«ВОЛШЕБНАЯ ИГЛА-96»

17 января, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 2, 17 января-24 января 1997г.
Отправить
Отправить

Вечер трудного дня Названный прессой и специалистами «самым долгоиграющим проектом 1996 года в области моды» фестиваль «Волшебная игла-96» наконец-то завершился, все-таки «перепрыгнув» в год нынешний...

Вечер трудного дня

Названный прессой и специалистами «самым долгоиграющим проектом 1996 года в области моды» фестиваль «Волшебная игла-96» наконец-то завершился, все-таки «перепрыгнув» в год нынешний. Финал и награждение победителей конкурса, начавшегося 8 августа, состоялись 6 января, в канун православного Рождества. Совпадение весьма удачное, ведь по замыслу организаторов фестиваль должен проходить в режиме non-stop, как смена времен года, и предусматривает два ежегодных сезона-показа: «осень-зима» и «весна-лето». Так что в идеале завершение одного сезона должно говорить о скором начале следующего. Но новая «Волшебная игла» должна начаться не раньше февраля, так что у нас есть немного времени для того, чтобы, вспомнив весь марафон отборочных туров и финальных мероприятий, постараться понять, какой же была «Волшебная игла- 96».

Сама идея профессионального конкурса модельеров, - а фестиваль задумывался именно так - давно, так сказать, носилась в воздухе. Воплотить ее пытались не раз, и самые заметные попытки - это ежегодная «Alta moda». Однако оказалось, что провести профессиональный конкурс значительно сложнее, чем его задумать, так как мода - искусство очень зрелищное, а значит есть постоянное искушение найти громких спонсоров, превратить конкурс в яркое шоу с продажей дорогих билетов... и так далее, насколько хватит фантазии и деловых качеств. Учредитель и главный организатор «Волшебной Иглы» киевский Центр развития моды во главе с Г. Корсуненко однозначно отказался от такой модели. Вероятно, такому решению способствовал и первый опыт «иглы», проведенной в 1995 году на Певческом поле во время празднования Дня Независимости. Тогда многотысячная публика безусловно была в восторге, но конкурс, который длился 7(!) часов, закончился глубокой ночью, когда члены жюри с трудом помнили всех 42 пробежавших перед их глазами дизайнеров. Но все равно проведение некоммерческого конкурса наверное было бы невозможным без прекрасного, лучшего в Украине (и даже, говорят, в СНГ - охотно верим) демонстрационного зала Центра, отвечающего самым высоким мировым стандартам. Впрочем, зал этот очень хорош не только с технологической, но и с эстетической точки зрения, в нем царит удивительная атмосфера свободы и какого-то спокойствия, и всякому, кто заходит туда, уверена, сразу хочется заниматься творчеством и ничем иным.

Итак, имея в активе прекрасный зал и хорошую идею профессионального конкурса, Центр развития моды открыл Второй международный фестиваль моды «Волшебная игла-96».

На этот раз организаторы никуда не спешили. Участники конкурса, которыми могли стать как свободные дизайнеры и коллективы, так и представители любых домов моделей (нужно только, чтобы они прошли предварительный отбор дирекции и жюри фестиваля), должны были не спеша, с интервалом в 10-15 дней показывать свои коллекции, объединенные по несколько в один вечер. Показы не предполагали ни громких анонсов, ни большого скопления зрителей. В зале должны быть только специалисты - конкурс-то профессиональный. Такие условия показов и их график, безусловно, позволили жюри работать наиболее эффективно.

Кстати, о жюри. Оно, как правило, является самым показательным звеном любого фестиваля: именно по нему во многом можно судить об уровне, профессионализме и серьезности намерений мероприятия. В жюри «Иглы», в основном, вошли лучшие специалисты, причем, несмотря на то, что молодая Л.Пустовит несколько месяцев назад уехала на работу в Париж, оголив «левый фланг» жюри, оценка авангардных моделей, на наш взгляд, не стала менее точной. И ведущий художник фирмы «Михаил Воронин» Е.Корсуненко, и ведущий художник ЦРМ Н.Соболева своими коллекциями не раз демонстрировали тонкое чувствование и свободную интерпретацию тенденций современной моды. Единственной фигурой, вызвавшей недоумение, в составе жюри профессионального конкурса модельеров была художественный руководитель театра «Браво».

Впрочем, и состав конкурсантов тоже вызывал некоторое недоумение. Прежде всего удивляло присутствие там все тех же Н.Соболевой и Л.Красюка. Эти два уважаемых мэтра по праву заняли свое место в жюри. Они же принимали участие в конкурсе и, естественно, выиграли его в номинации «мэтр» - естественно не потому, что они подсуживали сами себе, а потому что мастера такого масштаба неизбежно становятся призерами. Действительно, последние коллекции Соболевой очень интересны, но это не значит, что дизайнер, за плечами которого 25 лет успешной творческой работы, должен доказывать это путем символической борьбы с другими конкурентами. Зато в качестве гостя Наталья Филипповна была бы украшением фестиваля, тем более, что, на наш взгляд, ее работа в области мужского трикотажа сегодня безусловно вне конкуренции. Но гостей на фестивале не было, и, быть может, Соболева потому приняла участие в конкурсе, что ей не разрешают «показаться» нигде в другом месте?

Устроителям удалось собрать много интересного со всей Украины. Что касается других городов, то традиционно наиболее активно вышли на контакт Львов и Одесса. Север и восток пока не охвачены, но, вероятно, все еще впереди, так как планируется большая работа в регионах. Из киевлян «выставились» многие, но все же не все, кто этого хотел. Преградой стало одно из условий конкурса, на наш - и не только на наш - взгляд слишком жесткое. Так как конкурс профессиональный, жюри одним из обязательных условий поставило то, что должны были демонстрироваться непременно новые, нигде еще не показанные коллекции. Причем не показанные не только на профессиональных конкурсах. А сделать это было довольно сложно, особенно в этом году, который вместил в себя конкурс «Smirnoff», Дни национальной моды, «Alta moda» и много других более мелких конкурсов, фестивалей и клубных показов. Быть может, дирекция в будущем смягчит это правило, чтобы иметь возможность показать у себя большее количество хороших, но не слишком богатых дизайнеров...

Кто же все-таки попал на «Иглу»? Не оценивая конкретно (пусть сестры разберут серьги самостоятельно), попробуем лишь определить основные тенденции. Авангард, по поводу которого еще несколько лет назад всерьез ломались копья, мирно был заявлен как одно из направлений, но представили его только студенты ГАЛПУ (исключение составили две львовские коллекции - «Шахматы» и «Райские птицы»). Таким образом, авангард на «Игле» присутствовал как некая болезнь роста дизайнеров и знак демократичности дирекции. Да и то некоторые студенты попрактичнее начали уже с прет-а-порте. Приз за авангардную коллекцию в номинации «мэтр» так и не был присужден. Что же касается «нового имени», то им стал Федор Савченко (ГАЛПУ), коллекция которого «Оболочки» продемонстрировала очень оригинальное технологическое, дизайнерское решение темы - не за счет нетрадиционных материалов или концептуальной постановки.

С прет-а-порте тоже не все было гладко. К сожалению, на конкурс в этой номинации было представлено множество дизайнеров, чьи коллекции показали безнадежное отставание от действительно современной моды. Слишком часто, по меткому выражению одной журналистки, «по залу разносился устойчивый запах нафталина», и для многих дизайнеров такого уровня авангардом вполне могла бы стать, скажем, коллекция Соболевой. И произошло это во многом потому, что дирекция, как всем известная унтер-офицерская вдова, «сама себя высекла»: ведь часто невостребованными остаются те, которые никому не нужны... Зато лучшие коллекции, показанные с небольшим перерывом, отчетливо продемонстрировали милый и спокойный «киевский» стиль элегантных линий, мягких драпировок и изысканных пропорций, королем которого по праву стал один из победителей в номинации «прет-а-порте мэтр» Леон Красюк. Победительницами в номинации «новое имя» стали В.Стельмашова и Ю.Лепехова (ГАЛПУ), представившие действительно интересную коллекцию «Индия» (правда, показана она была как авангард). Что ж, такое решение еще раз говорит о раскрепощенности и современности жюри фестиваля.

Перед самым закрытием фестиваля в ЦРМ прошла серия вечеринок «От Рождества до Рождества». Как мы ни пытались выяснить, были ли «Рождественские вечера» частью «Волшебной иглы», нам не удалось. Вероятно, дирекцией ЦРМ владели противоречивые чувства. С одной стороны, «Вечера», пожалуй, впервые в Киеве проанонсировали и частично воплотили идею свободных тематических вечеринок. Правда, не все темы были раскрыты с одинаковым блеском. Скажем, «Фольклор», несмотря на то, что были представлены уникальные народные костюмы, выглядел гораздо скромнее и значительно скучнее, чем «Sexy»-вечеринка, которая стала безусловной кульминацией вечеров, хотя бы потому, что в этот день киевляне смогли увидеть перфоманс Андрея Бартенева, который в мире был показан третий раз. Для посвященных необычайно подняло рейтинг вечеров участие английского скульптора Эндрю Логана и постоянное присутствие произведений искусства - разнообразных мини-выставок в фойе, созданных энергией и тонким вкусом искусствоведа Татьяны Ржондковской.

С другой стороны, было очень ощутимо, что «Вечера» проходили «на грани фола»: еще за полчаса до начала очередных показов не был точно определен состав участников. По существу устроители вечеров не предложили ничего принципиально нового. Тематические вечеринки с раскованными ведущими и свободно отдыхающими зрителями уже давно проводятся и во Львове, и в Москве. Разве что действительно свежей стала идея превращения в клуб профессионального зала.

И кроме того, вокруг «Вечеров» возникло столько конфликтов, сплетен и недоразумений, что дирекция сочла наиболее уместным дистанцироваться от них, предоставив зрителям самим решать, насколько органично эти мероприятия вписались в «Иглу» и вообще в концепцию мероприятий ЦРМ.

Как бы то ни было, 6 января прошел объединенный с заключительным «Вечером» финал «Волшебной Иглы», сопровождаемый парадом-алле ее участников. И пока долго раздавали разнообразнейшие дипломы и призы лучшим модельерам, моделям, членам орггруппы и технического обеспечения и прочая, и прочая, как это принято на больших фестивалях, я невольно поймала себя на мысли: уже очень интересно - а что будет на следующей «Волшебной Игле»?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК