная украинская версия была названа "Родительство — в радость". Я постепенно начала соотносить этот позитивный опыт с тем, что происходит вокруг. Иногда, спрашивая родителей, ходят ли они в школу, получала встречный вопрос: "А зачем? Достаточно сдать деньги, больше ничего". 

— Галина Михайловна, вы затронули крайне актуальный вопрос о перекладывании ответственности за ребенка родителями — на учителей, и наоборот. Вы же решили объединить усилия?

Конечно! Сейчас началось обсуждение проекта Министерства образования "Новая школа". На мой взгляд, в нем есть возможности для улучшения. Например, существует множество ситуаций, когда не только родители участвуют в процессе воспитания ребенка. Модели современной семьи становятся очень разнообразными, что дает повод социологам и специалистам ставить вопрос об уточнении понятия "семья". В мае я участвовала в международной конференции по проблемам семьи в Жешувском университете (Польша). В нескольких докладах польских социологов высказывалась мысль о несоответствии классического определения семьи и ее функций реалиям нового времени. На мой взгляд, то, что в законопроекте "Об образовании" отмечены лишь родители или люди, которые их официально замещают, сокращает возможности для развития ребенка. Демографическая ситуация такова, что практически во всех европейских странах, включая Украину, происходит увеличение числа людей преклонного возраста, при одновременном сокращении количества детей. В рамках семьи у ребенка есть бабушки, дедушки, прабабушки и, возможно, прадедушки. Существует множество дистантных семей, когда дети и родители живут на расстоянии. Прежде всего, это семьи трудовых мигрантов. Очень часто в этих ситуациях главными воспитателями становятся бабушки, дедушки, ближайшие родственники, друзья.

Опекуны?

Часто у этих людей даже нет такого статуса. Не всякая бабушка согласится стать опекуном ребенка, если для этого нужно лишить ее дочь, уехавшую на заработки, родительских прав. Или женщина родила от второго мужа еще одного ребенка, а ее старший ребенок не хочет жить с отчимом и просится к тете. Разные жизненные ситуации случаются… Воспользуюсь сравнением Кена Робинсона, гуру мировой педагогики, который предваряет свою интересную, дающую пищу для размышления книгу "Образование против таланта" эпиграфом: "Мы никогда не сможем ориентироваться в сложном мире будущего, если начнем смотреть только в зеркало заднего вида. Будем так поступать — обнаружим, насколько мы не в своем уме". Сегодня мы готовим учителей, которые в это зеркало заднего вида, как правило, и смотрят. Причем каждый в рамках только своей специализации. Конечно, должна быть культурная и национальная идентификация. Но раз мы стремимся в европейское пространство, система образования не может не учитывать роль и значение семьи, которая, несмотря на все изменения, остается влиятельным институтом социализации. 

Но в концепции образования "Новая школа" есть раздел "Взаимодействие с семьей". Этого недостаточно? 

Как говорил Шекспир, "Ведь путь не короток от замысла до цели!" Зачастую школа ведет себя по отношению к детям и родителям весьма авторитарно, порой — деспотично. Знакомая рассказала, что класс, в котором учится ее внук, делят на два. Его друзья остаются в одном классе, а мальчика переводят в другой. Ребенок расстроен, родители и бабушка стараются переубедить учителя, а в ответ слышат: "Ничего страшного, подружится с новыми детьми! Во что превратится школа, если мы будем считаться с мнением каждого ребенка?" 

На одном из круглых столов, который мы проводили в прошлом году, директор одной из школ столицы аргументировала, почему она не собирается делать "свое" заведение комфортным для ребенка, примерно таким образом: "Школа — это модель общества, и пусть дети заранее будут готовы к выживанию и решению тех проблем, которые существуют. Педагоги знают, как учить и воспитывать, гораздо лучше родителей. Вы пришли к нам в школу, значит, доверяйте, что означает —слушайте и слушайтесь. Мы для этого учились". Конечно, и родители бывают разные. Некоторые считают школу сервисной организацией: "Мы вам платим — обеспечьте! А мы займемся своими важными делами!" Или просто жалуются на нехватку времени для воспитания, мол, надо зарабатывать на жизнь. На жизнь, действительно, зарабатывать надо. Мне нравится фраза: "Ребенок — это экзамен перед Богом". Несомненно, и в наше непростое время, когда появились проблемы, не имеющие вариантов решений в прошлом, рядом с нами есть семьи, которые очень успешно сдают этот главный экзамен. Среди этих семей есть и неполные. Им удается сохранить семейные ценности, традиции, уважение к старшим, находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях. Мне кажется очень важным узнать, как им это удается, и поделиться этим знанием с другими. Я разделяю точку зрения тех исследователей и практиков, которые не считают институт семьи кризисным, хотя бы потому, что пессимистический взгляд не позволит увидеть ростки нового. 

То есть переосмысление мировой практики, проблем, которыми вы занимались в течение многих лет, привело к созданию Открытого конкурса "ВМЕСТЕ!". Как удалось собрать команду единомышленников?

С самого начала нашу творческую группу из Академии педагогических наук поддержала Ирина Цымбал, которая сейчас возглавляет Институт последипломного образования Луганской области (украинского подчинения). В Киеве роль координатора нашего конкурса взял на себя Киевский университет имени Бориса Гринченко. На новом этапе конкурса появились региональные оргкомитеты в Тернополе и Мелитополе. Мы расширили рамки конкурса, посчитав важным учесть возможности, которые есть для развития и воспитания детей у социальных служб, учреждений культуры. Что касается последних, то сейчас появляются новые уникальные центры, например, "Старая школа" в с. Тарасовка Киевской области. С помощью сельсовета, на свои средства, жители села восстановили помещение старой школы, в которой работают музыкальная школа, различные кружки, библиотека, музей села, проводятся различные мероприятия. 

Вполне понятно: чтобы ресурс территориального сообщества был использован, нужны энтузиасты-волонтеры. Мы не стремимся никого ни к чему обязывать или принуждать. Задача организаторов конкурса — вдохновить и объединить тех, кому интересна тема образовательного партнерства ради детей. В этом году мы провели в Киеве первый семинар, в котором на равных принимали участие руководители учебных заведений, учителя и родители. Оказалось, что это может быть интересно и полезно. 

Какие еще открытия преподнесло вам проведение конкурса?

— Если в первом конкурсе мы получили 22 заявки на участие, то сейчас — 64, почти в три раза больше! 28 сентября в зале президиума НАПН будут подводиться итоги конкурса. Мы ожидаем, что при поддержке администраций Луганской, Тернопольской, Черкасской областей, мэрии Мелитополя приедут кандидаты на звание лауреатов. Понятно, что будут киевляне. Сегодня очень важной является работа социальных служб, особенно в свете ситуации с временно перемещенными гражданами, с подростками, вступившими в конфликт с законом, и ребятами, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях. Среди работ, представленных на конкурс, мы получили интересный "Дневник приемной мамы" из Мелитополя, а из Киевской области — "Дневник патронатной мамы". Думаю, эти дневники могут стать практическим пособием для будущих специалистов социальной работы и приемных родителей. 

В теории менеджмента и социальной работы существует такая практика, когда ровесник в диалоге "на равных" обучает того, кто хочет научиться. В нашем случае учителя, родители и другие члены семей могут стать теми самыми людьми, которые разговаривают на равных, обогащаясь опытом друг друга, без критики и поучительных интонаций. Мы с моей коллегой, кандидатом психологических наук Зоей Гаркавенко, членом оргкомитета конкурса, предложили желающим попробовать вместо формальных "родительских собраний", когда учитель "педагогизирует" собравшуюся аудиторию, организовать "Открытые семейные студии". Как показал опыт первого года апробации предложенной формы, со сменой тональности разговора меняется и тональность взаимоотношений, появляется возможность для диалога, а главное — растет чувство доверия и уважения, без которых партнерства не выстроишь. Новое подтверждение целесообразности такого подхода я нашла совсем недавно, когда на сайте министерства образования Франции прочитала и посмотрела видео о "родительских кафе". Они периодически проводятся министром, приглашающей на неформальное общение, обсуждение актуальных проблем родителей и членов семей. Вслед за министерством такую форму работы сегодня используют во многих муниципальных органах управления образования Франции. 

Еще один пример. Известно, что во многих странах взрослые обеспокоены утратой интереса к чтению. Как решается эта проблема? Президент США Барак Обама вместе с женой Мишель на лужайке возле Белого дома хотя бы раз в год читает вслух книги детям. Понятно, что это становится не только событием национального масштаба, но и традицией, и примером для подражания. В конце учебного года от имени губернатора штата самым читающим ученикам младшей, средней и старшей школы вручаются специальные дипломы. Иными словами, обеспечивается поддержка интереса "сверху". О подобных акциях у нас мне пока неизвестно.

Но ведь французские и американские демократические традиции насчитывают не одну сотню лет! Нет ли у вас опасений, что наши родители, которые сами далеко не все привычны к чтению, от подобных инициатив просто-напросто отмахнутся?

У меня есть опасения, что родители могут не узнать о существовании подобных инициатив… Когда я в прошлом году приехала на конференцию в Северодонецк, узнала об интересном опыте. Педагоги одного дошкольного учреждения попросили детей, родителей, бабушек и дедушек принести свои любимые книжки и рассказать о них. Так была создана временная открытая библиотека, одновременно состоялась акция преемственности ценностей разных поколений. А один из победителей первого конкурса "Вместе! Партнерство учебных заведений и семей" Сергей Радченко, экономист-международник из Черкасс, в этом году разработал и осуществил проект "Комната первой книжки". Теперь в Смелянском районе, на базе одной из сельских библиотек, создано специальное помещение, где малышам удобно, интересно, а потому хочется читать.

Я понимаю, что идея партнерства может показаться романтичной. Перестраивать способ мышления нелегко, но, как говорил Лаоцзы, "Дорога в тысячу ли начинается с первого шага". Первый шаг мы сделали, и намерены идти дальше, разработав маршрут. Есть договоренности о том, что в Киеве и Северодонецке на базе институтов последипломного педагогического образования появятся практико-ориентированные Центры развития партнерства. Обсуждается идея о творческих мастерских, проектной деятельности, но сначала мы проведем обсуждение с теми, кто считает важным развитие взаимодействия с семьей, территориальным сообществом. Надеюсь, "продолжение следует"… 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно