На пресс-конференции по случаю начала реализации проекта «Международный пресс-тур в Украину» его участники были максимально откровенны. Леонид Кравчук пообещал депутатскую поддержку в увеличении туристического бюджета.
Кто-то из политических аналитиков подсчитал: ежемесячно в ведущих мировых масс-медиа появляется около двух десятков публикаций об Украине. Но две трети из них непременно с отрицательной окраской. Кроме того, у рядового европейского обывателя Украина отнюдь не ассоциируется с европейской страной. Больше знают о России или странах Балтики, чем о государстве, территория которого больше Франции.
Тридцать представителей масс-медиа из восьми европейских стран таки приехали на первый Международный пресс-тур для иностранных журналистов, устроенный миссией «Україна–відома». Такое мероприятие поначалу планировалось накануне летнего сезона, но поскольку времени на его подготовку было маловато, решили не спешить. Ведь во время бархатного сезона в Украине есть что показывать и есть чем удивлять. Представители самых влиятельных европейских медиа — «Independent», «La Stampa», «Bild am Sonntag», «ARD» и других наконец смогут собственными глазами увидеть (а кое-что и почувствовать) то, что называется украинским туризмом. Правда, лишь незначительную его часть. Программа их пребывания в Украине довольно насыщена и разнообразна: журналисты должны увидеть Киев, посетить Чернобыль, встретиться на семинаре с представителями украинских туроператоров, а потом перелететь в Крым, где их маршрут проляжет через Бахчисарай, Севастополь и Ялту. И все это за пять дней.
А первой неожиданностью для участников пресс-тура стал «Український дім», где состоялась пресс-конференция с руководством миссии «Україна–відома». Журналисты были удивлены и даже поражены, услышав, что в современном помещении центра искусств «Український дім» прежде размещался музей Ленина. Им трудно было уяснить себе, что огромное помещение в советские времена служило музеем одного человека. Впрочем, это была вторая неожиданность для журналистов ведущих европейских изданий (и, пожалуй, не последняя за время пресс-тура). А первой оказался приятный сюрприз в аэропорту «Борисполь». Большинство гостей, напуганных рассказами соотечественников о «гостеприимстве» украинских таможен и очередях за визой в посольствах, предвидели продолжительную процедуру прохождения визовых формальностей. Однако по новым правилам пересечения украинской границы туристами из стран Евросоюза, а также Японии, США и Канады эта формальность должна длиться считанные минуты. Именно так и произошло.
Естественно, на пресс-конференции с руководством миссии «Україна–відома» участников пресс-тура более всего интересовала визовая проблема. «На визах сегодня никто не зарабатывает, это нам нужно понять, — подчеркнул председатель Гостурадминистрации Украины Валерий Цыбух. — Поэтому введение безвизового режима для граждан Евросоюза было бы вполне логичным. Некоторые шаги уже сделаны — упрощен въезд иностранцев по туристическим путевкам, упразднена обязательная их регистрация». Председатель наблюдательного совета миссии Леонид Кравчук указал, что визы — одна из проблем, сдерживающих развитие въездного туризма. «К сожалению, в мире очень мало информации об Украине. Знают братьев Кличко, киевское «Динамо», но не более. Миссия сегодня работает с туристическими организациями и фирмами, чтобы показать миру то, что мы имеем в Украине», — сказал он. Проникшись идеями популяризации Украины, председатель Налоговой администрации Украины Николай Азаров даже предложил участникам пресс-тура лично порекомендовать несколько приличных, европейского уровня ресторанов в Крыму. Не сомневается главный налоговик страны и в качестве карпатской минеральной воды, которая, по словам Николая Яновича, отнюдь не уступает европейским, а иногда даже лучше.
Неизвестно, удастся ли попробовать иностранным журналистам украинскую минералку, а вот крымское вино отведают наверняка. В Ялте для них подготовлена специальная программа.