Ее можно встретить по понедельникам в читальном зале научной библиотеки имени Вернадского. Лежит щекой на странице и читает. Ее зовут Галя. Она слепая. С рождения. Учится в аспирантуре, занимается историей Украины. Галя не узнает людей. Различает только силуэты, и то смутно. Читает очень медленно. Впрочем, она даже и не читает в привычном смысле слова, а отыскивает в дореволюционной книге нужные ей места и крупным кривым почерком отмечает их в тетради. Затем тетрадь посылает в Луганск. Туда же, по межбиблиотечному абонементу Общества слепых, отправляется книга. Мама наговаривает на магнитофон отмеченные тексты и шлет их дочери... Галя не ощущает себя ни инвалидом, ни героем. Она просто живет. Для нее кассеты с маминым голосом и чуть различимые силуэты — такая же реальность, как для нас газеты или телевизор. Галя передвигается без классических атрибутов — трости и черных очков. По знакомым улицам — довольно уверенно. Самое сложное — пересечь дорогу. Она пристраивается за чьей-нибудь спиной и идет. ...Зал переполнен, а рядом с ней пустует место. Я сел, защелкал выключателем лампы. «Здесь не горит», — с милой приветливой улыбкой пояснила Галя. И легла щекой на страницу. Она не увидела меня. Просто услышала, что кто-то щелкает выключателем.
* * *
Так и хочется, чтобы в Верховной Раде висел транспарант: «Умение слушать выступающего тем ценнее, чем большую ахинею он несет».
* * *
Думаю, наши женщины все-таки больше ждут праздника, а не материальных благ. Есть в шкафах и гардеробах платья, шубы, сапожки и много чего еще. Да пойти-то в них некуда! Повторяется то же, о чем рассказывал Бунин в начале века. Подарили женщине красивый платок. Она повязала его пока наизнанку — вот придет праздник и тогда — нарядной стороной. Да так наизнанку и износила. Праздник не пришел.
* * *
Наблюдение. Прежде, чем быть верным своим убеждениям, убедись, что сами убеждения верны.
* * *
Во времена расцвета Спарты (400 г. до н.э.) в этом древнегреческом городе проживало 25 тысяч граждан и 800 тысяч рабов.