Эту статью можно было бы начать, как советскую детскую книжку, разоблачающую суеверия, или как научно-популярный фильм на ту же тему. Первая фраза должна быть такой: «Люди издавна стремились узнать свое будущее». Затем книжка или фильм, поговорив немного о похвальной тяге человечества к новым знаниям, принималась обстоятельно и со знанием дела изобличать церковников, колдунов, гадателей и прочих мракобесов, дым от подозрительных курений которых веками застилал солнце разума. Не имея возможности углубиться в эту тему ввиду отсутствия специальных знаний, хочется подчеркнуть лишь один злорадно педалируемый нюанс: упомянутое желание «познать будущее» с особенной силой охватывало массы, как правило, в преддверии так называемых «круглых дат» (кстати, абсолютно абстрактное понятие, учитывая количество вариантов летосчислений на Земле) и прочих «подходящих» моментов. Со временем, конечно, отношение к подобным предсказаниям стало менее серьезным, да и поводы для них измельчали. В современном мире некогда сакральное стремление выродилось в простую рутинную традицию, которая выражалась в том, что перед каждым Новым годом самые разные милые люди делали более или менее остроумные предположения о том, «как это будет» в следующем году.
На сей раз такой мелочью не отделаешься. Шутки шутками, но что ни говори, а двойка с тремя нулями завораживает - даже компьютеры не выдерживают. Поистине магия цифр. Тут уж простенькая фраза «в будущем году» не пройдет. Нужно по меньшей мере лет на 50-100 замахнуться. Как говорят в некоторых газетах, «глобалистика» (слово, к Глобе никакого отношения не имеющее - а жаль, так хотя бы было смешно).
Впрочем, будущий год в действительности уже давно перестал быть будущим. Про него все уже известно: от бюджета и уровня инфляции до моды - хотите знать, что будут носить следующим летом, просто «зайдите» в Интернет.
Другое дело, помечтать о следующих двух-трех веках - хотя бы есть где развернуться.
Что ж, давайте развернемся. Итак, о чем будем представлять? Да о чем угодно, ведь выводы-то все равно будут одни и те же. Синкретизм, так сказать, наука о человеке. В смысле, что с какой стороны ни подойди, все о нем, человеке, получается. Так уж с любой? А вот, к примеру, мода будущего - невинный женский вопрос. Сейчас мы в каком-то смысле еще раз переживаем времена первобытного хаоса - это когда Земля была еще жидкой и разные частицы болтались в этом шарике вперемежку. Только сегодня этот шарик у нас в головах. Если же попытаться «расслоить» его, назвав основные составляющие, то, если обобщить множество чуть отличающихся друг от друга направлений, обозначатся два основных, прямо противоположных друг другу вектора. И водораздел будет проходить по вашему отношению к реальности. А проще говоря, по способу получения удовольствия: вы планируете делать это традиционным образом или новыми, современными методами?
Этот маятник стар, как мир. Вправо-влево, живопись-графика, объем-плоскость, красота-функциональность. Но сейчас не все так просто. Речь идет не о смене стилей. Впервые, с тех пор как на Земле появился человек, нарождается новый способ жизни.
Часть дизайнеров по-прежнему остаются верны - и такая тенденция наверняка продлится еще не одно десятилетие, так что успокойтесь, на наш век хватит - традиционному, так сказать, классическому представлению об образе жизни и, следовательно, о функции одежды. Представлению, ключевыми словами которого остаются «ощущение», «чувственность», «удовольствие». Разумеется, каждый понимает это по-своему, но все модельеры этой волны, начиная от замшелых анахронизмов типа Ив Сен Лорана и заканчивая дерзкими бунтарями вроде МакКвина и Жана Поля Готье во главу своего творчества ставят человеческое тело - реальное и красивое, краски, ощущения, запахи. Эти люди не боятся реальности, напротив, они от души наслаждаются ею и даже бросают ей вызов. Словно не замечая опасностей современной цивилизации, они призывают гулять по смрадному страшному городу как по цветущему саду. Размеры декольте, длина юбок, материалы и прочие элементы диктуются исключительно соображениями стиля. «Удобно все, что красиво!» Для них все еще живы понятия «ручная работа», «уникальность» и тому подобное. Люди, желающие следовать их моде, должны обладать достаточной смелостью, но она с лихвой компенсируется обаянием безрассудства. Они напоминают аристократов, предпочитающих умереть, чем отказаться от своих привычек, возведенных в принцип. Они - нечто вроде конной полиции: безусловно, устарело, но очень красиво и к тому же, из-за технического несовершенства, временами необыкновенно эффективно. На их коллекциях стоит печать гениальности и скорой гибели. Это путь, ведущий в никуда. Так сказать, Рим периода упадка. И чем больше будет изменяться мир, тем отчаяннее будут цепляться они за ускользающую красоту, предлагая вещи пусть нелепые, смешные, непрактичные, чтобы позабавить, привлечь внимание, озадачить, но живые, живые, черт побери.
За невозможность убежать, сесть куда попало, за беззащитность и боязнь показаться неуместным они имеют свою компенсацию. Они по-прежнему сохранили - и еще долго будут сохранять - секрет естественной чувственности. Безусловно, окультуренной, но в основе своей восхитительно первозданной и неотменимой. Впрочем, так ли уж неотменимой?
Ведь уже несколько лет параллельно этим романтикам в мире существуют «новые люди». Они вовсе не так эффектны внешне. На первый взгляд даже убоги. Но это всего лишь видимость. Просто мы привыкли смотреть на внешность. Они смотрят внутрь. «Наружа» - не их среда обитания. Нельзя сказать, что они боятся реальности, но во всяком случае, она представляется им враждебной и агрессивной.
Может сложиться впечатление, что это шаг назад, во времена первобытные, и люди ощущают себя в городе, как американцы во Вьетнаме. Нужно быть готовым к тому, чтобы много ходить по разной местности и рельефу, носить одежду, не сковывающую движений и идеально защищающую от непогоды и держать руки свободными, для чего служат множество карманов и удобные заплечные сумки и рюкзаки. Но нет, это шаг вперед - город и физическое передвижение в нем воспринимаются как необходимость, как неизбежное зло. Главная же жизнь протекает внутри - в компьютере.
Соответственно и новая сексуальность не имеет ничего общего непосредственно с телом. Последнее должно быть стандартным и здоровым - вот и все претензии. И вовсе не обязательно вообще как-то подчеркивать половые признаки. Важно, что это человек - и пользователь.
Конечно, все эти черты сегодня лишь едва намечены и новая мода имеет еще очень поверхностный характер. Но и техника пока еще отстает. О чем можно говорить, если до сих пор не изобретен искусственный интеллект и у разработчиков все еще какие-то проблемы с сенсорной перчаткой! Впрочем, уже сегодня среди нас ходят люди будущего - правда, их пока немного.
Наиболее модные студенты Массачусетского университета - признанного мирового лидера компьютерных технологий - вполне решили для себя проблему современной моды. Их снаряжение для выхода на улицу выглядит следующим образом: на поясе прикреплен портативный компьютер и аккумуляторы (кстати, изобретена обувь, генерирующая механическую энергию ходьбы в электрическую), на голове шлем с моноклем (все-таки один глаз пока остается миру) и спутниковая антенна. Вдобавок, в шлем вмонтирована портативная видеокамера. Они постоянно в Сети, в любой момент имеют доступ к любой информации и все, что видят и думают, могут передать кому угодно, но в электронном виде. Говорят, выходя в таком виде группами поразвлечь обывателей, они, идя рядом, общаются друг с другом через Сеть...
Как они одеты? Разве это важно, ведь они и не видят друг друга по-настоящему. В их одежде наверняка множество карманов и обувь на устойчивой подошве. А еще все материалы современны, технологичны и способны защитить их владельца и его оборудование от непогоды. А то ведь так и не заметишь, что дождь пошел...
Ну и как же быть? Можно ли найти разумный компромисс? Да, конечно, можно, каждый день - это компромисс. Но жизнь идет своим чередом, унося нас в будущее со скоростью 3600 секунд в час, и скоро каждому придется определить самому, насколько ему дорога старая добрая реальность - да и дорога ли вообще?