«Не грызи ногти!», «Вынь палец изо рта!» — такие замечания взрослые зачастую делают детям автоматически. Кто-то подобные проявления считает нехорошей привычкой, но не обращает на нее особого внимания, думая, что она пройдет сама собой. Кто-то, наоборот, заостряет внимание и пытается непременно отучить от нее ребенка, действуя методами отнюдь не педагогическими. А как же правильно реагировать на подобные вредные привычки? Что является их причиной и чем они чреваты? Об этом я поинтересовалась у детского невропатолога Татьяны Исаенко.
— Грызть ногти, сосать пальцы — это не просто привычка, а признак легкого неврозоподобного состояния,— объясняет Татьяна Николаевна. — Всегда нужно знать, что за этим стоит, что является причиной. Чаще всего этим страдают дети с повышенной возбудимостью, ранимые и эмоциональные, а также ребята, испытывающие большие школьные нагрузки, которым трудно сконцентрировать внимание. Подобные, условно говоря, привычки — неадекватная реакция на воздействие внешней среды. Это результат глубоких внутренних переживаний. У некоторых детей это реакция на сильные стресс-факторы (развод, потеря близкого человека, на фоне алкоголизма кого-то из родителей). При этом ребенок не контролирует себя, более того, он может даже получать некоторое удовольствие от самого процесса. Таким образом он отвлекается от внешнего мира. При нормализации условий жизни подобные реакции могут исчезнуть или же хорошо поддаются лечению.
Некоторые родители занимаются самолечением. Чаще всего это испытанный дедовский метод: пальцы в рот — шлепок по рукам. Вырабатывается безусловный рефлекс. Такой метод может оказаться действенным, но, во-первых, сопровождается отрицательными эмоциями, а во-вторых, нет гарантии, что одна реакция не сменится другой и ребенок не начнет страдать, к примеру, тиками. А это уже более серьезная проблема. В основе нервных тиков (частые моргания, «шевеление» бровями, гримасничанье и т.д.) лежат застойные очаги возбуждения в головном мозге.
Существует и другая категория детей, у которых подобные проявления возникают на фоне раннего органического поражения головного мозга. Чаще всего это последствия тяжелой беременности или родовая травма. Тики (гиперкинезы) могут не проявляться до 4—5 лет, но определенный стресс-фактор вызывает возникновение тиков и их стойкое закрепление. Чем больше ребенок пытается «обуздать» свои тики, тем выше вероятность их рецидивов, поскольку они возникают из-за его внутреннего напряжения. Не надо заострять на этом внимание, нужно помочь развеять его страхи, чтобы у малыша появилась уверенность в себе, в том, что его любят таким, какой он есть.
Если ребенок энергично сосет большой палец после того, как ему исполнилось пять лет, может возникнуть опасность неправильного прикуса. Кроме того, когда малыш пойдет в школу, он станет мишенью для шуток и насмешек одноклассников. Вот один из примеров, как без детских слез и травмирования психики можно избавиться от пагубной привычки.
Пятилетняя Даша засыпала только с пальчиком во рту. Если ей запрещали это делать, она долго капризничала и не могла уснуть. Родители пытались бороться: мазали палец горчицей и перцем, но тщетно. Бабушка нашла другой выход. Как-то вечером, зная об увлечении внучки куклами, она предложила сшить им новые одежки. Даша с радостью принесла все лучшие лоскутки. Платья для кукол получились замечательные, девочка была счастлива и согласилась примерить два «платьица», сшитых специально для ее пальчиков. Это были обыкновенные напальчечники с завязочками, из хлопчатобумажной ткани. Она надевала их, закрывала глазки и отправлялась на бал, как Золушка из сказки. Совсем скоро Даша забыла о своей привычке. Каждый из вас может придумать для малыша свою сказку.
Часто мы приходим с работы уставшими, издерганными. Приносим в дом отрицательные эмоции, накопившиеся за целый день, и, не желая того, выплескиваем их на самых близких людей. Возникают конфликты, свидетелями которых становятся дети. Бывает, чего греха таить, срываемся и на них. Подчас мы не придаем значения просьбам малышей, отмахиваемся от их проблем, они кажутся нам несущественными.
— Мама, почитай книжку.
— Завтра почитаю, уже поздно.
— Папа, давай построим крепость.
— Я устал, сам поиграй.
Знакомые диалоги. Не правда ли?
Разговаривая с ребенком, наберитесь терпения, сохраняйте спокойный тон. Не спешите наказывать его за испачканные вещи. Их можно постирать. Не ругайте за запись в дневнике, а прежде выслушайте объяснения. Возможно, она была сделана незаслуженно. А если увидите, что ваше чадо мечтательно грызет ногти или сосет палец, не спешите бить по рукам, а лучше вспомните, как вы, переживая по поводу очередной неудачи или неприятного разговора, нервно тянетесь за сигаретой.