До начала очередной избирательной кампании в Верховную Раду осталось всего ничего. И дружная армия политологов, социологов, имиджмейкеров и т.д. всех мастей уже выплескивают на телеканалы, в радиоэфир и на страницы прессы относительно будущих победителей всевозможные рейтинги, прогнозы, оценки, создавая полную иллюзию тяжелой, а главное, бескомпромиссной борьбы различных участников предвыборного марафона.
Однако для мало-мальски внимательного человека, интересующегося политикой, понятно, что все происходящее — не более чем иллюзия, театральное действо на сценической площадке размером с Украину перед толпой зрителей. Кстати, после спектакля последним предстоит оплачивать последующие четыре года существования большей части участников сценических интриг.
Впрочем зрителям-плательщикам, гордо именуемым избирателями, не привыкать. Ведь очень и очень многих «актеров», независимо от уровня их умственных, организаторских, творческих и прочих дарований, избиратели уже содержат: некоторых четыре, других восемь, а многих почти двенадцать лет.
В статье «Україна вакантна» (газета «День» от 7.11.2001 г.) лидер СДПУ(о), он же первый вице-спикер Верховной Рады г-н В. Медведчук достаточно аргументированно сформулировал тезис о том, что наша страна «…вакантна щодо кадрів кваліфікованих, ефективних, здатних повести країну в майбутнє». И вы знаете, лично я с этим абсолютно согласен. Да, она действительно вакантна! Более того, я смею утверждать, что она еще и беременна! Беременна давно и безнадежно по-настоящему грамотными, опытными кадрами управленцев, финансистов и экономистов, прошедших школу выживания в диких, противоестественных условиях, сформированных и организованных управленческой элитой за годы независимости Украины.
Да, эти люди — руководители нового поколения, жесткие практики — не только выжили, не только организовали прибыльно действующее производство, но и на основе собственного опыта увидели алогичность и непоследовательность большинства шагов, предпринимаемых управленческой элитой. И выработали свое видение экономической и социальной политики Украины. Эти люди могли бы взять сегодня на себя ответственность за судьбу государства и предпринять действия, способные обеспечить быстрое и эффективное развитие его экономики, решение большинства гуманитарных и социальных проблем.
Но! В связи с этим вспоминается один национальный анекдот. Едут в купе двое пассажиров. Один из них достает свой «тормозок» и начинает есть. Второй спрашивает его: «Что ты ешь?». И происходит следующий диалог:
— Я ем сало.
— А оно вкусное?
— Очень.
— Дай и мне попробовать.
— А ты его не будешь есть.
— Почему?
— А кто его тебе даст.
А действительно! Кто этим желающим и могущим кардинально изменить ситуацию в Украине даст возможность «пожевать» это «сало»?
Для того чтобы объяснить, почему это так, нужно возвратиться в недалекое прошлое Украины, проанализировать нынешний состав управленческой элиты и раскрыть ее мотивацию к сохранению за собой властных полномочий любой ценой.
Вначале пусть каждый читающий этот материал ответит сам себе: «Сколько нужно лет, чтобы честным трудом, даже при наличии своего собственного бизнеса (при условии, что он начат с «нуля») заработать на скромный автомобиль «Мерседес», маленькую «хатынку» в три этажа и счет хотя бы суммой в 200 — 300 тысяч у.е.? Ответ неутешительный.
Почему с «нуля» начатый бизнес? Объясняю. На момент провозглашения независимости на просторах отечества не наблюдалось престарелых рокфеллеров или фордов, торопящихся передать миллиарды долларов своих наследственных богатств только что зачатой «элите» Украины. Так что мы, граждане ныне суверенной Украины, поголовно оказались с пустыми личными карманами (поскольку все честно нажитые сбережения ушли вслед за почившим в бозе СССР), созерцая достаточно большое общенародное достояние, наработанное многими поколениями «радянських українців».
И пока основная часть населения горестно сокрушалась, небольшая часть не слишком щепетильных соотечественников, занимающих должности, дающие им возможность прямого соприкосновения с «общенародной» собственностью, оперативно начала превращать ее в «личную». И проворство этих новых «деловых людей» была таково, что они организовали и осуществили «революцию грабежей», реализовав обозначенное К. Марксом «первичное накопление капитала» всего за 4—5 лет, в то время как эволюционной Западной Европе для этого процесса понадобилось почти столетие.
А это была действительно революция с использованием всех присущих ей форм борьбы. С бритоголовыми «бойцами» и стрельбой, взрывами и, соответственно, жертвами. В этой борьбе новая элита закалилась физически и аморально, выработала несгибаемую способность любым образом защищать теперь уже не «общую», а «свою» собственность.
Таким образом, к 1994—1995 гг. уже достаточно четко вырисовалась авангардная группа представителей национальной управленческой элиты, понимающая, что при всей сложности проблем, связанных с дележом общенациональной собственности между собой, их личные интересы значительно ближе, чем интересы «этой» страны и «этого» народа.
Однако к ней начало приходить и понимание того, что осуществленная ею «кавалерийская атака» на всенародную ниву не осталась незамеченной. И уже тогда у них впервые появилось ощущение страха, что рано или поздно покорный дремлющий народ проснется и пойдет на поиски своих «героев», бросивших его на много лет в бездну нищеты, голода и безверия.
Единственным шагом, который позволял новорожденной буржуазии уйти от ответственности и гнева обманутых и обобранных людей, могла быть власть и только власть. Но власть очень высокого уровня, позволяющая:
— не потерять, а продолжать наращивать сформированный неправедным путем капитал и прятать его в места, недостижимые для глаз и рук «маленьких українців»;
— контролировать информационные потоки, идущие к силовым, фискальным структурам и обратно, чтобы своевременно пресекать путем подкупа или просто начальственной командой «Не сметь!» любые действия, могущие нанести вред «их делу» или высветить через средства массовой информации всю неприглядность их действий и поступков;
— сформировать из числа лично преданных и проданных, повешенных на компроматные крючки людей, чиновничью оборонительную линию, на которую возложить функции по: а) созданию трудностей для проникновения во власть чужих, «относительно честных бизнесменов» — путем организации многочисленных проверок их деятельности фискальными службами, органами МВД и прокуратуры; б) формированию структур в лице местных администраций и их глав, гарантирующих привлечение административного ресурса для выполнения задач поддержки, а в случае возникновения необходимости — в переходе из кресла в структурах исполнительной власти в кресло законотворца.
Однако идти в одиночку с мешками «грязных» денег на завоевание властных бастионов после первых демократических выборов, прошедших на национально-эмоциональной политической волне, было уже, как говорится, даже для Украины «занадто»… Пришлось новоявленным нуворишам искать способы для легализации денег и запуска их в политические механизмы, способные вывезти на Олимп власти или прилегающие территории.
Таковым стало создание политических движений и партий. После 1995 года количество последних начало расти в геометрической прогрессии. И хотя их названия содержали такие забористые слова, как «демократическая», «социальная», «национальная», «реформаторская», «христианская» и т.д., отличить друг от друга эти партии было трудно. Причина заключалась в том, что основой для их создания явились отнюдь не политические или идеологические мотивы, а территориальная, финансовая, кланово-родовая общность или, скорее, схожие источники добывания денег и методики их отмывания.
Следует сказать, что и цели всех этих политических новообразований, и средства достижения этих целей практически были похожи как однояйцевые близнецы.
Цели:
— установление контроля своего клана, то бишь партии, над такими сферами, как металлургия, энергетика, энергоносители, химия, недвижимость и другими, способными быстро приносить большую прибыль и быть предметом купли-продажи в раздетой до нитки Украине;
— организация (надолго и всерьез) защиты сформированного капитала и технологий по его наращиванию под политической крышей.
Средства:
— пропускание части грязных денег через партийные структуры и придание им статуса членских взносов и средств партии, что давало возможность их легального использования в качестве оплаты политических технологий в выборных кампаниях;
— внедрение на узловые должности в структурах исполнительной власти (посредством давления депутатских фракций, подкупа или шантажа) своих представителей, обязанных блюсти интересы партии в избранных секторах экономики и обеспечивать неподконтрольность процедур по реализации этих интересов службам, обязанным делать это в силу своих функций.
Понятно, что в тот период ни о каких системных подходах по выводу экономики из кризиса речь не могла идти. Да и об интересах государства тоже. Нужно было с минимальными финансовыми, моральными и физическими потерями разместить в немногочисленных руководящих креслах многочисленных претендентов из числа бывших героев «революции грабежа», а ныне новоявленных политических лидеров.
О том, что процесс формирования управленческой элиты проходил непросто, свидетельствуют периодические отстрелы отдельных лидеров, оказавшихся то ли излишне одиозными, то ли недостаточно уступчивыми в вопросах раздела сфер влияния. Вторая часть этой элиты, недоступная для отстрела в силу мощи и больших властных полномочий, была благополучно отпущена за рубежи нашей Родины, где и осела в благоустроенных камерах тюрем Европы и Америки. А третья часть была внесена в базы данных западных спецслужб как невъездные, то есть по пересечении границ их бы немедленно задержали и присоединили ко второй части.
Как бы то ни было, но к 1998—1999 годам круг управленческой элиты был сформирован, впрочем, как и правила его существования. Коротко их суть можно выразить словами популярной песни: «…связаны одной целью, скованы одной цепью…». Отныне характер внутренних отношений в элитарном круге можно назвать политикой компромисса и разумных уступок друг другу. Все другое становилось просто неприемлемым в связи с тем, что:
— степень греховности членов элитарного круга перед своими согражданами достигла критического уровня, и попытка использовать весь объем компромата, собранный каждой из групп на своих «партнеров по необходимости» можно сравнить с ядерным взрывом, который сметет с властного Олимпа не только тех, против кого направлена акция, но и инициаторов предать гласности этот компромат.
Итак, условия игры, принятые элитой, предполагают:
— организацию периодических сцен борьбы между элитарными партиями с оглашением оговоренного объема «негатива» для поддержания среди общественности ощущения объективного течения событий;
— обеспечение передвижения лидирующих представителей «избранных» партий на различные должности по горизонтали в пределах элитарного кольца, не допуская смещения их по вертикали (за последние годы случаи перемещения одних и тех же лиц по примерной схеме министр — председатель госкомитета — глава фонда — руководитель уровня Кабинета министров — народный депутат — министр и т.д. стали просто «нормой» жизнедеятельности элиты);
— поочередное принятие в пользу тех или иных партий (или кланов) кратковременных поправок к существующим законам и постановлениям Кабмина, позволяющим наращивать капитал или восполнять понесенные потери посредством временных бизнесовых преференций (не исключена «услуга» в виде передачи одной элитарной партией другой части «заработанных» сумм за содействие в обеспечении количества голосов, необходимого для проведения нужного решения через «своих» людей в структурах исполнительной власти);
— использование привлеченных специалистов на серьезных должностях в управленческих структурах лишь после тщательной проверки на лояльность по отношению к элите и в ограниченном количестве, дабы избежать создания критической массы, которая может размыть границы кольца элиты и разрушить коррумпированную до мозга костей систему власти.
Главная политическая особенность нынешней правящей элиты заключается в том, что она не имеет партийной принадлежности и идеологических пристрастий. Свидетельством тому — легкость и безболезненность в смене ее членами фракций в парламенте и членства поочередно в нескольких партиях. По-настоящему их идеологией была и остается личная нажива за счет других членов общества, а стимулом борьбы за власть — страх разоблачения и потери наворованного.
