Внешкольное воспитание. 16 лет спустя

Поделиться
Помните, как когдато после школы все девочки спешили петь, танцевать, вязать, а мальчики мастерить самолеты и корабли, играть на барабанах и готовиться к походу в горы...

Помните, как когда­то после школы все девочки спешили петь, танцевать, вязать, а мальчики мастерить самолеты и корабли, играть на барабанах и готовиться к походу в горы. Кроме этого, по дороге в секцию все старались перевести старушку через дорогу и уступить место в автобусе. А за пределами школы, казалось бы, неисправимый двоечник и разгильдяй становился членом команды и другом.

Сегодня, наверное, каждому приходилось видеть старшеклассника с ранцем на плечах и пивом или сигаретой в руке. Детьми, дышащими клеем прямо на улице, уже никого не удивишь. Это то, что мы видим. А еще есть статистика. За последние десять лет почти вдвое выросло количество поставленных на учет несовершеннолетних школьников, употребляющих наркотики. Каждое второе преступление, совершенное ими, тяжелое. Больше половины таких осужденных на момент совершения преступления нигде не учились и не работали. Их количество по сравнению с 1990 годом возросло на 40,4%.

Научные и социологические исследования показывают, что вся эта картина — следствие плохого воспитания, неправильной организации свободного времени молодых людей, низкого культурного уровня и размытости ценностных ориентиров. И это закономерно. Ведь сегодня украинских детей, которые в большинстве своем не видят родителей целыми днями и в лучшем случае предоставлены бабушкам и дедушкам, в обязательном порядке только образовывают, но не воспитывают. И если вдуматься в то, что записано в Основном Законе государства, то получается, что из ребенка, обделенного по каким­то причинам вниманием взрослых, при не самых плохих обстоятельствах получится имеющий понятие о логарифмах невежа, поскольку воспитательная роль у нас лежит на внешкольном образовании, а оно необязательное.

Конституция декларирует равный доступ к внешкольному образованию. Но, как утверждают научные сотрудники, эксперты и сами работники внешкольных учреждений, зачастую в стране нет либо равного доступа (популярные кружки платные), либо самого качественного внешкольного образования с сетью учреждений, которые могут заинтересовать современного ребенка.

Обратимся к цифрам. Сеть внешкольных учебных учрежде­ний (без спортивных школ), находящихся в сфере влияния Министерства образования и нау­ки, с 1524 в 1991 году сократи­лась до 1481 в 2005 году. С клубами по месту жительства и комнатами школьника, которые координирует Министерство по делам семьи, молодежи и спорта, ситуация хуже — только с 2003 года прекратили свое существование 150 учреждений. Открываются и новые внешкольные учреждения. Например, за последний год их количество в сельской местности выросло на шесть единиц, в Одесской области за последние два года — на три, в Днепропетровской, Ивано-Франковской, Киевской областях и в Киеве — на две, а в Волынской, Харьковской, Черниговской, Ни­колаевской и Львовской областях — на одну. Увы, этот рост все равно не компенсирует сокращения сети в целом. В качестве контраргумента Министерство образования и науки приводит такие данные: несмотря на значительные потери в середине 90-х, сейчас процент детей, вовлеченных во внешкольное образование, от общего количества детей школьного возраста (по сравнению с 1991 годом) воз­рос на 0,6%. Хорошо, что детей уда­лось «вернуть», но почему же при такой сложной ситуации в стране с несовершеннолетними не удалось привлечь больше детей? Ведь во внешкольных учреждениях в Украине занимается только четвертая-пятая часть всех детей школьного возраста, в то время как в России во внешкольном образовании занято около 40% детей, а в Бельгии около 40—50% детей посещают разные клубы при школе.

Первые камешки новой стройки

Научные сотрудники, изучающие это направление, говорят, что в первые годы независимости внешкольное образование захлестнула волна проблем. Луиза Ковбасенко, научный сотрудник лаборатории деятельности внешкольных учебных учреждений Института проблем воспитания Академии педагогических наук Украины, работавшая в первые годы независимости главным специалистом по этому направлению в Минобразования и науки, говорит, что финансирование капитального строительства тогда сра­зу прекратилось, а все силы были брошены на сохранение сети. «Тогда по всей стране начали открываться новые государственные структуры, разные комитеты и ведомства, например, по борьбе с наркоманией и беспризорными, — рассказывает Луиза Ивановна. — Им нужны были помещения. У школ забирать нельзя, и тогда началась война за лучшие помещения внешкольных учреждений. Как хватали заводы, фабрики и деньги, так хватали и помещения. Например, в Киеве здание станции на Кловской хотел забрать подкомитет по борьбе с коррупцией. Таким образом, сеть внешкольных учреждений сократилась не потому, что их уничтожили, а потому что реформировали. Мы писали письма, что это делалось без разрешения Минобразования. За первые годы независимости мы даже увеличили количество учреждений, потому что взяли под свой контроль десятки брошенных профсоюзных клубов».

Шторм немного поутих, и государство начало активнее обращать внимание на внешкольное образование. За первые годы независимости был создан ряд нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность в этой сфере («Образование», «Украина ХХI век», Концепция внешкольного образования, Положение о внешкольном учебном учреждении). Одна из главных заслуг того времени — внешкольное образование признали составной непрерывного образования. Но, как говорят эксперты, в значительной степени это носило декларативный характер. Прорывом стал Закон «О внешкольном образовании», появившийся на свет десять лет спустя после обретения независимости! Теперь это — гордость Украины, ведь у нас одних из стран бывшего СССР есть такой закон. В 2002 году правительство приняло Программу развития внешкольных учебных учреждений на 2002—2008 годы, действие которой в октябре 2006 года Кабмином было рекомендовано приостановить и внести в Государственную программу образования на 2007—2011 годы. В Минобразования считают, что это только к лучшему, ведь финансирование таким образом продолжено на три года. А вот по словам Татьяны Свирской, директора Киевского дворца детей и юношества, главы Ассоциации внешкольных учреждений Ук­раины, члена президиума Евро­пейской ассоциации учреждений свободного времени и просто человека, который по долгу своей службы одним из первых должен был почувствовать позитивное действие этой программы,«если бы сегодня абсолютно честно можно было подытожить выполнение этой программы, то, я думаю, хвастаться было бы нечем. Обращения нашей Ассоциации и Минобразования, чтобы оставить эту программу, не были услышаны».

О деньгах и законе

Все это внешняя часть шарика, в котором заключены внешкольные учреждения. Внутри тоже интересно. Первый и очень важный — вопрос финансирования. Насколько внешкольные учреждения сегодня профинансированы, в Минобразования не знают, мол, таких данных по Украине не собирают. Есть отдельные цифры. Крым, например, профинансирован на 10%.

С 2000 года по Бюджетному кодексу (ст. 91) внешкольное образование финансируется на усмотрение местных органов власти из местных бюджетов по 15 видам других платежей, среди которых, например, пожарная охрана, транспорт, ремонт дорог, местные программы по развитию физкультуры и спорта. Все зависит от того, который из платежей в каждом конкретном районе посчитают более важным. В общем, в госбюджете нет строчки о финансировании внешкольного образования. В аналитической записке, подготовленной Луизой Ковбасенко и Ларисой Науменко, старшим научным сотрудником, докторантом кафедры управления образования Национальной академии государственного управления при президенте Украины, сказано, что «отдельные руководители местных органов исполнительной власти трактуют эти положения Бюджетного кодекса Украины (ст. 89, 90, 91. — Ю.Б.), а также постановление Кабмина Украины от 5 сентября 2001 года № 1195 «Об утверждении формулы объема межбюджетных трансфертов между государственным бюджетом и местными бюджетами» (название сокращено. – Ю.Б.) как полное сокращение финансирования внешкольных учебных учреждений».

Минобразования сделало все возможное для решения этой проблемы, и 15 марта 2006 года Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины», согласно которому в госбюджет возвращалась строка о финансировании внешкольного образования. Но Министерство финансов посчитало, что закон не доработан, а на его реализацию в 2007 году, по предварительным подсчетам, «необходимо будет направить около 0,7 млрд. грн.». В обращении Минобразования к Кабмину говорится, что принятие закона является политическим решением: «Его принятие декларировалось президентом, премьер-министром и министром образования и науки Украины. На протяжении шести лет почти полторы тысячи внешкольных учебных учреждений, которые находятся в сфере управления Минобразования, вместе с органами управления образованием боролись за право на существование. Применение к принятому Закону «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» права вето предопределит процесс перепрофилирования внешкольных учебных учреждений, их закрытие, уменьшение охватывания детей внешкольным образованием и далее приведет к ликвидации системы внешкольного образования — уникальной в Европейском образовательном пространстве». Закон был ветирован. На данный момент — слово за бюджетным комитетом Верховной Рады, где сейчас находится законопроект.

Проблема финансирования тянет за собой проблему материально-технического обеспечения. Чтобы учреждение было интересно ребенку, а особенно «трудному», в нем должно быть собрано все самое новое и современное — наука и техника сегодня приходит во все сферы. Это в идеале. А на деле хорошо бы иметь хотя бы веревки, по которым лазать туристам, а танцорам — туфли. А если и этого нет, то чем может заинтересовать ребенка такое учреждение? Научные сотрудники уверены, что около 60% материально-технической базы сегодня находится в неудовлетворительном состоянии. Чтобы знать на 100%, нужно провести паспортизацию учреждений (последнюю на государственном уровне проводили в 1989 году). А пока вопрос обеспечения позитивно решается там, где на месте активный директор.

О людях, которые продолжают работать вопреки
деньгам и закону

Энтузиастом во внешкольном учреждении должен быть не только директор, но и все сотрудники. Хотя зарплата внешкольника еще меньше, чем у педагога в школе — он ниже по социальному статусу. Кроме того, методист внешкольного учреждения не имеет права уйти на пенсию по выслуге лет. А ведь методист — это «учитель» педагогов. Татьяна Свирская говорит, что есть примеры, когда доплата от государства руководителю коллективов со званиями «образцовый» и «народный», под чьим руководством работает до 10–15 педагогов и воспитывается около 500 детей, составляет 16–19 грн. Такая ситуация приводит к старению кадров. И то, что в педагогических университетах сейчас появляются специализации «руководитель кружка» и создаются новые кафедры, вряд ли может изменить тот факт, что позволить себе работать во внешкольном учреждении преимущественно может только тот молодой специалист, который имеет серьезную материальную поддержку родственников. А ведь хороший педагог особенно важен для внешкольного учреждения. Если в школе ребенок обязан слушать учителя, даже если последний его не увлекает, то во внешкольном учреждении дети к плохому преподавателю не придут. Авторитетный руководитель — единственный аргумент для ребенка. Он друг, советник, наставник, мама и папа вместе взятые. Кроме того, внешкольник должен иметь энциклопедические знания, чувство юмора, быть психологом от бога, часто работать внеурочно, а также уметь найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Научные исследования показывают, что около 40 % молодых педагогов могут назвать себя специалистом-внешкольником только через пять-семь лет работы в таком учреждении, а около 60% — только через 10. На научных конференциях по внешкольному образованию в последние годы все те же лица.

Но даже если ситуация изменится кардинально, вряд ли внешкольное образование сможет решить все проблемы воспитания детей. Ведь один-единственный яркий образ, раздражитель способен повлиять на ребенка больше, чем систематическое вдалбливание каких-то правил. И картина, которую мы видим сегодня на улице, свидетельствует, наверное, и о плохой реализации закона «Об общественной морали» (особенно касательно рекламы и телевидения), и о моральном здоровье взрослых, которые являются примером для своих детей.

План действий

Научные сотрудники считают, что ситуация с внешкольным образованием в целом изменится только тогда, когда на государственном уровне будет отработана национальная идея — какого гражданина мы должны воспитывать. То, что учреждения внешкольного образования не просто места, где танцуют и поют, а единственные на сегодня институты воспитания ребенка, должно быть не просто задекларировано, а подкреплено действиями. Иначе все по-прежнему будет зависеть от конкретных чиновников на местах и их отношения. Деньги из бюджета так и будут направляться на борьбу с наркоманией, СПИДом, беспризорниками и правонарушителями, а не на превентивные меры и воспитание законопослушных и моральных граждан.

Необходимо разрабатывать программу реформирования этой ветки образования, в первую очередь создать координационный совет по внешкольному образованию (который, кстати, в соответствии с Программой развития внешкольных учебных учреждений на 2002—2008 годы, уже давно должен существовать). Ведь после того как внешкольные учреждения оказались разбросаны по разным министерствам и ведомствам, сотрудникам и управленцам стало трудно согласовывать свою работу. Дальше, считают научные деятели, непременно нужно возобновить сбор статистики на достойном уровне: чтобы решить проблему, ее нужно хорошо проанализировать. Необходимо создать базы данных по каждому городу — какие есть внешкольные учреждения, платные они или бесплатные, в каком районе дейст­вуют. Эта информация должна быть доступной для родителей и детей через информационные центры. И обязательно в Украине должен быть омбудсмен по правам ребенка. От государства должна исходить инициатива по привлечению меценатов в эту сферу.

И еще раз о важности вопроса

Об этом говорит и тот факт, что наша система внешкольного образования действительно уникальна. Западные коллеги-внешкольники (или, как это у них называется, работники неформального или дополнительного образования) не перестают утверждать, что эту систему просто необходимо сохранить. Ведь если Белоруссия и Россия двигаются приблизительно в одном направлении с нами, то Польша, Чехия и другие западные страны бывшего советского блока эту систему почти потеряли и работают, как в странах Центральной и Западной Европы, где секции и кружки платные и доступны далеко не всем. В Прибалтике действует принцип «деньги ходят за ребенком»: секции и кружки открываются на основе грантов. Есть заказ со стороны родителей на такой кружок — проводится конкурс, лучший коллектив открывает кружок, а когда грант заканчивается, кружок закрывается.

И последнее — остается надеяться, что закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс», решающий сегодня очень много проблем, от которого в значительной степени зависит не только развитие, но и существование сети внешкольных учреждений, будет быстро доработан и принят Верховной Радой в скором времени.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме