По наблюдениям психологов, в последние годы родители стали чаще жаловаться на застенчивость своих малышей. Неужели наше время «разгула демократии» могло хоть каким-то образом поспособствовать большей скованности и зажатости наших детей? Практика показывает: если что-то и изменилось, то скорее восприятие родителями собственных детей. И то, что сейчас многие называют застенчивостью, раньше квалифицировалось как скромность, воспитанность, осторожность.
Иногда родители склонны видеть проблему там, где ее нет вовсе. Так, папа, настрадавшись в детстве от своих обидчиков, обращается к психологу с жалобой на то, что его сын «не умеет дать сдачи». А потом выясняется, что мальчик спокойный, миролюбивый, не привык бросаться в драку по любому поводу и при этом прекрасно ладит со сверстниками. Молодым папам и мамам все чаще хочется, чтобы их ребенок был «пробивным» — иначе, мол, в наше время не выживешь. А у малыша просто может быть флегматичный или меланхоличный темперамент, и ему нужно больше времени на адаптацию к новым условиям или незнакомому окружению. Иные родители мечтают, чтобы их ребенок был всегда в центре всеобщего внимания, им хотелось бы погреться в лучах его славы и удовлетворить собственные амбиции на родительской «ярмарке тщеславия». А малышу может быть просто не интересно читать лучше всех стишок на утреннике (что, кстати, совершенно не мешает ему быть первым в каком-нибудь не столь заметном, но значимом для него деле).
При этом многие родители не задумываются о том, что далеко не все в этой жизни берется повышенной общительностью, связями, нахальством, нахрапом… Очень многое — терпением, умом, трудолюбием, рассудительностью, открытостью, доброжелательностью, умением предугадать последствия своих поступков. И это еще вопрос, кто будет счастливее — человек, посвятивший всю свою жизнь бесконечным тусовкам, идущий напролом ко все новым целям, или же тот, кто умеет радоваться самым простым вещам, ценить прелесть душевного общения со своими родными и несколькими самыми верными друзьями.
Поэтому для начала советуем задуматься — так ли уж ваш ребенок застенчив, чтобы это становилось поводом для особого беспокойства.
Действительно ли ваш малыш застенчив?
Однозначно можно не тревожиться, если малыш не сразу бросается играть с незнакомыми ему детьми, но в то же время у него есть друзья и он умеет быть хорошим товарищем. Если ему нужно некоторое время, чтобы освоиться в новой обстановке, но зато потом он чувствует себя как рыба в воде. Если он не любит и не умеет выступать со сцены, но спокойно и уверенно отвечает у доски. Не тянет на уроке первый руку, но когда его спросят, умеет четко формулировать свои мысли и способен озвучить то, что выучил дома. Не склонен непринужденно болтать со взрослыми, но не прячется от них и при необходимости может что-нибудь спросить или ответить.
Следует учитывать, что большинство детей переживают временные периоды некоторой стеснительности. Очень часто, если на этом не акцентироваться, все проходит само собой. Однако у многих малышей застенчивость проявляется как устойчивая черта характера, и в этом случае у родителей действительно есть повод для беспокойства. Ведь возникшая в детстве застенчивость может в дальнейшем мешать уже взрослому человеку и даже влиять на его судьбу. К примеру, стеснительность может помешать приобрести нужные социальные навыки для полноценного общения с другими людьми. Эта же черта характера может стать препятствием в отношениях с противоположным полом. Но это только в том случае, когда ребенок застенчив «всерьез».
Портрет «настоящего» застенчивого ребенка
Застенчивый ребенок всячески избегает быть в центре внимания. Такой малыш может забиться в уголок и находиться там долгое время, пока другие дети бегают и играют. Он боится людей, не доверяет им, в каждом из них ему чудится потенциальная угроза. Стеснительный малыш боится, что на него накричат, высмеют, о чем-то спросят, а он не сможет «правильно» ответить. Такой ребенок часто не переносят прямых физических контактов с другими людьми, ему может быть неприятно, если кто-то чужой начнет его тормошить, брать на руки, гладить по голове. Застенчивые детей могут быть раздражительны, плаксивы; их утомляет суета, шум, слишком громкие крики. Им неловко в присутствии других людей, они не могут расслабиться и просто быть самими собой. Им кажется, что все смотрят только на него и видят его недостатки.
Стеснительный малыш в сложной для него ситуации становится напряженным, скованным, а его движения — нервными, неловкими. Он может прятаться за маму или папу, избегает смотреть прямо в глаза, говорит тихо и невнятно, а то и вовсе перестает отвечать. Выражение лица может быть замкнуто сосредоточенным или же с застывшей улыбкой, которая как маска скрывает растерянность и неуверенность в себе. На физиологическом уровне у застенчивого ребенка может учащаться дыхание, сильно биться сердце, выступать пот. Он может резко бледнеть или краснеть, испытывать дискомфорт в животе (замирание, бурчание и пр.).
Застенчивые дети, как правило, имеют сложности с самооценкой. Иногда она занижена, и тогда они остро и болезненно ощущают свои действительные или мнимые недостатки, которые конкретизируются в их сознании к подростковому возрасту. Но бывает и так, что самооценка, напротив, завышена и входит в противоречие с тем, как (по его субъективным ощущениям) его оценивают окружающие. Этот внутренний конфликт может привести к тому, что со временем человек сживется с легендой о том, что его не понимают, не способны оценить, не видят его «особенность», «избранность» и пр.
При этом следует учитывать, что нередко у стеснительного, молчаливого и избегающего общения малыша внутренний мир действительно много богаче, чем у тех его сверстников, которые не испытывают трудностей в общении и больше живут внешними впечатлениями. Такому ребенку не скучно с самим собой, он склонен к рефлексиям, самоанализу, фантазиям. У него, как правило, высокий творческий потенциал. Но если, повзрослев, он так и не сумеет минимизировать свою застенчивость, то еще вопрос, кем он станет — успешной творческой личностью или «непризнанным гением», которого не понимает «толпа».
В социальном плане застенчивые дети очень осторожны, их пугает все новое, они медленно привыкают к незнакомым для них ситуациям и окружению. Склонны к строгому соблюдению всяких правил, традиций и обычаев, так как все это создает ощущение стабильности, предсказуемости, защищенности. Ведь в этом случае появляется уверенность в «правильном» поведении, и тогда нет нужды проявлять инициативу, искать свою линию поведения, рисковать, решать, как поступить.
Истоки проблемы
В семье не бывает «отдельных» детских проблем. Практически всегда детские неприятности связаны с внутрисемейными отношениями и личностными качествами родителей. Конечно, у ребенка вполне возможна некоторая врожденная склонность к повышенной замкнутости. Но чаще это все-таки следствие неправильного воспитания или поведения родителей.
Родители провоцируют у ребенка застенчивость в том случае, если у них завышенные притязания, постоянная тревожность по поводу того «что люди скажут», всякого рода комплексы, которыми они «награждают» своего отпрыска. Застенчивость может возникнуть у ребенка и в том случае, если сложности в общении с окружающими есть у его отца или матери. В этом случае малыш «по наследству» получает проблему, с которой не смог справиться кто-то из его родителей (или даже оба). Причем это не всегда заметно со стороны, так как формы проявления застенчивости у родителей и ребенка могут быть совершенно разными. Папа, к примеру, может носить маску некоторой нагловатости, или «пофигизма», скрывая тем самым неумение находить взаимопонимание с окружающими. А мама может в ответственных случаях впадать во внутреннюю панику, которую ребенок безошибочно чувствует на интуитивном уровне. При этом та же неуверенность в себе может проявиться у малыша еще каким-нибудь образом.
Отец или мать могут спровоцировать у своего малыша нерешительность, сомнения в своих силах, зависимость от мнения окружающих авторитарным стилем воспитания, излишней строгостью, завышенными требованиями и ожиданиями от него каких-то особых успехов. Очень опасно, если у малыша сложится впечатление, что любовь обязательно нужно заработать. Боязнь не оправдать, не заслужить, не соответствовать приводит к разным психологическим проблемам, одной из которых и является застенчивость.
Еще одной причиной стеснительности у ребенка может быть гиперопека. Представьте себе маленького человечка, вся жизнь которого состоит из сплошных запретов, а каждое его действие комментируется, оценивается или хуже того — критикуется. Подобный стиль воспитания может привести к двум крайностям: либо к болезненной застенчивости и уверенности, что «я — не такой и все делаю не так», либо к полной неуправляемости и протестному поведению. Впрочем, одно не исключает второго, и из милого стеснительного чада может вырасти буйный подросток, не признающий никаких правил и доводящий до отчаяния всю семью.
Иногда застенчивость может возникнуть у маленького ребенка в результате какого-нибудь события, негативно подействовавшего на его психику. На малыша может повлиять ранняя и потому неизбежно болезненная разлука с матерью, первый негативный опыт общения со сверстниками или взрослыми в детском саду, больнице, школе. Но какими бы причинами ни была вызвана у ребенка застенчивость, при желании и терпении родителей с ней можно справиться.
Несколько рекомендаций родителям застенчивых детей
С уважением относитесь к чувствам своего ребенка. Никогда не настаивайте, чтобы малыш делал то, что для него страшно, непривычно, неприятно. Старайтесь, чтобы ваш сын или дочь всегда чувствовали вашу защиту и поддержку в сложной для него ситуации. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми (ни на словах, ни в душе!). Не давите на него, не торопите, не пытайтесь ломать; вселяйте в него уверенность в себе, своих силах, способностях, умениях. Следите, чтобы вы сами не провоцировали низкую самооценку в своем малыше. Никогда не говорите ему: «какой ты неловкий», «неумеха», «недотепа». Скажите лучше: «Не получилось? Не страшно, попробуй еще раз»; «Не переживай, первый блин комом»; «Все обязательно получится, но для этого надо постараться»; «У меня в детстве тоже не сразу получилось». И вместе с тем ненавязчиво провоцируйте ситуации, когда малышу нужно проявлять самостоятельность. Не бросайтесь чуть что тотчас ему на выручку, предоставляйте ему возможность самому решать свои мелкие детские проблемы.
Формируйте у малыша ощущение успешности. Для этого помогите ему найти полигон для самоутверждения. Вначале вам придется разделять с вашим ребенком самые разнообразные занятия и увлечения, чтобы определить, в каком деле у него больше шансов почувствовать себя на высоте. Именно эту «золотую жилу» есть смысл разрабатывать, чтобы ваш ребенок смог выделиться в кругу сверстников и почувствовать уверенность в своих силах. И не столь важно, что это будет — спортивная секция, кружок рисования или коллекционирование пауков. Главное — чтобы ребенок познал вкус самоуважения.
Учите малыша выражать свои чувства и эмоции. Для этого приучайте его к тому, чтобы он рассказывал не только о внешних событиях своей жизни, но и о внутренних переживаниях: не только о том, что увидел или услышал, но и о том, что при этом почувствовал. Читайте вместе книжки, играйте в игрушки, но обязательно с комментариями, обсуждая, что же чувствуют герои — почему им страшно, что им помогает преодолеть себя и победить врага.
Организуйте жизнь вашего ребенка таким образом, чтобы он больше времени проводил со сверстниками. Идите на определенные неудобства для семьи, но создайте все условия, чтобы к малышу любили приходить другие дети.
Если ваш ребенок слишком «правильный», учите его (как это ни парадоксально) иногда нарушать правила: пусть погуляет босиком по лужам после дождя, во время прогулки съест что-то не слишком полезное, иногда пропустит школу «просто так». Очень полезно упражнение, во время которого вы с малышом будете «рисовать» ладошками (организовать это надо так, чтобы ни он, ни вы не боялись запачкаться). Также играйте с ним в подвижные игры, в которых он может раскрепоститься, покричать, посмеяться. Если малыш привыкнет таким образом играть с вами, то ему проще будет применить этот опыт в игре со сверстниками.
Любите своего малыша таким, каков он есть, всей душой верьте в его силы и способности — тогда и он поверит в себя!