Создавая систему власти, которая полностью гарантировала бы неуязвимость, нынешняя управленческая элита незаметно стала заложницей ею же созданного кольца. Как и любая другая закрытая система, она уже начала вырождаться, продуцируя социальную индифферентность, неспособность к трезвому анализу происходящего в экономике и обществе, выработке новых неординарных идей и механизмов по их реализации.
В общем-то эта статья, уважаемые мои соотечественники, не об элите, а о нас с вами и будущих гражданах Украины. Ведь все мы заложники этого элитарного кольца, которое в своем горизонтальном вращении стало преградой на пути экономического развития страны, притоку свежей, здоровой и, главное, чистой крови к головному мозгу нации, пережало трахею, мешая стране вздохнуть полной грудью, оглянуться вокруг себя и понять, насколько за последние годы нация обнищала морально, духовно, культурно…
Для того чтобы убедиться, что это правда, не надо прибегать к детальному анализу. Достаточно при созерцании на телеэкранах лидеров политических блоков и партий, входящих в первую десятку избирательных списков (а это предполагает, что они будут нами избраны в «новый» состав парламента и сформируют из себя самих «новое» правительство), попытаться найти глазами хотя бы одно лицо, которое бы не «светилось» все последние годы в этой элитарной среде.
С началом избирательной кампании в ее организацию, как в топку паровоза, будут вбрасываться десятки, сотни миллионов гривен, в свое время разными способами отобранные у нас же. И все это будет делаться только с одной целью — обеспечить сохранение в неизменном виде нашего с вами нынешнего «счастливого» существования и тех политиков у власти, которые его нам создали. Еще на четыре года…
Послесловие
На этом можно было бы и закончить. Но автор слукавил, назвав материал «Выборы… без выбора». Выбор есть! И он целиком за нами. Просто в материале сделана попытка проанализировать процессы происходящие на политическом Олимпе, показать механизмы, приводящие в действие эти процессы, и их мотивацию. А, проще говоря, дать ключ к предстоящей избирательной кампании, помочь понять, что:
— кроме вас, за действительно новый, а не перелицованный парламент, никто не проголосует;
— раздаваемые вам представителями элиты щедрые предвыборные подарки вами же и оплачены, причем в несколько сот раз дороже их номинальной стоимости. И поэтому с вашей стороны не обязательно в качестве благодарности ставить галочку напротив фамилии столь щедрого за ваш счет кандидата в депутаты;
— если вы не придете на избирательный участок, то это не гарантирует того, что ваш бюллетень не будет опущен в урну, но с «галочкой» возле имени совершенно другого кандидата в депутаты, чем тот, которого предпочли бы вы;
— никакие угрозы местных администраций об увольнении в случае голосования «не за того депутата», особенно в отношении учителей, медиков, библиотекарей, — несостоятельны, поскольку с нынешней зарплатой бояться просто смешно и стыдно;
— голосуя по принуждению или за копеечную взятку за человека, к которому не лежит душа, подумайте о том, что минутная слабость будет стоить нам еще четырех лет безнадежной, безрадостной, полуголодной жизни;
— человек, два или три срока отработавший в Верховной Раде и не сумевший радикально изменить нашу жизнь к лучшему, вряд ли сможет сделать это в будущем;
— человек, привыкший жить за счет чужого труда, берущий чужое без спроса в случае нашего повторного доверия ему как депутату, вряд ли избавится от своих пагубных привычек, поскольку такова человеческая природа;
— если вы в вашем окружении видите и знаете людей высоких нравственных, организаторских и профессиональных качеств, ведающих о бедах народа не понаслышке и не по опросам, выдвигайте их кандидатами в народные депутаты всех уровней, окажите им свою моральную и материальную поддержку и, поверьте, они верой и правдой будут служить народу Украины.
И нужно четко уяснить, что гражданское общество, как и истинно национальную элиту, формируют сами граждане своей страны, а не наоборот!
Элита же, сотворившая сама себя и оседлавшая властные структуры, может сформировать только тоталитарно-криминальное общество, где в почете будет одно качество — рабская покорность народа власть имущим.