ЗАПОМНИТЬ — ЭТО ПРОСТО!

19 марта, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 11, 19 марта-26 марта 2004г.
Автор
Отправить
Отправить

О, память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной... К.Батюшков Каждому из нас знакома ситуаци...

Автор

О, память сердца! Ты сильней

Рассудка памяти печальной...

К.Батюшков

Каждому из нас знакома ситуация, когда в нужный момент, в крайне ответственную минуту не удавалось вспомнить фамилию, дату известного исторического события или номер телефона. И если на свой ум в подобной ситуации мало кто жалуется, то на память нареканий немало.

А вот бывают счастливчики, обладающие феноменальной памятью. Так, известно, что полководцы Александр Македонский и Юлий Цезарь знали по имени и в лицо каждого из солдат своей многотысячной армии (примерно 30 000 человек).

Механизм человеческой памяти и прост, и сложен одновременно. Сначала идет восприятие информации, затем — ее сохранение, воспроизведение и... забывание. «В шкафах и на антресолях» нашего мозга хранится разнообразнейшая информация, накапливаемая там на протяжении всей жизни. А при необходимости человек может воссоздать ее незначительную часть.

От чего это зависит? Наше сознание постоянно «сортирует» информацию на более и менее важную. То, что для нас не является важным (а мы можем это и не осознавать), забрасывается «на антресоли, пылится» и неизвестно, найдется ли потом. А то, что для человека важно, «кладется» на видное место, чтобы эту информацию сразу можно было найти. В процессе памяти важную роль играет наша заинтересованность ею, увлечения и интересы, волевая настроенность, эмоциональная окраска и состояние здоровья.

Известный литературный герой Шерлок Холмс сравнивал мозг человека с чердаком дома, на который люди сносят хлам, а потом под этой свалкой не могут найти очень нужную вещь. Он же, наоборот, «складывал на своем чердаке» информацию, требовавшуюся для его работы — мог легко различить шрифты любых лондонских газет и сказать, с какой улицы грязь на ботинках подозреваемого... Однако все, что не касалось его профессии, он сознательно «выбрасывал из головы». Так, известный детектив не знал, что планета Земля круглая. И после того как Ватсон спросил Холмса, запомнит ли он этот факт после его разъяснения, Шерлок ответил: «Наоборот, я постараюсь его как можно быстрее забыть, чтобы не засорять голову ненужными знаниями. Ведь это не имеет никакого отношения к моей работе».

Способность забывать, на первый взгляд, вещь абсолютно бесполезная. Но известный психолог У.Джеймс писал: «Наиболее важным свойством нашего ума является способность забывать ненужное». В самом деле, от чрезмерного количества информации, накопленной в памяти, мозг очень быстро «сломался» бы. А некоторые неприятные вещи просто нужно забывать — пережитую вами автокатастрофу, совершенное над человеком насилие, неприятный опыт в любви... Подобные вещи наш мозг, защищая человека, переносит в подсознание. А если бы подобные вещи оставались в нашем сознании, то люди, пережившие автокатастрофу, едва ли смогли бы снова сесть в автомобиль...

Что же можно посоветовать тем, кто хочет улучшить память или облегчить запоминание своим детям?

К процессу запоминания имеют непосредственное отношение впечатление, ассоциация и повторение. Прежде всего нужно быть заинтересованным в информации, которую хотите заучить. Наши ярчайшие моменты жизни прочно оседают в памяти, поскольку самая сильная память — эмоциональная. Поэтому большинство людей с легкостью вспоминают свое детство, ведь время, «когда деревья были большими», переполнено эмоциями, в отличие от жизни взрослой. Чтобы малыш запомнил первые буквы или цифры, форма обучения должна быть игровой. Положительные эмоции и элемент новизны помогут памяти маленького человека стать на путь познания. А при помощи ассоциаций можно запомнить многие иностранные слова, а также фамилии людей, номера телефонов и многое другое.

Древняя латинская поговорка «Повторенье — мать ученья» актуальна и для наших времен. Но чтобы запомнить материал, не нужно его монотонно читать и перечитывать. Лучше прочесть его раз или два, отложить в сторону, а спустя некоторое время перечесть еще раз. Этот способ намного эффективнее. Целесообразно также разделить изучаемое вами на логические части (желательно не более семи) и, повторяя, перечитать их в другом порядке (произвольном). Дело в том, что лучше всего запоминается «первое и последнее» (вот почему всегда хочется вытянуть «первый билет», ведь его, как правило, учат первым и уделяют его вопросам достаточно внимания — как осознанно, так и подсознательно). Поэтому, поменяв порядок частей учебного материала, вы значительно поможете своей памяти.

Старайтесь привлечь к процессу изучения все виды памяти (по анализаторам) — зрительную, слуховую... Так, если преподаватель читает лекцию, нужно внимательно слушать и записывать. Дома желательно еще раз просмотреть конспект или раздел из учебника по этой теме, прочесть его вслух или пересказать отсутствовавшему на лекции товарищу, написать шпаргалку (ничего плохого в этом нет) и еще раз прочесть уже ближе к экзаменам...

Самой сильной считается зрительная память, поэтому старайтесь больше использовать именно ее — пересматривайте учебные фильмы, слайды, сами составляйте таблицы. Если школьнику нужно выучить много математических, физических или химических формул, задолго до экзаменов напишите их, по каждому предмету отдельно (вместе с ребенком), на открытке или картонке и поставьте на рабочий стол. Каждый раз, садясь за него, школьник невольно будет смотреть на эти формулы, и они будут откладываться в его памяти. Но это не значит, что для их запоминания можно только смотреть на «зрительную шпаргалку», не слушать учителя и не читать учебник.

Известно, что человек запоминает примерно треть услышанного, половину увиденного и все сто (!) процентов сделанного. Поэтому если вы или ваш ребенок сделали что-то собственными руками, то это уже практически забыть невозможно.

Чтобы улучшить память, меняйте маршрут, которым вы ходите на работу. Новые улицы, новые дома, новые детали — это значительно лучше, чем устоявшийся, годами неизменный маршрут. Разгадывайте кроссворды, играйте в интеллектуальные игры всей семьей, учите стихи (даже если вы давно вышли из школьного возраста) или сентенции известных людей. Давайте интеллектуальную пищу своей памяти (конечно, не переутомляя ее), и тогда она всегда будет ясной. Кстати, улучшению памяти способствует морковь, рис, гречка, рыбная икра, желтки яиц, свежие фрукты и овощи, сушеный инжир, финики, черный изюм, миндаль и лесные орехи. Хорошей и ясной вам памяти!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК