Мое первое знакомство с Николаем Антоновичем Славовым произошло добрых полтора десятка лет назад. В кабинете заместителя председателя Совета Министров Украины Марии Андреевны Орлик собралась группа писателей, чтобы обсудить вопрос о проведении всемирного форума литераторов, посвященного дню рождения Т.Шевченко. В тот раз впервые должны были использовать речной теплоход для путешествия гостей из многих стран мира.
Обсуждалось все до наименьшей детали, поскольку мероприятие имело государственное значение, находилось под контролем ЦК. Украина должна была показать высокий уровень организации. Бегло ознакомившись с планом, обменявшись мнениями с литераторами, Мария Андреевна спросила черноволосого человека, спокойно сидящего немного в стороне:
— Николай Антонович, готовы ли вы принять на борт делегацию?
Поднявшись со стула, одетый в форменную одежду моряка гость кабинета — а это был именно Славов — почти по-армейски ответил:
— Теплоход в полном порядке, с маршрутом ознакомлены, так что никаких проволочек не будет.
И вдруг один из поэтов, отличающийся особенной экспансивностью, вмешался в разговор:
— А как сделать, чтобы ваш теплоход взял на борт гостей в Праге? Мы хотим начать праздник там, а потом из центра Европы двигаться к сердцу Украины — Каневу.
Славов на миг прикрыл глаза косматыми бровями и с легкой улыбкой ответил:
— Из этого ничего не выйдет.
— Почему? — еще пуще загорелся поэт.
— Как вам объяснить? Тамошние мосты старые, и наш теплоход по габаритам не может пройти под их пролетами. А они не разводятся. Только и всего.
И вдруг поэта буквально взорвало:
— Так взорвать те пролеты!
Бывалый речник только скептически улыбнулся и ничего не ответил на авантюрное предложение литератора. Помолчав минуту, так же спокойно продолжил:
— Я болгарин, но тоже очень люблю стихи Тараса Григорьевича. Вот и теплоход выделяем бесплатно, да и некоторую сумму денег на проведение праздника речфлот перечислил. Для меня Украина стала родной и любимой, как и ее великий поэт...
Тот эпизод навсегда врезался в мою память, как и фамилия руководителя речного флота Украины. И сейчас, когда наша молодая держава готовится отметить девятую годовщину своей независимости, нельзя не сказать о поистине титанической работе Николая Славова по развитию речного флота...
Боги не обжигают горшки, но они зажигают свою искру в сердцах избранных людей на долгие годы и заставляют их быть наравне со временем, быть впереди времени. Так произошло и с Николаем Славовым.
Он родился в красивом селе Тернивка близ Николаева. В свое время сюда перебрались болгары, спасаясь от турецкого насилия, здесь нашли они вторую родину и начали украшать землю садами, аккуратными огородами, дающими все необходимое для знаменитой болгарской кухни. А рядом всегда был широкий Южный Буг, теплоходы, баржи, буксиры и огромные судостроительные заводы, рядом был заманчивый мир путешествий по вечно живой воде. И потянулась душа болгарского паренька к кораблям, и флот стал частицей его жизни, даже всей жизнью.
Еще гремели бои, еще лилась кровь наших воинов на просторах Европы, а он поступает в Одесский институт инженеров морского флота. Шел 1943 год. Уже тогда юноша отличался широтой мышления, неуемной жаждой познания мира, желанием сказать свое веское слово в развитии водного транспорта. Он научился быть целеустремленным, ценить каждую минуту жизни, и это качество пронес через всю жизнь. Он выковал сильный лидерский характер, что впоследствии принесло много весомых достижений. Он научился «держать удар» — в свое время серьезно занялся боксом, завоевывал звание чемпиона Украины, входил в состав сборной Советского Союза — и это качество помогает ему преодолевать различные испытания на прочность.
После успешного окончания аспирантуры, после защиты диссертации кандидата экономических наук инженер-эксплуатационник Николай Славов возвращается в родной Николаев. Там и началось его творческое восхождение. Не было у молодого специалиста крепкой руки наверху, да он бы и не согласился быть в роли подталкиваемого пассивного пасынка, поскольку привык все вопросы решать самостоятельно. Работал плановиком, диспетчером, начальником клиентурных причалов, начальником грузового участка, заместителем начальника пристани, упорно проходил, как говорят армейцы, курс молодого бойца. Поднимался раньше зорьки, ложился спать поздними вечерами, всего себя отдавая работе. И это его качество не могло остаться незамеченным.
Осенью 1954 года Николай Славов становится начальником пристани. В те времена реки Украины работали на полную силу, от теплоходов буквально кипела вода, а на берегах вырастали новые и новые портовые сооружения, на заводах строились новые суда. Послевоенная страна жила созидательным трудом, и в этом напряженном ритме неизменно находился талантливый организатор и специалист.
Особенно раскрылись незаурядные способности Николая Антоновича в индустриальном Запорожье, когда он возглавил там речной порт. За одиннадцать лет работы он оставил после себя такой добрый след, что ветераны флота до сих пор считают тот период таким себе ренессансом. Порт преобразился, да и бытовые условия речников изменились несоизмеримо: вырос целый массив прекрасных домов, названный в народе Славгородом — в честь человека, считающего своим долгом сделать все возможное для людей. Воистину на добрых делах держится мир, и Славов, привыкший видеть не себя над коллективом, а коллектив в себе, буквально растворялся в работе. Флот любит людей крепких, с характером, окрыленных мечтой. Таким был и остается Славов.
В 1967 году Николай Антонович впервые появляется в Киеве не как гость, а как полноправный его житель — талантливого организатора приглашают на работу заместителем начальника управления перевозок Главречфлота Украины. Это был уже государственный уровень, требующий масштабности принятия решений, поисков путей развития всей отрасли.
А через два года он возглавил находившийся в то время в плачевном состоянии столичный порт, чтобы навсегда подарить киевлянам и прекрасные грузовые районы со складскими помещениями, и разветвленную, отлично увязанную транспортную инфраструктуру, где главный водный путь совмещается с железной дорогой и автомагистралями. А как преобразилась набережная Днепра на Подоле, придав древнему району очарование современного европейского города! Вот и верь пословице, что один в поле не воин — он таки может быть воином, если сумеет зажечь пламя инициативы в людях, заставит их увидеть впереди прекрасное и, не щадя сил, отдать всего себя делу.
В 1973 году Николай Антонович возглавил Главное управление речного флота при Совете Министров Украины. Он пришел на этот пост через годы упорного труда, он поднимался к нему, как альпинист на горную вершину, везде оставляя после себя добрый след, вписывающийся в историю родной земли. И развернулась работа по развитию отрасли, и новый начальник мотался денно и нощно по рекам, забыв об усталости, и работа стала его вторым дыханием, его жизнью.
Коллег-речников во многих странах всегда поражала изумительная прозорливость Николая Славова. Будто по мановению волшебной палочки или наитию сверху он умеет находить масштабные решения, дающие флоту новый толчок развития, новаторские приемы, ставящие международных конкурентов в затруднительное положение. При этом на первом месте у него всегда остаются не меркантильные интересы, а желание сделать все возможное для родного народа. Забегая вперед, скажу, что не построил он высотную дачу где-то в престижных живописных местах, не сменил скромную двухкомнатную квартиру на купеческие хоромы, да и на отдых на Канарские острова все никак не выберется. И в те годы громадный практический опыт слился с талантом ученого, трезвый экономический расчет — с романтизмом изобретателя.
Именно в то время началось обновление речного флота — заиграли волнами стремительные теплоходы на подводных крыльях, в речных портах поселились красавцы пассажирские теплоходы проекта 301 и 302. Все это были замыслы Николая Славова, воплощенные в жизнь.
Он интуитивно угадал направление развития речного флота, проложив первые маршруты украинских судов в Черное и Средиземное моря, на Дунай. Сделать это при жесткой международной конкуренции было очень нелегко, но время показало, что это было едва ли не единственно правильное решение, и сейчас десятки наших судов «река-море» бороздят международные воды, принося родной Украине и авторитет, и ощутимую экономическую выгоду.
Затем был Чернобыль, огромное испытание на прочность для всех соотечественников, а в особенности для речников, на долю которых выпало вместе с военными, милицией, шахтерами спасать землю и воду вокруг разбушевавшегося ядерного монстра. Ведь в те тревожные времена судами было перевезено по воде в зону ЧАЭС около 7 миллионов важнейших грузов, речники же соорудили вахтенный плавучий поселок в бывшем селе Страхолесье, как бы в насмешку переименованном в Зеленый Мыс. Сто дней и ночей пришлось провести в адской зоне и Николаю Антоновичу — не мог же он бросить на произвол судьбы своих капитанов и матросов, крановщиков и землечерпальщиков. Стонала душа хозяина Днепра при виде той же Чернобыльской ремонтно-эксплуатационной базы флота, попавшей в осаду радиации и обреченной на погибель. Что ж, за все надо платить, за насилие над природой в первую очередь.
За те многотрудные дни и ночи Николай Антонович Славов получил орден Трудового Красного Знамени. И хотя перед этим его грудь украсили многочисленные ордена, этой наградой он дорожит особенно — ведь работа в зоне напоминает боевые действия, это как фронтовая награда...
А потом Украина стала независимым государством. Это был словно дар судьбы — совершенно бескровно обрести свободу, о которой мечтало не одно поколение украинцев. Но граждане свободной державы начали вести себя по-разному: одни надрывали горло на митингах, другие исподтишка приворовывали все, что плохо лежало, иные впадали в тоску по распавшейся империи. А Николай Славов, засучив рукава, взялся за спасение и дальнейшее развитие речного флота. И прозорливость ученого подсказала тогдашнему руководителю Главречфлота единственно верный путь: нужно уходить из-под опеки государства, создавать самостоятельную акционерную компанию по зарубежным образцам. После трудной подготовительной работы Фонд государственного имущества в ноябре 1992 года создал акционерную судоходную компанию «Укрреч-флот». Начался новый этап существования большого и дружного коллектива властелинов водных просторов Украины.
За восемь лет счастливого плавания по бурным волнам реформ АСК «Укрречфлот», возглавляемая Н.Славовым, стала настоящим флагманом реформирования народного хозяйства. Именно это подчеркнул в своем выступлении на международном симпозиуме по проблемам формирования в Украине фондового рынка 26 января 1995 года Президент Украины Леонид Данилович Кучма: «Особое значение... имеет поддержка финансовым рынком компаний, которые завершили корпоратизацию. Они должны прежде всего почувствовать реальный приток капиталов. Возьмите компанию «Укрреч-флот», акции которой котируются на Украинской фондовой бирже. Я несколько дней назад прочитал в газете, что их рыночная цена сейчас превысила 400 процентов номинальной стоимости. Это получена модель развития, к которой мы должны стремиться».
Действительно, судоходная компания находится в непрерывном развитии, удивляя других своими показателями. По итогам работы за 1999 год консолидированные доходы ее возросли на 39%, балансовая прибыль увеличилась на 46%, размер дивидендов на одну акцию на 13% превысил уровень предыдущего года. И за истекшие шесть месяцев этого года суда компании перевезли намного больше грузов, чем за тот же период прошлого года. А все перевозки АСК «Укрречфлот» сегодня составляют 35% в общем объеме перевозок морским и речным транспортом Украины. Это ли не свидетельство правильно рассчитанного курса деятельности слаженного коллектива речников, способного и в самые трудные времена отстоять интересы молодого государства.
И в самой компании продолжается усовершенствование структуры. Сейчас происходит очередной этап реструктуризации, включающий в себя создание сети дочерних предприятий. Так, буквально в последнее время были присоединены к АСК «Укрречфлот» Запорожский, Николаевский и Херсонский речные порты. Этот процесс происходил не гладко, но при посильной поддержке областных госадминистраций, оценивших положительный результат создания крупной инфраструктуры водного транспорта. Благодаря напористости президента АСК «Укрречфлот» Н.Славова и этот этап завершен.
Как результат работы — своевременная выплата зарплаты речникам, причем довольно высокой по сравнению с другими отраслями народного хозяйства (800 гривен в среднем), приличные дивиденды акционерам, которых под флотским знаменем собралось ни много ни мало 150 тысяч. Прозрачность экономической политики компании позволяет ей регулярно перечислять средства в государственный бюджет, за что совсем недавно АСК «Укрречфлот» получила заслуженную награду украинской налоговой инспекции.
А многолетний лидер речников продолжает удивлять своих сограждан. Многие ли сейчас что- нибудь строят, опережая время? В основном сводят концы с концами, сетуя на различные трудности. Но вот на воду один за другим сходят современнейшие сухогрузы «река-море», уже пятый красавец уйдет в сентябре в первый рейс по морям. А кредит Европейского банка развития и реконструкции на первую серию судов мог взять без гарантии государства только такой человек высокого международного рейтинга, как Н.Славов. Вот и снова, учитывая высокий имидж компании и ее руководства, Кредитный cовет ЕБРР 4 августа сего года открыл новую кредитную линию на строительство еще семи первоклассных теплоходов. Так что будущее нашего речфлота обеспечено, новые суда начали приносить славу молодой независимой Украине, работая в международных водах.
К слову сказать, Николай Славов пользуется настоящим авторитетом среди моряков и речников многих стран. Так, с 1991-го по 1996 год он был первым представителем Украины в Дунайской комиссии и первым из граждан Украины избирался на пост секретаря этой межправительственной организации. А с 1993 года он же бессменный президент международной организации водных транспортников БИНСА, в состав которой входят крупнейшие судоходные предприятия Укрины, России, Азербайджана, Грузии, Венгрии, Болгарии и Турции.
Порой диву даешься, сколько может один человек. Не зная отдыха (сколько раз Николай Антонович, выбравшись на отдых, вдруг извинялся перед своей верной супругой Ниной Михайловной, что вынужден возвращаться в Киев, поскольку без его личного вмешательства не может решиться важный флотский вопрос), он берет на свои сильные плечи всю тяжесть работы, исповедуя верность ей до конца. Вот он спешит в какую-то европейскую страну, обеспокоенный судьбой разгромленного войной Дуная, где раньше активно работали украинские суда, вот встречается с седоглавыми ветеранами Подола (кстати, только в прошлом году на благотворительные цели компания перечислила полтора миллиона гривен). В этом стиле открытой жизни сказывается многолетний опыт общественной работы — ведь Н.Славов был депутатом горсоветов и депутатом Верховного Совета трех созывов.
Николай Антонович не был обделен высокими государственными почестями. Да и новая Украина сполна отблагодарила его: он награжден орденами «За заслуги» III и II степеней, имеет звание «Заслуженный работник транспорта Украины». А в прошлом году вместе с членами своей новаторской команды пережил волнующие минуты, когда получал из рук Президента нашей страны диплом и знак лауреата Государственной премии в области науки и техники.
Он сумел создать первоклассную команду руководителей судоходной компании, среди которых стали яркими личностями вице-президент П.Подлесный, председатель Укркомфлота А.Дидковский, коммерческий директор М.Чубай, технический директор М.Антипенко и многие другие. С ними ему легко решать любые вопросы. Поэтому он согласен оставаться на капитанском мостике своего любимого детища еще не один год.
Когда-нибудь далекие исследователи, перечитывая летопись наших дел и свершений, обязательно наткнутся на имя «Славов». Да, он уже вписался в нашу историю золотой строкой, и этого никто не сможет отрицать. Он продолжает творить на Земле добро, болгарский сын Украины, и этому процессу не видно конца, потому что работает он на свое родное государство, строит великую державу.
Однажды в разговоре Николай Антонович, на мгновение задумавшись, от чего на его крутом челе сошлись вместе кустоватые черные брови, сказал:
— Знаете, я верю курсу, избранному Леонидом Даниловичем Кучмой. Он хочет видеть Украину счастливой и богатой, он старается делать ее такой. И нам, хозяйственникам, остается только подставить свое плечо под работу. Иного пути нет...
Да, Николай Славов выбрал свой путь и продолжает идти по нему уверенно и неотступно.