Волонтерские будни

17 октября, 2014, 21:15 Распечатать Выпуск № 38, 17 октября-24 октября 2014г.
Отправить
Отправить

Помогающие мирному населению волонтеры сегодня творят чудеса. И не только потому, что находят возможность помогать при ограниченных ресурсах

Волонтерские будни

Святогорск. Центр помощи переселенцам "Пирамида". Разговор переселенки и волонтера:

- Я здесь уже два месяца с четырьмя детьми. Становится холодно - наш домик не отапливается, а возвращаться некуда. Меня готовы принять на зиму родственники в Херсонской области. Но нет денег туда доехать. Выплаты на детей я здесь не получаю. Что делать?

- Позвоните на нашу волонтерскую горячую линию помощи переселенцам. Вам постараются помочь.

11-12 октября в Святогорске состоялась встреча волонтеров, помогающих мирному населению. Более 100 волонтеров из Киева и Харькова, Славянска и Мариуполя, Донецка и Одессы, Днепропетровска и даже из Нижнего Новгорода встретились, чтобы познакомиться вживую, обменяться опытом и скоординировать действия. Говорили о многом, в первую очередь о наболевшем.

О зиме

На сегодняшний день это один из самых больших страхов волонтеров. Зная, в каких условиях находятся переселенцы и жители населенных пунктов, где в результате военных действий полностью разрушена инфраструктура, наступления холодов волонтеры ожидают с ужасом. Варианты решения проблемы обсуждались разные. С одной стороны, еще теплится надежда, что государство сможет найти и выделить на зимний период жилой фонд для переселенцев, которым некуда возвращаться. С другой - сегодня идет разговор о необходимости создания стационарных и передвижных пунктов низкоуровневых услуг: обогрев, питание, как помыться, зарядить аккумуляторы. На это необходимы ресурсы.

Продумываются также планы о создании на местном уровне в различных регионах мастерских и цехов по производству теплотехники (например буржуек) и строительных сборных конструкций.

О справедливости и примирении

По мнению волонтера из Харькова Анатолия Полковникова, государственный подход к защите прав и помощи мирному населению несправедлив. Сухие цифры красноречиво свидетельствуют: мирных жителей, пострадавших (убитых и раненых) в ходе военных действий, уже как минимум втрое больше, чем военных. Но все внимание общества приковано к помощи армии.

Номер 565 для помощи армии есть, но нет его аналога для помощи мирному населению. Нет широкомасштабной информационной кампании, которая примиряла бы жителей Украины, настраивая на взаимопомощь и взаимоподдержку.

Стигма, сформировавшаяся в общественном мнении по отношению к переселенцам еще весной, увеличивается. А объемы собираемых для помощи переселенцам средств уменьшаются.

О бюрократии

О ней говорят не только волонтеры, но и сами чиновники, активно участвующие в оказании помощи переселенцам. Так, по словам заместителя мэра Мариуполя Татьяны Ломакиной, государственные центры занятости на практике сегодня не могут осуществлять свои функции по взятию на учет и трудоустройству переселенцев. Чтобы зарегистрировать человека и выделить ему социальное пособие, наша бюрократия требует справки о доходах с последнего места работы и из центра занятости по месту прописки, что человек не стоит там на учете. Но получить такие бумаги людям, выехавшим из Донецка или Луганска, нереально. Получается замкнутый круг, который наша устаревшая бюрократическая машина разорвать пока не может. Вот и приходится волонтерам создавать негосударственные центры занятости, заниматься поиском работы для вынужденных переселенцев. Таких примеров - множество.

О взаимодействии

По мнению координатора горячей линии "Донбас SOS" Юлии Галаган, сегодня можно наблюдать два подхода во взаимодействии между государством и волонтерами. "В одном случае ответственный за помощь вынужденным переселенцам руководитель-чиновник пашет - и команда у него адекватная, и результаты есть потрясающие. Обращения волонтеров встречают нормально, сами перезванивают и рассказывают, как помогли человеку в беде. А в других случаях - чиновники со всеми вопросами посылают переселенцев к волонтерам, прикрываясь тем, что нет возможности помочь. Для меня сегодня важный вопрос: как создать такой механизм (контроля или мотивации), чтобы чиновники "рыли землю" хотя бы в рамках существующих возможностей государства?".

Волонтеры, с одной стороны, с гордостью рассказывают, например, о подвигах харьковской службы МЧС, объединившей с ними усилия по вывозу раненых из зоны АТО; о трудоголизме Мариупольской социальной службы, взвалившей на себя заботу о 15 тыс. беженцев в городе. С другой - жалуются на то, как их "используют" чиновники, прося, например, разрешения использовать для отчета на сайте местных администраций цифры по количеству переселенцев, которым помогли волонтеры. И этот подход убивает. Так же, как и "совковое" требование подготовить позитивную отчетность для штаба Гройсмана. В Киев докладывают, что проблем нет, и переселенцы всем обеспечены. А на самом деле есть случаи смерти от нехватки инсулина.

***

Помогающие мирному населению волонтеры сегодня творят чудеса. И не только потому, что находят возможность помогать при ограниченных ресурсах. Поражает еще и то, что люди с разными взглядами, ценностями и убеждениями, находящиеся по разные стороны "баррикады", смогли поставить во главу своего дела жизнь конкретного человека и желание ему помочь. Именно это помогло объединиться и преодолеть барьеры. И это должно стать примером для всей Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК