Места последнего упокоения к топ-темам у нас не относятся. И люди, ведающие этой крайне деликатной сферой человеческого бытия - проводами в последний земной путь, - среди журналистов тоже не нарасхват. Когда Зоя Пархомец руководила Хмельницким областным отделением Детского фонда или была директором Хмельницкого городского детского дома, СМИ называли ее хозяйкой дома доброты, феей милосердия или находили другие, такие же приятные слуху определения. Но с 2003 года, с тех пор как Зоя Витальевна возглавила специализированное коммунальное предприятие «Хмельницкая городская ритуальная служба», список красивых эпитетов для поля ее деятельности исчерпался. Ведь не скажешь «хозяйка кладбищ» - люди не так поймут, да и пани Зоя, очевидно, обидится.
Хотя в действительности так и есть. С тех пор как эта женщина взялась за непростое и, прямо говоря, запущенное дело, 150 гектаров одиннадцати хмельницких кладбищ, наконец, получили заботливую хозяйку, а люди, которых, понятно же, приводит в ритуальную службу горе, - хорошую советчицу и милосердную помощницу. Хотя поддержать ближнего в страдании - это не только выслушать и утешить, а прежде всего - облегчить хлопоты, которые в таких случаях сваливаются словно снег на голову. Неслучайно же говорят - раздавленный горем. Понимание и помощь в такие трудные минуты дорогого стоят.
Иногда в буквальном смысле - стоят недешево. Ведь человек в беде не считается ни с чем, поэтому можно «брать его тепленьким», растерянным и обессиленным. И, честно говоря, мало кто в нашей стране, где обычно благополучие одних вырастает из неблагополучия других, избегает соблазна этим воспользоваться.
- У нас поборов нет, - голос моей собеседницы из кроткого мгновенно становится жестким. - В это многие не верят, но я отвечаю за свои слова - тем более их легко проверить, ведь правда? Человек, организовывающий похороны, сперва обращается к нам, в ритуальную службу, и получает зарегистрированное свидетельство о погребении, где уже указано кладбище, сектор, ряд и место для могилы. И никто на кладбище не имеет права что-то в этом порядке изменить. Мы долго и непросто шли к такому результату, нагрузив на плечи 74 сотрудников ритуальной службы неоплачиваемое и очень сложное дело: инвентаризацию хмельницких кладбищ. Кроме подсчета количества похороненных людей, переписи могил, надо было определить свободные и оставленные места, упорядочить сектора и т.п. Зато теперь картина как на ладони, и это очень помогает в ежедневной работе. Действительно ежедневной, потому что работаем без праздников и выходных. Если надо, наши агенты приезжают к клиенту домой и помогают организовать весь похоронный процесс - чтобы родственники могли достойно проститься с покойным, а не думать о транспорте или могиле. По просьбе семьи предоставляем траурный зал для прощания. Вот уже четыре года подряд гарантированный минимум погребальных услуг в нашей службе не превышает полторы тысячи гривен, то есть вкладывается в минимальную сумму социальной помощи на погребение, которую государство выплачивает семье покойника в размере двух его пенсий.
- И этих скромных средств хватает для содержания предприятия? Хотя, конечно, у вас специфическая сфера - как грустно шутят, беспрерывное производство: что-то люди, особенно в последнее время, плохо держатся за этот грешный мир…
- Статистика действительно щадит Хмельницкий: наши потери - что в прошлом, что в позапрошлом году - около 1800 человек. Но, хотя предприятие и выбралось с убытков, средств на содержание кладбищ все равно не хватает. Ведь когда начинаешь что-то делать, видишь, что и то надо усовершенствовать, и это улучшить. Поэтому, бесспорно, без поддержки города не обойтись: ежегодное финансирование из городского бюджета составляет практически одинаковую сумму - в пределах 80-90 тысяч гривен ежемесячно. Я и сама пошла в депутаты городского совета (спасибо, люди поддержали), чтобы обратить внимание власти на нужды не только живых горожан. Надеюсь, после принятия сессией горсовета Положения о предоставлении ритуальных услуг на территории города, разработанного работниками нашей похоронной службы, деятельность в этой сфере станет более системной.
- А старое кладбище на улице Камянецкой, расположенное почти в центре города, которое люди больше воспринимают как парк, - также упорядочено за деньги вашего предприятия?
- Средства на новый забор и зеленые насаждения в прошлом году выделил город - 400 тысяч гривен на обновление кладбищенских оград. Более того, по инициативе городского главы Сергея Мельника дополнительно получили средства на благоустройство старого кладбища на улице Чехова - это тоже в городе, оно уже не действует.
- У Сергея Ивановича там родственники похоронены?
- Да нет, его род - на кладбище в пригородном селе. Но у нашего главы редчайшая как для мэров привычка - бывать на кладбищах. Перед Пасхой - в составе комиссии по благоустройству, проверяющей их санитарное состояние. А в день проводов, в воскресенье, обязательно объезжает все места вечного покоя, расположенные в Хмельницком. Вот в прошлом году на Чехова люди ему и нажаловались на заросли кустов, старые деревья. Это он безотлагательно поручил расчистить заброшенное кладбище.
- На проводы город живых будто переселяется на один день в город мертвых. Как вы справляетесь с потоком посетителей? Нынешняя активность религиозных конфессий и общины помогает или мешает?
- С одной стороны, очень хорошо, что люди возвращаются к вере, вспоминают о своем роде, заботятся о местах последнего упокоения близких. С другой - плохо, если это начинается и заканчивается только поминальным днем. Да и сами традиции, связанные с этим днем, еще надо выработать и ввести: не все, что пришло к нам с давних веков, уместно сегодня. Хорошо хоть трапезы с алкоголем в поминальные дни практически прекратились. Но эти пищевые поклажи на могилах - пасхи, пасхальные яйца, которые еще до конца дня мешками выносят из кладбищ ловкачи, - неужели покойники в той еде нуждаются? Священники разных конфессий помолились за упокой душ - и этого достаточно. А лишние угощения лучше отдать стареньким соседям, неимущим семьям, в дома престарелых, приюты. Но это воспитывать в людях надо. И этим должно заниматься как государство - с малого возраста, детсадов, школ вводя в сознание будущих поколений свою духовную программу, - так и церковь, в которую чаще наведываются люди зрелого возраста. А сейчас поминальное воскресенье само по себе для нас - испытание. Люди перед Пасхой массово убирают могилы, а мы после них - тонны мусора. А эти искусственные цветы, которые десятилетиями не перерабатываются живой природой: их же ежегодно приходится машинами вывозить на мусорник. Время требует менять психологию, заниматься утилизацией отходов, заботиться об экологии, внедрять новые технологии погребений. Ведь города мертвых занимают огромные площади. Самое большое городское кладбище Шаровечка - это 90 тысяч погребений (население Хмельницкого составляет 260 тысяч человек. - Авт.). Серийных погребений здесь уже нет, поэтому расчищаем все пригодные для могил площади, практикуем семейные погребения. Очень важно, чтобы люди также поддерживали здесь порядок.
- С этим, очевидно, трудно, потому что какие же у вас средства влияния?
- Кроме собственного примера - никаких. К сожалению, в семьях детям редко прививают чувство ответственности за места упокоения умерших родственников: почему-то распространено мнение, что детей надо оберегать от самого упоминания о смерти, что это понимание придет к ним само собой, со временем. Поэтому, сталкиваясь со временем с горем, они беспомощны и беззащитны перед ним. А еще хуже - когда равнодушны к посмертному приюту своих родных. Хотя наблюдаю и трогательные примеры ответственности и любви. Понятно, что больше всего ухожены могилы детей, которые очень рано ушли из жизни. Но есть и дети, которые свято берегут память рода. Например, часто вижу на кладбище бывшего инспектора управления образования Людмилу Кинашевскую: она обходит где-то около полутора десятка могил родственников. Это огромная работа, скажу я вам. Мы в прошлом году своими силами облагородили одно из кладбищ - в микрорайоне Гречаны. А там фронт работ немалый. Просто возле кладбища был овраг, куда сбрасывали весь мусор. А рядом - дорога на Тернополь, Киев: так что думают о хмельничанах приезжие? Вот мы и поставили забор, засыпали овраг, выровняли, сделали газоны, посеяли цветы… Европа!
- Помню, вы стремились все хмельницкие кладбища засадить цветами, превратить их в парки… А потом ограничились вечнозелеными туями.
- Мы цветы садили - а кто-то их выкапывал, и уже не знаю, продавал или куда-то пересаживал. Бог им судья. Впрочем, каждое городское кладбище имеет свое лицо и свои цветы. В микрорайоне Лезнево, например, почти на всех могилах растут пионы. Когда они цветут - здесь настоящий рай. Когда обсыпаются - тихая грусть. На кладбище властвует особая философия. Цветы отцветают - и люди тоже. И наступает новая весна, и все расцветает снова. Потому что дело цветка - быть цветком и дать семена. Возможно, праздник Воскрешения Господнего таит в себе намного более глубокое содержание, чем мы формально вкладываем в него, - и как поминальный день именно на кладбище, и именно весной. Очевидно, это дается нам для обретения смысла собственной жизни. Может, не следует искать его очень глубоко. Просто, пока живем, надо быть людьми.