8 января исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося флотоводца и ученого Степана Осиповича Макарова. Возвращению к его имени способствуют как сами дела столь выдающегося человека, так и его влияние на современную жизнь.
В 1904 году японский поэт Исикава Такубоко написал трогательные и довольно смелые строки:
Противник доблестный!
Ты встретил свой конец,
Бесстрашно на посту
командном стоя...
С Макаровым сравнив,
почтят героя
Спустя века.
Бессмертен твой венец!
Написал сразу же после трагической гибели командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Макарова 31 марта того же года. Броненосец «Петропавловск» напоролся на японскую глубинную мину в двух милях от входа в гавань Порт-Артура. От детонации взорвались пороховые погреба и боеприпасы, раздалось несколько взрывов... не прошло и двух минут, как боевой корабль скрылся под водой, унося с собой жизни 600 моряков. Все это видели на береговой батарее, но не в силах были чем-то помочь землякам.
Случилось это в 9 часов 39 минут утра. А в 3 часа дня в гарнизонной церкви отслужили благодарственный молебен по поводу чудесного спасения великого князя Кирилла Владимировича, который впервые вышел в тот день в море в должности начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом С.Макарова. Еще большим цинизмом отдает от поведения самого императора Николая II. Узнав о гибели боевого адмирала, он преспокойно отправился на охоту. Зато в столице враждующей Японии была проведена траурная демонстрация по поводу гибели Макарова. Такова ирония судьбы...
Прославленный флотоводец заслужил добрую память о себе. За 55 лет жизни он успел удивительно много в разных отраслях деятельности. Родился он в живописном украинском городе Николаеве, на улице, носящей ныне его фамилию, в доме №6. Его отец был обычным прапорщиком, мать происходила из семьи унтер-офицера. Близость моря, корабельных снастей ощущалась буквально с первых шагов мальчика, ведь уже в то время южный город собирал в свои гавани опытных корабелов и мореплавателей. Чувство морской стихии особенно развилось у Степана после того, как отца перевели служить в Сибирскую флотилию в Николаевск-на-Амуре. К слову, именно в те годы началось массовое переселение украинцев на вольные дальневосточные земли, да и на флоте наши земляки составляли довольно заметную часть моряков. А обучение в элитном морском училище окончательно определило жизненный выбор будущего адмирала.
Благодаря естественному таланту и упорству Степан Макаров довольно успешно продвигался по служебной лестнице. Через два года после получения диплома он произведен в гардемарины - за выдающиеся успехи в науках. Плавание на корвете «Дмитрий Донской» в Балтийском море, мичманское звание, служба на других кораблях и получение звания «лейтенант», научные опыты по обеспечению непотопляемости броненосных судов под руководством вице-адмирала А.Попова - все это привело молодого офицера к самостоятельным открытиям в различных сферах морской жизни.
В свое время С.Макаров написал: «В море - значит дома». Море действительно стало для него родным домом на многие годы. В мирное время он командовал «Великим князем Константином», на нем же воевал и во время российско-турецкой кампании, впервые в мировой практике разработав и применив использование торпед и минных катеров.
Совершенно отдельную страницу биографии С.Макарова занимает кругосветное плавание на корвете «Витязь», продолжавшееся около трех лет. Под руководством капитана I ранга были исследованы бухты и гавани Охотского и Берингового морей, корректировались карты посещенных районов, определялись скорости и направления морских течений и ветров, температура воды и воздуха. Только через пять лет вышла работа Макарова «Витязь» и Тихий океан», за которую Русское географическое общество наградило автора золотой медалью. Сам же корвет внесен в список знаменитых судов.
1 января 1890 года С.Макаров был произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом Балтийского моря. Почти через два года он - главный инспектор морской артиллерии, дальше - командующий эскадрой в Средиземном море, затем перевод в холодные северные воды, новые и новые экспедиции, напряженная изыскательская и научная работа. К слову, Степан Осипович успел создать свыше 50 крупных научных работ по артиллерии, минному делу, кораблестроению, морской тактике. Среди них заметное место занимает книга «Ермак» во льдах» - следствие похода пионера исследования Арктики при помощи ледоколов нового поколения...
А затем было то трагическое назначение по высочайшему повелению на тихоокеанский флот, уже находящийся на грани катастрофы. С.Макаров словно предвидел судьбу, говоря своему другу и биографу Ф.Врангелю: «Меня пошлют туда, когда дела наши станут совсем плохи, а наше положение там незавидное». 9 февраля он получил приказ и немедленно выехал в Порт-Артур. Уехал, чтобы возвратиться только в нашу память.