Дети бывают разные. Некоторым попадаются тихие, спокойные, внимательные и исполнительные. А другим совсем наоборот — буйные, упрямые, непослушные и независимые в суждениях. Категории «хороший» и «плохой» исключаются нами изначально ввиду очевидного, ведь каждый ребенок — личность. Однако что же делать родителям, ставшим обладателями чада, о котором, например, в Одессе всегда говорили: «Это еще тот ребенок!», привнося в эту идиому весь спектр предполагаемых эмоций?
Являясь матерью одиннадцатилетнего сына, Ольга заслуженно считала себя ветераном по борьбе с общепринятой педагогикой. У них с мужем Василием, пары «клинических», непрошибаемых
флегматов, народился сынок, самый мягкий эпитет по описанию которого — «живой и резвый мальчуган». Определив его в положенное время в детский сад, обнаружилось, что ребенок там ведет себя, культурно выражаясь, неадекватно. Дело пошло прямо как по Блоку: «И каждый вечер, в час назначенный…» (то есть к 18.00, не дай Бог минутой позже!) приходила Ольга в детский сад, где, потирая руки и сверкая возбужденными глазенками, ее поджидали воспитатели и моментально начинали взахлеб, перебивая друг друга, рассказывать о новых выходках сына. «Вообще-то он мальчик хороший и даже умный, но поведение…»
К школе Ольга уже была внутренне подготовлена, тем более что ввиду яркой неординарности сына выбор пал на частную гимназию. И что же? В первом классе Миша дрался с Андреем, потом Андрей ушел. Во втором классе Миша уже не дрался (только изредка), но находил другой объект для преследования — не дай Бог кто-нибудь лучше ответит на уроке! В третьем — то же самое, и некто «лучший» опять ушел. К моменту перехода в пятый класс Миша стал подобен Дункану Маклауду: он, сильнейший, остался только один!
Ольга, находясь в состоянии постоянной паники от походов на родительские собрания, поняла, что «нужно что-то решать», и обратилась к детскому психологу Виктории Бережной.
— Мы разделяем подобных детей на несколько категорий: либо это «борцы» по природе, либо это дети, испытывающие недостаток любви, или «обиженные» на всех и на все. Если учитель вовремя увидел, что сцепились два «борца», то их нужно немедленно разнимать. А если драку затеял «обиженный» ребенок, то он нуждается совершенно в ином – в ласке. Ему нужна не столько драка как таковая, он просто хочет привлечь к себе внимание. Многие учителя раздражаются: «Этот ребенок постоянно чего-то хочет, куда-то просится — то в туалет, то просто выйти». Мы называем их «вымогатели внимания». И все корни следует искать в семье.
Существует такое понятие, как запрет на чувства. Мама любит своего ребенка, но не знает, как это выразить. Только потому, что у нее в семье не были приняты поцелуи, объятия и прочие сантименты, относящиеся к разряду «телячьих нежностей». Это опять-таки показатель заложенного стереотипа поведения. В массовой (средней) школе, на мой взгляд, просто страшно такому ребенку находиться, и страшно быть родителями такого ребенка. Потому что все равно всех хотят подравнять под общую гребенку.
— Вы согласны с тем, что общий стереотип усредненности личности, как самоцель бывшей советской педагогики, успешно перетащился в наши новые времена?
— Проблема упирается в количество детей в классе, невозможность уделить каждому достаточное внимание и невозможность учителю быть материально незаинтересованным. Однако, опираясь на наши исследования, мы все равно пришли к выводу, что все идет из семьи. Если нет душевного контакта, нет тепла… Мама приходит и говорит: «Я переживаю, вы мне только скажите, что делать?»
В качестве примера: у нас есть один такой гиперактивный мальчик, который подходит к учителю посреди урока и говорит: «Мне нужно выйти». Учитель уже знает, что парню не нужно, к примеру, в туалет, он просто оббежит все четыре этажа школы за пять минут и вернется в класс как ни в чем не бывало, растратив свою «дурную энергию».
— Что же делать родителям в подобных ситуациях? Одни, как правило, горой стоят за своих детей, обвиняя во всех бедах педагогов, другие же, впадая в иную крайность, ругают и жестоко наказывают детей. Где искать «золотую середину»?
— Главное условие — не выносить проблему на всенародное обсуждение. Учитель, родители и ребенок должны все решать между собой. Я знаю одного папу, у которого ребенок, как мы условились называть, «не-такой-как-все». А еще там ситуация отягощена жесточайшими бытовыми условиями. У ребенка нет своей территории, он должен только «сидеть тихо». И вот каждое утро, очень рано, пока никого нет, папа выводит сына на стадион, расположенный радом с домом, и говорит ему: «Сынок, делай что хочешь — бегай, прыгай, кричи до изнеможения». И помогает.
* * *
Лингвистическое отступление по поводу словосочетаний «сидеть тихо» и «ты должен». Маленькая дочка известной российской актрисы Натальи Андрейченко, рожденная ею от суперзвезды Голливуда Максимилиана Шелла и, соответственно, не познавшая «радостей» советской педагогики в частности и общего уклада нашей жизни вообще, с удивлением делает матери замечания. «Мама, ты слишком часто употребляешь слова «я должна, я должна». Запомни, мама, ты никому ничего не должна, и даже нам с братом».
* * *
— Как бы это ни звучало банально — любите ребенка и не бойтесь проявления чувств! — продолжает психолог Виктория Бережная. — Я говорю это как психолог, как родитель и как педагог. Что бы вам ни говорили о вашем ребенке, какой бы он ни был избалованный или капризный, нужно отвечать: «Да, он экспрессивный, да, он «живенький», в конце концов — он такой, какой он есть, и таким я его люблю. Я поговорю с ним, я приложу все усилия для того, чтобы он причинял как можно меньше неприятностей». Очень часто родители так называемых «гиперактивных» детей, в которых бурлит энергия, делают ошибку: они отправляют их заниматься спортом…
— Но это всегда считалось чуть ли не панацеей…
— Отнюдь. Такие командные виды спорта, как футбол, баскетбол, волейбол, где нужно много бегать, прыгать и прочее, не приносят никакого успеха, а только наоборот. У подобных детей процесс идет обратный — чем больше он «заводится», тем больше времени ему требуется, чтобы «отойти». Это совершенно другая реакция, здесь идет не трата энергии в «мирных целях», а умножение всех эмоций, причем в худшую сторону. Чем больше он «заводится», тем дольше остается в таком «заведенном» состоянии. Сделайте сноску на то, что в командной игре наш условный «нестандартный» ребенок запросто может кому-нибудь, из «лучших» побуждений, сделать «подножку», это как минимум. Только после 12 лет подобных детей рекомендуется отдавать «в спорт», причем одиночного вида, как-то батуты, плавание с индивидуальным тренером.
А вообще, если до 12 лет таких детей называют просто «гиперактивными», то позже — уже невоспитанными. То есть родители должны успеть сделать ребенка до 12 лет, по крайней мере, управляемым. Пусть он будет особенный, не такой, как все, но он должен научиться контролировать свои эмоции.
«Я хочу исполнить
гимн Украины!»
— Еще один секрет в управлении подобными детьми — переключение внимания, — продолжает Виктория Владимировна. — Если вы чувствуете напряженность ситуации, стоит сказать: «Петя, сходи к дежурной, возьми у нее новый мел». Пока он пройдется по школе, вся агрессия куда-то денется.
Сейчас расскажу вам совершенно дивную историю. На каждом уроке музыки один мальчик, пятиклассник, поднимал руку и говорил: «Я хочу исполнить гимн Украины». Сначала это всех забавляло, было даже приятно, все умилялись, но когда исполнение гимна «перевалило» за два месяца обучения, «пчелы начали что-то подозревать». Учитель потеряла самоконтроль. То есть она была согласна с тем, что в принципе неплохо начинать каждый урок с исполнения гимна, но всему же должен быть предел. И спрашивается, что делать? Отказать ребенку в осуществлении подобного гражданского акта? Звучит непатриотично.
Последовал вопрос психолога: «Когда он поет гимн, весь класс встает?». «Да». «А вы скажите ему в следующий раз, что дети настолько устали, что у них больше нет сил вставать, поэтому слушать певца они теперь будут сидя». И что вы думаете? Больше парень не пропел ни разу. Возможно, дома его плохо слушали и он недополучил должного внимания, а может, по математике не блистал особыми талантами, кто знает…
В общем, к 12 годам ребенок должен понимать, что его желания должны совпадать с желаниями и возможностями родителей.
А суровая статистика констатирует сухие факты: 95% детей, поступающих сегодня в школу, больны. Здоровых школьников сейчас в Украине практически нет. У многих детей неврозы, которые выражаются по-разному: боязнь темноты, страх перед учителем, страх отвечать у доски, кушать в столовой. У большинства — нервные тики, моргания, высыпания на теле. Очень много детей-невропатов с минимальной мозговой недостаточностью. Таким психологи рекомендуют висеть на турнике вниз головой, для того чтобы кровь приливала к мозгу. Они очень быстро устают, два урока еще могут просидеть, а потом просто спят. «Дети с оголенными нервами…»
— В народе бытует мнение: «А вдруг перерастет?» Так бывает?
— Бывает, но только при условии сильной и любящей семьи. Не надо иметь высшее образование для того, чтобы понимать, любить и уважать своего ребенка. Не стоит переносить свои комплексы и несбывшиеся мечты на детей. Надо отдать должное современным детям — они научились «отвечать». Когда им пеняют на более одаренных родственников, они молниеносно отвечают: «В семье не без урода». К сожалению, самым веским аргументом у родителей считается фраза: «Мы работаем, нам некогда смотреть за детьми».