— Когда местная власть с упорством марафонца пробивает никуда не годный проект реконструкции центра города…
— Когда фаворитами руководства становятся непрофессиональные архитекторы, предлагающие вырубить экзотические деревья, «протоптать» тропу по братской могиле и поставить памятник православным святым в чаше фонтана…
— Когда журналистку, написавшую правду о грядущем переустройстве, подвергают публичному шельмованию — возникает естественный вопрос: не пора ли заинтересоваться градостроительными проблемами Чернигова толковому следователю?
Чернигов сегодня напоминает раненного в шею, которому почему-то бинтуют ногу. Невиданная прежде в провинции техника разрушает ровный асфальт, выкорчевывает бордюрные камни. Чертыхаясь, водители объезжают разрытые центральные улицы. Список проблем, решить которые городу не по средствам, занял бы пару страниц. Одно аварийное состояние водоканализационной сети чего стоит! Впрочем, известно чего: здоровья тем киевлянам, которые пьют воду из Десны. Именно им в случае чего придется расхлебывать содержимое черниговских коллекторов. Зачем потребовалось менять исправное уличное покрытие на декоративный кирпичик? Ведомо лишь городским властям. И, может, тому, кто этот кирпичик производит.
Слова «отмывают деньги» звучат в центре нашего города семь раз на дню. Конечно, уличные разговоры для статьи не аргумент. Иное дело — факты. Приведем их лишь по одному из реконструируемых объектов: центральному скверу имени Попудренко. Отсеем те, что можно опровергнуть. Откажемся от комментариев. Позволим себе лишь прием, допускаемый даже в судебной системе: исследование личности людей, стоящих за событиями. (Тоже строго фактологическое, никаких оценок.) Читатель все сам поймет. На понимание властей рассчитывать не приходится: они обо всем лучше нашего знают.
Все началось с «конкурса». Без кавычек это слово писать нельзя: почти все профессиональные архитекторы отказались создавать массовку заранее обозначившимся «победителям» (мы, например, узнали, кто выиграет, за два дня до подведения итогов). Работы рассматривались без девизов. Лишь один из участников защитил свой труд таким образом. Но, вопреки воле соискателя, его имя было разглашено.
Потом последовала попытка «легализовать» результат гласом народа. Работы выставили на всеобщее обозрение. (Зачем, если все уже решено и никакие отзывы ничего не изменят?) Впрочем, для гарантии подстраховались: разместили проект-фаворит наиболее удобным образом. Чтобы оценить два других, следовало упражнять поясницу на акробатический изгиб или становиться на колени.
При подобной диспозиции большинство людей едва ли могли что-то понять. Но понявшие — ужаснулись. Такого «отстоя» архитектурный Чернигов еще не знал.
Лучшее — враг хорошего. Утверждать, что в нынешнем своем состоянии сквер имени Попудренко требует немедленного переустройства и миллионных капиталовложений, — значит, слукавить. Немного найдется в стране уголков, столь органично воплотивших и светлую грусть, и тихую радость. Оазис, засаженный экзотическими долгоживущими деревьями, примыкает к главной площади города. Пересекающие его пешеходные диагонали напоминают простые тропинки, хоть и созданы искусственно. В центре — довоенный фонтан. Когда-то он назывался «Дети и священные животные». Сегодня горожане именуют его ласкательно: «Жабки». (Мало кто из земляков не сиживал в детстве на спине одной из забавных каменных лягушек, восседающих вокруг бассейна.) Здесь хорошо, всегда чистый воздух, напоенный ароматом хвои… А ближе к площади — другой памятник. Неброский. Но тоже известный всем. Братская могила погибших при штурме Чернигова.
Крупнокалиберная авиабомба не могла бы натворить с этим местом худшего, чем то, что предлагает проект-победитель.
Экзотические деревья и кустарники (среди которых редкостная сосна Веймутова, тридцатилетние голубые ели из Нальчика, казацкий можжевельник из Тростянца) — срубить. Когда известный дендролог Зоя Капитова рассказывала по местному радио, сколь уникальны деревья, над которыми навис топор, красавцы, выращенные из семян и саженцев, самостоятельно не размножающиеся в нашей зоне, — голос ее чуть «просел». Как у человека, бессильного помешать вандализму.
Пешеходные диагонали — «тропинки» — убрать. Взамен — прорубить широкую аллею-просеку. (По оценкам специалистов, за открывшуюся перспективу придется заплатить безопасностью. Одним концом аллея уткнется в улицу, по которой осуществляется транспортный транзит.)
Декоративных лягушек — уничтожить за безобразие. А в чаше фонтана разместить памятник православным святым черниговскому князю Михаилу и боярину его Феодору.
Это не все. На выставленном макете-«победителе» не читалась одна жутковатая особенность проекта. Предполагалось, что отдыхающие (если захочется кому-то отдыхать на открытой зною каменной плеши) станут прогуливаться не только по прямой, но и по кругу. По мощеным кольцевым дорожкам, в просторечье именуемым «блинами». Так вот, одни из этих «блинов» прихватывал братскую могилу, уменьшая погребение в размерах.
Лишь в некоторых странах Востока существует обычай попирать память о ком-то ногами. И то — там не по могилам топчутся, а выкладывают на тротуарах мозаичные портреты врагов нации. Врагов, а не национальных героев!
Стоит ли удивляться, что одними из первых приняли в штыки проект реконструкции сквера ветераны войны?
«Уважаемый Николай Петрович!
Нас, ветеранов Великой Отечественной войны, заставило обратиться к вам решение о прошедшем конкурсе по реконструкции сквера им. Попудренко. Получивший первое место проект предусматривает пробивку аллеи от здания банка до площади, причем площадка при входе в сквер накрывает половину братской могилы… Кроме того, проект предусматривает вырубку деревьев как в сквере, так и по периметру площади. Деревья защищают от шума транспорта и создают условия для отдыха. Рубить деревья в центральном сквере города — варварство. Неуместно ставить памятник святым Михаилу и Федору в административном центре города и вблизи братской могилы, где захоронены и мусульмане…». (Из коллективного обращения ветеранов Великой Отечественной войны к главе Черниговской областной госадминистрации Николаю Бутко. Копия предоставлена нам как корреспондентам «ЗН» авторами письма.)
Николай Бутко на послание не ответил. Ответ (покровительственно-хамский по тону) пришел через пару месяцев из городской архитектуры за подписью Т.Мазур. Человека, чье сугубо положительное отношение к «победителям» конкурса и без того всем известно. Ниже мы процитируем этот документ. А пока перечислим некоторые вехи трудового пути лица, его подписавшего. Подробней они были изложены в нашей статье «Градостроительная вакханалия» («ЗН», №20, 2001 г.).
Мазур Татьяна Геннадиевна. Главный архитектор Чернигова. После вхождения ее во власть Чернигов охватила эпидемия градостроительного абсурда. Территории, предназначавшиеся для общественно важных объектов, непостижимым образом оказались в пользовании коммерческих структур и частных лиц. Нормой стали вещи недопустимые и профессионально неграмотные (вроде «тромбирования» тротуаров торговыми павильонами, нарушений норм пожарной безопасности при строительстве последних). Лучшие архитекторы утратили право голоса при решении подобных вопросов. Строптивые — выпали из профессии или оказались под постоянной угрозой потери работы. Градостроительный совет превратился в пустышку. Средство формального благословения «чужих» решений. По свидетельству сотрудников УБОПа (ныне бывших), правоохранительные органы проявляли интерес к деятельности Т.Мазур, но — безрезультатно. (Если не считать результатом увольнение из милиции офицера, пытавшегося расследовать факты коррупции в среде регионального руководства.)
Реакция на нашу статью свелась к попытке выявить источники информации и свести с ними счеты. Градостроительный беспредел в Чернигове не прекратился.
Уточним понятия. Абсурдным то, что творится в нашем городе, кажется лишь со стороны. Происходящее подчиняется жесткой, хоть и неочевидной логике. Более того, оно не является сочетанием случайных факторов. А, как любит выражаться черниговский губернатор Николай Бутко, «системно».
Откуда, например, возникла бредовая мысль установить металлические фигуры князя Михаила и боярина его Феодора в фонтане? Можно до хрипоты спорить, присуще или нет православию скульптурное изображение святых (еще и в фонтанах), является или не является религиозным кощунством размещение подобных символов у захоронения иноверцев (трудно сказать, были ли покоящиеся в братской могиле советские воины-татары мусульманами, но что большинство лежащих там солдат и офицеров — атеисты, сомнения не вызывает). Спор этот ни к чему не приведет. Потому что и черниговские святые (казненные, кстати, Батыем в Орде потому, что отказались купить жизнь, власть и «славу мира сего» ценой предательства), и памятник им, придуманный скульптором Ершовым, — здесь ни при чем. Они — лишь разменная монета, которой, в случае чего, можно и пожертвовать, если комбинация прогорит. Лишь бы сохранить главное.
Один из авторов проекта реконструкции сквера объявил когда-то о сборе средств на вышеозначенный памятник. Собрал ли что, у кого и сколько — только ему ведомо. Но с установкой скульптуры там, где ей, очевидно, положено быть — в часовне у церкви Михаила и Федора — заминка вышла. Почувствовал, что дело пахнет уголовщиной, вышел из игры материально не заинтересованный архитектор. Вот как описывает причину его поступка журналистка Тамара Кравченко.
«По словам Дмитрия Фисенко, он проектирование делал бесплатно. «За такую работу нельзя брать деньги». Когда же дошла очередь к подписи документов, касающихся перечисления средств на реализацию всего объекта, у архитектора вызвало сомнение неоправданно завышенное, по его оценкам, количество материалов и, следовательно, денежный эквивалент их. Смету он не подписал. Часовня со скульптурой не появилась» (Т.Кравченко. «Кто оплачивает ошибку?», «Пульс недели», №21, 2002)
Новую жизнь в начинание вдохнул конкурс на реконструкцию сквера. Стоит ли объяснять, какие уникальные возможности открывает слияние в одном стакане бюджетных и благотворительных средств? Да еще при условии, что контролирующие инстанции найдется кому притормозить?
Чернигов, конечно, не является единственным местом на земном шаре, где слова «недвижимость», «строительство» и «криминал» стали элементами общего смыслового ряда. Но степень открытости, с которой делаются здесь дела, способна поразить воображение любого сицилийца или марсельца. Огласки никто не боится. Внешних приличий не соблюдает. Уличенный в нарушении закона мило улыбается с телеэкрана: «Не отрицаю. Но наше законодательство столь несовершенно». И отнюдь не «пистольерос» или отмороженная братва, а совсем другая сила охотно вмешивается в события, патронируя проходимца.
…Непонятно как (кто-то ведь разрешил, утвердил, спроектировал!) развернулось сооружение питейной точки на древнем Детинце, в двух шагах от памятников домонгольской эпохи — Спасского и Борисоглебского соборов. И.о. начальника отдела охраны памятников областного управления архитектуры Виктор Устинов стройку запретил. Тотчас к нему заявились оперативники из спецслужбы, призванной бороться с организованным криминалитетом. Один предъявил удостоверение с запоминающейся фамилией — Репьях. Интересовала их не персона того, кто воздвигает распивочную под сенью старинных храмов, а обоснованность запрета. Даже копию соответствующей страницы сняли.
…Житель Чернигова Сергей Водолагин попытался выяснить: на каких условиях сменил владельца кинотеатр, сооружавшийся когда-то методом народной стройки. По его грубым прикидам, каждого черниговчанина, включая грудных младенцев и стариков, вследствие передела кинотеатра где-то на трешку «развели». Написал письма в разные инстанции. Ответом был визит сотрудников правоохранительных органов, обвинивших его в административном правонарушении.
(Протокол ЧН №000040 от 20.06.2002 г.; постановление по делу об административном правонарушении от 21.06.2002 г. за подписью А.Проскурничего). Не имел, дескать, права гражданин Водолагин подписываться общественным адвокатом, коль скоро к адвокатуре отношения не имеет. Будто общественный адвокат и выступающий в суде защитник — одно и то же.
Деснянский суд постановлением от 17.07.2002 г. закрыл производство по делу о привлечении к административной ответственности Водолагина Сергея Николаевича в связи с отсутствием состава правонарушения. Можно документально доказать, что в данной истории милиция действовала по распоряжению областной прокуратуры.
...Укором совести лежит на нашем столе письмо обитателей одного из черниговских общежитий. Здание сооружалось именно в таком качестве. Но вдруг «мутировало» в обычный жилой дом. Оно и понятно: «общаги» нельзя приватизировать, акционировать, продать, заложить и т.д. Правда, для успешного завершения мутации следовало очистить недвижимость от нескольких десятков рабочих семей. Изучая обстоятельства подобных дел, особенно остро чувствуешь свое бессилие. Апеллировать не к кому, печатное слово отскакивает как горох от стены.
Разные суммы, объекты, имена виновников и потерпевших... Сливаются мутные ручейки подобных историй в поток у дверей одних и тех же служебных кабинетов. Ничто из происходящего невозможно без участия местной власти. Попробуйте ради интереса, не заручившись соответствующим разрешением, гвоздь на своем подворье забить — увидите, что на вас обрушится...
Пожалуй, пора назвать авторов одиозного проекта реконструкции сквера имени Попудренко.
Гагарин Александр Николаевич. Дизайнер. По словам коллег, прекрасно ладит с главным архитектором Т.Мазур и при ней развернулся как зодчий. (Последствия описаны в статье «Градостроительная вакханалия».) В качестве героя данной публикации особого интереса не представляет. Куда колоритней фигура другого проектанта.
Дедов Борис Степанович. Художник. Но известен не этим. Руководит фирмой, изготавливающей камины для провинциального бомонда. Деятельность элитного печника совмещает с бизнесом галерейщика. При поддержке руководства, в том числе — начальника областного управления культуры О.Васюты, провернул головокружительные комбинации. Самая яркая из них, описанная нами в статьях «Ваше превосходительство, пощадите музеи» («ЗН», №6, 2000 г.), «Культура со взломом» («ЗН», №44, 2001 г.). — отчуждение площадей Черниговского художественного музея.
Операция, осуществленная в обход буквы закона, была легализована решением облсовета. Всех должностных лиц, противившихся ей (включая директора музея В.Емца) «ушли» по собственному желанию. Заменили людьми, связанными с Дедовым общими интересами. Проверка Министерства культуры вскрыла сенсационные факты. Под прикрытием «неприбуткової громадської організації «Пласт-арт» (так называется дедовская картинная галерея, имплантированная в музейные стены) развернуто настоящее производство. Оно создает угрозу для здания — памятника старины и хранящихся в нем музейных коллекций. Более того: присутствие непрошеного соседа делает музей доступным для грабителей. Акт проверки в Чернигове напрочь проигнорировали. Далее события развивались точно по схеме, предугаданной проверяющими. Музей ограбили. Преступники проникли в фондохранилище через арендуемое (по нашим данным — занимаемое практически даром) Дедовым помещение. Но широкая огласка инцидента ничуть не поколебала его позиции.
Добавим еще несколько мазков к портрету земляка-художника. Любит работать (создавать, участвовать и т.д.) с благотворительными фондами, собирающими и осваивающими средства на культурные цели. Умеет обставить любой провал и просчет внешними атрибутами успеха. Кто хочет, пусть доказывает потом, что здание, которое он якобы спас своим ремонтом, было к моменту его вселения уже на девять десятых отремонтировано. Что макет мемориального музея украинского классика, демонстрируемый им высшим должностным лицам, был на деле «пустышкой», не имеющей привязки к местности. Доводил потом эту работу нанятый за копейки профессиональный архитектор. Пусть пытается кто угодно выяснить, почему вдруг к выполнению ремонтно-восстановительных подрядов чиновники стали раз за разом привлекать именно фирму Дедова. Ведь, в отличие от, скажем, межобластных реставрационных мастерских, у него нет ни соответствующих штатов, ни материальной базы. Только расчетный счет.
Ни к чему попытки доискаться правды не приведут. Какая-то волшебная сила защищает Бориса Степановича от контролирующих органов и проверяющих инстанций. Даже мы, журналисты, не сумели получить информацию о его деятельности в соответствующих учреждениях.
Нам называли имя крышующего Дедова киевского волшебника. Но небывалый «фарт», который с недавних пор пошел Борису Степановичу на Черниговщине, едва ли может быть обеспечен связями с одним столичным политиком. Скорее всего, дело в определенных отношениях с местной властью.
Недавно лягушачий фонтан, отроду серый, перекрасили в уродующий зеленочный цвет. А еще — его чашу повредили неизвестные хулиганы.
Прикинув мощность механизма, пробивающего реконструкцию сквера, мы поняли: шансов у «жабок» и вечнозеленых деревьев нет. Приведенному в действие катку все равно, что по братской могиле проехаться, что по экзотическим елям. Вина у последних одна: оказались на пути беспардонной, ничего не боящейся силы.
Черниговское областное радио, городское телевидение, местная газета «Пульс недели», столичные «Україна молода» и «Україна-бізнес» — вот далеко не полный список средств массовой информации, поместивших острокритические отклики на реконструкцию центра Чернигова.
Авторы упомянутых материалов подчеркивают: диалога с «реконструкторами» не получилось. Городская архитектура ушла в глухую защиту. Вопросы — только в письменном виде. При встрече — оскорбительные эскапады.
«При моїй зустрічі з Тетяною Мазур першим її запитанням було, хто мені замовив матеріал. Для журналіста це запитання — образа гідності. Але, напевно, для таких людей, як Мазур, Дєдов та інші, незрозуміло, як можна виконувати свою роботу, не будучи при цьому «купленими». Про які чесні правила гри можна говорити?» (Андрій Муравський. «Чернігівська стіна: чи вдасться її пробити? Про один з варіантів закопування грошей платників податків», «Україна-бізнес», 29, 2002 р.).
Борис Дедов на личные разборки размениваться не стал, а высказал свое видение ситуации в печати. Откликнулся на критику статьей «Жаба, или Кто оплачивает дезинформацию». Тех, кто оплачивает, естественно, не назвал (их нет). Просто так, ни за что, ошельмовал в порядке дискуссии журналистку Тамару Кравченко — автора взвешенной и объективной статьи о реконструкции сквера имени Попудренко.
Сдается, и впрямь и по понятиям команды, взявшейся переустраивать наш город, — незаказной журналистики нет и быть не может.
А не ошибаемся ли мы? Вдруг на нас, а также других журналистов, исследовавших тему, затмение какое-то нашло? И «жабки» вокруг фонтана — действительно мерзкие чудовища (аргумент Дедова), архитектурной и экологической ценности существующее решение сквера не представляет, а проект-победитель — каким бы сомнительным ни был сам конкурс — впрямь лучший из возможных вариантов?
Прокомментировать подобную точку зрения попросили признанного специалиста, автора многих книг по истории Черниговщины, кандидата архитектуры, лауреата премии им. И.Моргилевского Андрея Антоновича Карнабеда. Заключение его (на пяти страницах, аргументированное документами и чертежами) не оставляет сомнений.
Задача благоустройства центральных скверов им. Попудренко и Богдана Хмельницкого была сформулирована еще в начале 60-х годов прошлого века. В 1961 и 1978 гг. общественность ознакомилась с результатами соответствующих конкурсов. Проектные работы проводились большой группой специалистов на высоком профессиональном уровне, при участии научно-исследовательских институтов градостроительства и истории и теории архитектуры (Киев). Детально разрабатывались не только архитектурно-планировочные, но и дендрологические решения, электрическая часть и т.д. Значительное количество проектных материалов сохранилось. Из них следует, что проектировщики бережно отнеслись к установившемуся разделению сквера им. Попудренко на мемориальную и прогулочную части. Планировалось установить современные памятные знаки на братской могиле, могилах освободителей Чернигова Попудренко и Капранова. Отреставрировать фонтан в изначальном виде. Никто не собирался прорубать сквозь сквер просеку. Напротив, предполагалось разделить мемориальную зону и зону отдыха (с детской площадкой) зеленым экраном. Изюминкой одного из проектов (над которым, в числе прочих, трудился и Андрей Антонович) была реставрация скрытых под газоном сквера подземных помещений ХІХ в. (площадью 120 квадратных метров). Принадлежавшие первому черниговскому водопроводу, сейчас они завалены мусором. А могли бы стать уникальным музейным комплексом.
Ни у кого из десятков черниговских и киевских специалистов не возникло сомнения в том, что ненавистный Б. Дедову фонтан «Діти і священні тварини» «...набув значення пам’ятки історії і монументального мистецтва» (А.Карнабед).
По ряду причин планы реконструкции в минувшем столетии реализованы не были. Но актуальности идеи тех лет (созидательные, а не разрушительные в своей основе) не утратили.
«...те, що робиться в сквері ім. Попудренка, засвідчує лише одне — чиєсь ніби умисне спотворення дикунськими яскраво-зеленими пофарбуваннями побитого, понівеченого і досі не реставрованого фонтану-пам’ятки і окраси міста. Як здається, для того, ніби знецінити цю пам’ятку і довести необхідність її знищення як аварійної і огидної», — пишет Андрей Антонович. И далее приводит другие примеры уничтожения в Чернигове исторической архитектурной среды. Перечисляя нарушения, с которыми проходил нынешний конкурс, А.Карнабед подчеркивает: проект-победитель «є найнереальнішим, найдорожчим і, головне, — відірваним від реалій цього історичного місця».
Может быть, «найдорожчий» как раз и является ключевым понятием, раскрывающим смысл происходящего?
...В письме на имя губернатора ветераны Великой Отечественной войны просили его своей властью остановить воплощение абсурдного плана. Как мы уже упоминали, ответ пришел за подписью Т.Мазур. В официальном документе она отчитывала участников Второй мировой, как малых детей.
«Очевидно, что сквер должен сохранять свою мемориальность, и «лягушачий» фонтан — дело прошлое... В управлении архитектуры и градостроительства на протяжении двух месяцев находился макет сквера, получивший первое место, а 05.07.02 г. в помещении театра им. Т.Шевченко была открыта выставка «Архитектура -2002», на которой можно было также ознакомиться с конкурсной работой авторов-победителей. Очень жаль, что Вы не сделали этого, а пользовались только слухами».
В письме сообщается, что «фонтанирующий» памятник святым все же установлен не будет. (Надо сказать, что скандальные подробности, связанные со скульптурой, к моменту написания письма были уже обнародованы в прессе.) Взамен горисполком объявляет конкурс на «лучшую идею монумента соборности Украины, который будет размещен в центре сквера».
Не святость — так соборность. Не все равно? Скульптура святых Михаила и Феодора в центре скандала? Ею пожертвовали, как пешкой на шахматной доске, чтобы сохранить позиционное преимущество. Ведь в остальном проект Дедова—Гагарина обжалованию не подлежит. И будет приведен в исполнение. Волею губернатора Николая Бутко и иже с ними...
Когда статья была уже закончена, глава облгосадминистрации Н.Бутко выступил по областному телевидению в программе «Серед тижня». Он «обрадовал» черниговчан известием, что скверу имени Попудренко уже не быть таким, как прежде. Похвалил городские власти за достижения в реконструкции центра города. Сравнил увлечение реконструкционными работами с болезнью. И добавил (цитата дословная): «Мені дуже імпонує, що міська рада теж цією хворобою захворіла».
P. S. Пока верстался номер — сквера имени Попудренко в привычном и дорогом для черниговчан виде не стало. Все хорошее, что мы написали о нем, — уже в прошлом. Фонтан разрушен, просека прорублена. Трактора вывозят с пустоши, бывшей недавно парком, полные прицепы еловых лап. Все произошло в считанные часы, хоть еще недавно власти утверждали, что деньги на реконструкцию сквера бюджетом этого года не предусмотрены. Огромное количество рабочих набросились на скульптуры, деревья, кустарники с остервенением полицейских, избивающих демонстрантов. Все делается в чудовищной спешке, без окончательного проекта, по эскизам (это неслыханно!). По словам очевидцев, несмотря на аврал, если на спиленном дереве находят дупло — фотографируют (явно понимая неизбежность расследования). Строительная площадка не огорожена со всех сторон (некогда!). Пожилые люди, по привычке пришедшие в сквер, растерянно бродят среди обломков. Не сомневаемся, что подробности строительной авантюры рано или поздно всплывут на поверхность.