О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной...
К.Батюшков
Каждому из нас знакома ситуация, когда в нужный момент, в крайне ответственную минуту не удавалось вспомнить фамилию, дату известного исторического события или номер телефона. И если на свой ум в подобной ситуации мало кто жалуется, то на память нареканий немало.
А вот бывают счастливчики, обладающие феноменальной памятью. Так, известно, что полководцы Александр Македонский и Юлий Цезарь знали по имени и в лицо каждого из солдат своей многотысячной армии (примерно 30 000 человек).
Механизм человеческой памяти и прост, и сложен одновременно. Сначала идет восприятие информации, затем — ее сохранение, воспроизведение и... забывание. «В шкафах и на антресолях» нашего мозга хранится разнообразнейшая информация, накапливаемая там на протяжении всей жизни. А при необходимости человек может воссоздать ее незначительную часть.
От чего это зависит? Наше сознание постоянно «сортирует» информацию на более и менее важную. То, что для нас не является важным (а мы можем это и не осознавать), забрасывается «на антресоли, пылится» и неизвестно, найдется ли потом. А то, что для человека важно, «кладется» на видное место, чтобы эту информацию сразу можно было найти. В процессе памяти важную роль играет наша заинтересованность ею, увлечения и интересы, волевая настроенность, эмоциональная окраска и состояние здоровья.
Известный литературный герой Шерлок Холмс сравнивал мозг человека с чердаком дома, на который люди сносят хлам, а потом под этой свалкой не могут найти очень нужную вещь. Он же, наоборот, «складывал на своем чердаке» информацию, требовавшуюся для его работы — мог легко различить шрифты любых лондонских газет и сказать, с какой улицы грязь на ботинках подозреваемого... Однако все, что не касалось его профессии, он сознательно «выбрасывал из головы». Так, известный детектив не знал, что планета Земля круглая. И после того как Ватсон спросил Холмса, запомнит ли он этот факт после его разъяснения, Шерлок ответил: «Наоборот, я постараюсь его как можно быстрее забыть, чтобы не засорять голову ненужными знаниями. Ведь это не имеет никакого отношения к моей работе».
Способность забывать, на первый взгляд, вещь абсолютно бесполезная. Но известный психолог У.Джеймс писал: «Наиболее важным свойством нашего ума является способность забывать ненужное». В самом деле, от чрезмерного количества информации, накопленной в памяти, мозг очень быстро «сломался» бы. А некоторые неприятные вещи просто нужно забывать — пережитую вами автокатастрофу, совершенное над человеком насилие, неприятный опыт в любви... Подобные вещи наш мозг, защищая человека, переносит в подсознание. А если бы подобные вещи оставались в нашем сознании, то люди, пережившие автокатастрофу, едва ли смогли бы снова сесть в автомобиль...
Что же можно посоветовать тем, кто хочет улучшить память или облегчить запоминание своим детям?
К процессу запоминания имеют непосредственное отношение впечатление, ассоциация и повторение. Прежде всего нужно быть заинтересованным в информации, которую хотите заучить. Наши ярчайшие моменты жизни прочно оседают в памяти, поскольку самая сильная память — эмоциональная. Поэтому большинство людей с легкостью вспоминают свое детство, ведь время, «когда деревья были большими», переполнено эмоциями, в отличие от жизни взрослой. Чтобы малыш запомнил первые буквы или цифры, форма обучения должна быть игровой. Положительные эмоции и элемент новизны помогут памяти маленького человека стать на путь познания. А при помощи ассоциаций можно запомнить многие иностранные слова, а также фамилии людей, номера телефонов и многое другое.
Древняя латинская поговорка «Повторенье — мать ученья» актуальна и для наших времен. Но чтобы запомнить материал, не нужно его монотонно читать и перечитывать. Лучше прочесть его раз или два, отложить в сторону, а спустя некоторое время перечесть еще раз. Этот способ намного эффективнее. Целесообразно также разделить изучаемое вами на логические части (желательно не более семи) и, повторяя, перечитать их в другом порядке (произвольном). Дело в том, что лучше всего запоминается «первое и последнее» (вот почему всегда хочется вытянуть «первый билет», ведь его, как правило, учат первым и уделяют его вопросам достаточно внимания — как осознанно, так и подсознательно). Поэтому, поменяв порядок частей учебного материала, вы значительно поможете своей памяти.
Старайтесь привлечь к процессу изучения все виды памяти (по анализаторам) — зрительную, слуховую... Так, если преподаватель читает лекцию, нужно внимательно слушать и записывать. Дома желательно еще раз просмотреть конспект или раздел из учебника по этой теме, прочесть его вслух или пересказать отсутствовавшему на лекции товарищу, написать шпаргалку (ничего плохого в этом нет) и еще раз прочесть уже ближе к экзаменам...
Самой сильной считается зрительная память, поэтому старайтесь больше использовать именно ее — пересматривайте учебные фильмы, слайды, сами составляйте таблицы. Если школьнику нужно выучить много математических, физических или химических формул, задолго до экзаменов напишите их, по каждому предмету отдельно (вместе с ребенком), на открытке или картонке и поставьте на рабочий стол. Каждый раз, садясь за него, школьник невольно будет смотреть на эти формулы, и они будут откладываться в его памяти. Но это не значит, что для их запоминания можно только смотреть на «зрительную шпаргалку», не слушать учителя и не читать учебник.
Известно, что человек запоминает примерно треть услышанного, половину увиденного и все сто (!) процентов сделанного. Поэтому если вы или ваш ребенок сделали что-то собственными руками, то это уже практически забыть невозможно.
Чтобы улучшить память, меняйте маршрут, которым вы ходите на работу. Новые улицы, новые дома, новые детали — это значительно лучше, чем устоявшийся, годами неизменный маршрут. Разгадывайте кроссворды, играйте в интеллектуальные игры всей семьей, учите стихи (даже если вы давно вышли из школьного возраста) или сентенции известных людей. Давайте интеллектуальную пищу своей памяти (конечно, не переутомляя ее), и тогда она всегда будет ясной. Кстати, улучшению памяти способствует морковь, рис, гречка, рыбная икра, желтки яиц, свежие фрукты и овощи, сушеный инжир, финики, черный изюм, миндаль и лесные орехи. Хорошей и ясной вам памяти!