ВРАГ В НАШЕМ ДОМЕ

12 июля, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 26, 12 июля-19 июля 2002г.
Автор
Отправить
Отправить

Мы впускаем его запросто, не спрашивая кто, не глядя в дверной глазок, не проверяя удостоверение личности...

Автор

Мы впускаем его запросто, не спрашивая кто, не глядя в дверной глазок, не проверяя удостоверение личности. Мы позволяем ему бесцеремонно забирать все наше время и нередко оставляем его у себя далеко за полночь. Случается даже, что из-за него мы опаздываем на важные встречи или переносим их на время, которое едва удается высвободить от общения с ним. Оно самоуверенно диктует нам расписание дня, стиль жизни, навязывает свои вкусы и убеждения. И мы даже не замечаем, как постепенно полностью оказываемся под его влиянием.

Его имя знакомо сегодня всем — телевидение.

Ящик Пандоры

Специалистам известны эти свойства голубого экрана. И кому, как не им, осознавать: то, что он будет нести — добро или опасность, — зависит прежде всего от них — тех людей, которые творят, наполняют и формируют его содержание. Не случайно во всех государствах, где власть хоть немного обеспокоена нравственным здоровьем общества, существует жесткое правовое регулирование разрешенного и неразрешенного на телеэкране. У нас же за все время существования независимого государства телевизионный экран отдан на откуп кому угодно, лишь бы побольше заплатил. И вот результат — наш «член семьи», как привычно называют телевизор, очень часто не приносит в семью разумное, доброе и вечное, а превращается в олицетворение зла. Сцены жестокости и насилия, кровь и секс, безвкусица и бескультурье нагло правят бал на телеэкране, и мутная волна так называемой маскультуры, направленная на удовлетворение примитивнейших потребностей и пробуждение самых циничных инстинктов, день за днем подмывает бастионы вечных ценностей, на которых держится мир души: доброту, порядочность, честность, совестливость.

Нельзя сказать, что это никого не волнует. Газеты переполнены возмущенными письмами и призывами бороться с этим злом. Чтобы выяснить, как именно бороться, ответственные лица и целые организации проводят заседания, семинары и конференции. Принимаются очень правильные и целенаправленные постановления, указы и директивы. Вот только на экране, как и раньше, свистят пули и трещат ребра, альковные сцены сменяются кадрами издевательств и смерти — и все это с тонким знанием технологии и настолько хладнокровно, словно за режиссерским пультом сидят мясники.

Возможно ли хоть как-то повлиять на ситуацию? Все понимают, что в нынешних условиях это очень и очень непросто. И все же на местах встречаются попытки что-то сделать. Например, Хмельницкая областная фирма «Киновидеопрокат», на которую возложены функции контроля над кино- и видеопродукцией, демонстрируемой в области, в том числе и на телеэкранах, сумела объединить усилия всех заинтересованных организаций: представительства Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания в Хмельницкой области, МВД, прокуратуры. Вместе они начали настоящую борьбу с распространением нелицензионной продукции в области. На учет были взяты все частные предприятия по реализации видеопродукции — а их на Хмельнитчине было почти сто. Чтобы навести порядок на этом поле деятельности, где контрабанда и видеопиратство к тому времени стали обычным явлением, пришлось прибегнуть к жестким мерам. Против двух хмельницких предпринимателей, не поверивших в серьезность намерений контролирующих организаций, были возбуждены уголовные дела. К административной ответственности были привлечены полтора десятка предпринимателей, причем внимание к такого рода деятельности не ограничивалось лишь Хмельницким, а было повсеместным. В результате Хмельнитчина стала едва ли не самой дисциплинированной в этом отношении областью в Украине.

Можно ли загнать джинна в бутылку?

Генеральный директор хмельницкого «Киновидеопроката» В.Пиддубняк убежден, что для защиты украинского кино- и телеэкрана законов вполне достаточно, есть даже указ Президента об укреплении нравственности в обществе и утверждении здорового образа жизни. А вот выполнять их никто не торопится.

Скажем, как придерживаются одного из главных положений о национальном экранном времени — 30-процентной квоты демонстрации национальной кинопродукции? Работники «Киновидеопроката» в течение одной недели — с 8 до 14 апреля этого года — очень внимательно смотрели телевизор (а на Хмельницкий и область транслируется 19 телеканалов), отслеживая и анализируя использование экранного времени. Естественно, пальму первенства на телеэкране прочно удерживают фильмы. Меньше всего их на УТ-1 — 9—15%. Остальные каналы отдают им львиную долю телевремени: «1+1» — 53%, ICTV — 67—76%, Новый канал — 76—82%. Больше всего украинских лент демонстрирует УТ-1 — 8 в месяц. Остальные же телеканалы их практически не показывают. Зато украинское телеполе буйно орошают слезами мексиканские и бразильские «мыльные оперы», щедро поливают кровью и устилают трупами американские боевики, триумфально топчут сапогами российские менты, прокуроры и бандиты. Фактически украинский национальный телеэкран давно превратился в зону отчуждения от отечественной кинопродукции.

Может, нечего противопоставить чужеземному кинонашествию?

В.Пиддубняк утверждает, что есть. Убеждает цифрами. В фильмофонде областного «Киновидеопроката» — 4326 наименований. Правда, лент украинского производства лишь 192. И все же этого достаточно, чтобы обеспечить 30-процентную квоту для показа в кинотеатрах области. Поскольку почти все они относятся к системе «Киновидеопроката», то контроль осуществляется постоянный и требования государства выполняются. А вот заполнить национальной кинопродукцией отечественный телеэкран в настоящее время практически невозможно. Ведь во всем мире самые большие деньги в ее создание вкладывают сами телекомпании. В Украине же сегодня ни один телеканал, за исключением «1+1», еще не истратил на производство кинопродукции ни гривни.

Ладно, нет своего — показывают чужое. Но законно ли приходит оно на украинский экран? Оказывается, нет. Ежегодно Минкультуры регистрирует более пяти тысяч названий фильмов и телесериалов, предлагаемых для телевидения. Это в десять раз больше, чем количество картин для киносети. Но на самом деле по телевидению ежегодно демонстрируется едва ли не в десять раз больше лент. Более 30% показанных украинскому телезрителю фильмов появились на экранах незаконно, без прокатных удостоверений. Кто-то хоть раз ответил за это перед законом? Никто и никогда. А безнаказанность, как известно, порождает вседозволенность.

Потерянное поколение?

Ничего не происходит само по себе — все делается чьими-то руками. Раньше воспитывали все — семья, власть, школа, партия, комсомол, профсоюз, а также и телевидение. Сегодня практически все самоустранились от этого процесса, едва ли не с пеленок оставляя человека на произвол судьбы. И еще — на то же телевидение. На Хмельнитчине, как и всюду по Украине, за последнее десятилетие появилось немало новых телестудий — причем не только в областном центре, но и в совсем небольших городках. Зависит ли от них, что именно мы видим на экране? Занят ли еще кто-нибудь формированием вкусов человека, его внутреннего мира — или хотя бы отслеживает этот процесс? Меня интересовало мнение по этому поводу компетентных собеседников.

Анатолий Подолян, директор Каменец-Подольской телерадиокомпании, признается, что боится смотреть телевизор вечером вместе с 16-летним сыном, т.к. не знает, какой сюрприз преподнесет ему коварный экран: «Неужели нельзя сделать систему пометок по возрастным ограничениям при просмотре фильмов, как, например, в Польше? Видишь у названия в телепрограмме квадратик, треугольник или кружочек — и знаешь, что можно смотреть детям или подросткам. Но разве только кинопродукция способна вредно влиять на зрителя? Разве телереклама, не сходящая с экранов, менее губительна? Водка «Союз-Виктан», пропагандируемая под прикрытием футбола, «Мягков» или «Nemirоff во всем мире»? Или растлевающая реклама «Лонгера», вообще выходящая за пределы морали?»

Заместитель начальника областного управления образования В.Берека считает, что мы за десять лет потеряли людей, которые воспитывали молодежь: «Там, где были шахматные секции, подростковые клубы — теперь кафе, магазины и стоматологические кабинеты».

— Киногерои наших детей — это вовсе не национальные герои, — резюмирует начальник управления по вопросам внутренней политики облгосадминистрации Г.Гоцкий. — Но попытайтесь что-либо сделать для того, чтобы было иначе! Если власть еще имеет возможность влиять на школу, то на кино- и телеэкран — практически никакой.

— Нельзя сидеть сложа руки, — развивает свою мысль заведующая рекламно-информационным отделом «Киновидеопроката» М.Гасюк. — Если проанализировать репертуарную афишу хмельницкого детского кинотеатра «Планета», едва ли не единственного в государстве сохранившегося в качестве детского, то легко убедиться, что он не по официальным бумагам, а на самом деле стал центром отечественного киноискусства. Хотя мы работаем с тем, что имеем, но мы еще и работаем с аудиторией, мы пытаемся воспитывать будущих кинозрителей.

Как это непросто, рассказала Н.Манькивская из Шепетовки. Кинотеатр в этом городе десять лет вовсе не работал: потолок обрушился, штукатурка обсыпалась. «Киновидеопрокат» на свой страх и риск взялся за его восстановление. И когда он впервые после ремонта открыл свои двери, десятилетние дети буквально прилипли к киноэкрану. Они щупали его со всех сторон: «Ты гляди, какой большой телевизор!» Это могло бы быть смешным, но на самом деле было стыдно и страшно. Ведь без войны, без природных катаклизмов мы сумели создать бедствия и разруху. А руина вокруг нас неминуемо разрушает и души.

— Как мы можем развиваться, — спросила директор Волочиской киносети О.Деркач, — если нас оставляют ни с чем? Например, провели мы активную подготовительную работу перед демонстрацией киноленты «Зорка Венера» и собрали за ее показ целых 400 гривен. 240 — за прокат, 80 — НДС, а еще — Пенсионный фонд... И что же остается нам на развитие? Ладно, это дела финансовые. Но эта картина — предостережение против такого современного бедствия, как наркомания. И разве она может противостоять круглосуточному телепоказу, демонстрирующему прямо противоположные ценности?

— Ситуация в Украине напоминает фильм «Человек с бульвара Капуцинов», — отмечает директор областной телерадиокомпании «Контакт» А.Олесь. — Пришел добрый, порядочный человек — и фильмы показывает добрые и порядочные. А появился негодяй — и крутит ленты такие же, как он сам. Но обвинять за такую ситуацию местные телекомпании наивно. Ведь мы покупаем формат канала и вставляем туда свои информационные передачи.

— Настоящая причина существующего положения, — сказал директор и ведущий хмельницкой муниципальной телерадиокомпании «Контакт» А.Пундик, — отсутствие государственной идеологии, осознания государством того, что оно желает, к чему стремится, какие ценности исповедует. Я вот однажды «завтракал» с «1+1». Хорошенькие девочки в украинских веночках танцевали там в прозрачных платьицах, а затем начали снимать и эти условные наряды. Но ведь венок — символ девичьей чистоты, наша национальная традиция всегда стояла на страже самой суровой морали, — а что же нам показывает телеэкран?

Если подытожить все сказанное, то это будет сгусток боли: мы теряем своих детей. Мы не можем противостоять всепроникающему телеэкрану со своими поучениями и проповедями: будь честен, слушайся отца с мамой, веди себя прилично, не обижай слабых... Да что там — многие из нас, взрослых, и не пытаются это делать. Обремененные кто физическим выживанием, а кто — наживанием денег, имущества, богатства, мы с удовольствием отдали своих детей на откуп телеэкрану, ограничив родительские обязанности чисто функциональными: накормить, обуть, одеть, выучить. «Скупой платит дважды, — горько сказал О.Деркач. — Сейчас мы жалеем денег на хорошее кино, а завтра будем тратить огромные средства на борьбу с наркоманией, алкоголизмом, бандитизмом». И привел уже нынешние цифры этого бедствия в скромном райцентре Волочиск.

Мы знаем великое множество другой страшной статистики. Детской и подростковой преступности, проституции, абортов. Катастрофического роста масштабов и шокирующего омоложения венерических заболеваний. В современных фильмах все просто и легко: пришел, увидел, переспал. Красивые съемки соблазнительных тел — и никаких последствий в форме нежелательной беременности или сифилиса. В фильмах люди живучи и непробиваемы: уже и мамонты попадали бы замертво, а они снова поднимаются и молотят друг друга пудовыми кулаками, расстреливают в упор и подрывают гранатами, чтобы снова подняться и драться. А в жизни вдруг оказывается, что человеческая жизнь и начинается легко, и обрывается мгновенно. И проблем в ней почему-то намного больше, чем во всех фильмах вместе взятых. Поскольку там они касаются кого-то, то кем-то и разрешаются. А в жизни приходится все решать самому.

Самим нам придется распутывать нами же созданную проблему: сделать наш телеэкран не врагом, а другом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК