Туристические брэнды — явление во всем мире обычное и распространенное. Сегодня уже ни у кого не возникает вопросов, почему Кипр называют островом Афродиты, а Египет — страной пирамид. Украина также имеет свой, но пока не раскрученный брэнд — трипольская культура.
Остатки этой древней культуры встречаются в шести областях страны, в нескольких историко-культурных заповедниках туристам рассказывают об археологических находках этого периода. Но сегодня государству нужна маркетинговая программа продвижения трипольского брэнда как в Украине, так и за ее пределами. Это позволит дополнительно привлечь на отечественные туристические маршруты несколько сотен тысяч туристов. Как наших, так и зарубежных.
Трипольская культура — одно из наиболее ярких явлений первобытного мира. Это первая из известных культур земледельцев и гончаров, с которой началась история Украины.
С начала IV до середины III тыс. до н.э. практически всю территорию Украинского Правобережья заселяли племена трипольцев. Сама трипольская культура получила свое название от поселения неподалеку от поселка Триполье на Киевщине, открытого и исследованного археологом Викентием Хвойкой в ХІХ в.
До недавнего времени понятие «трипольская культура» не выходило за узкие рамки культурно-научного употребления. Уникальной хлеборобской цивилизации советский учебник по истории посвящал лишь один абзац. Нынче же трипольская культура, помимо всего прочего, обретает все больше признаков национального историко-культурного и туристического брэнда. Способствуют этому разнообразные интересные акции, которые на протяжении последних двух-трех лет постоянно проходят в городке Ржищев. Именно возле него ученые находят сейчас больше всего памятников тех времен.
Загадочная трипольская культура, родившаяся за несколько тысячелетий до нашей эры, может стать для украинского туризма тем брэндом, который привлечет к нашей стране внимание сотен тысяч иностранных туристов. Конечно, Триполье — не древняя культура инков или египетских фараонов с их монументальными пирамидами. Но это и не эфемерная скала, где будто бы за несколько тысячелетий до нашей эры из морской волны родилась Афродита. Тем не менее именно на основе легенды об Афродите «остров всех сезонов» Кипр и выстраивает свою туристическую рекламную кампанию в мире. Увидев обычную скалу и табличку, что именно здесь якобы и родилась легендарная Афродита, турист, возможно, и испытает легкое разочарование. Впрочем, фото на память — непременный атрибут такого туристического маршрута.
Следует упомянуть и не об одном десятке скансенов (музеев под открытым небом на том же Кипре или в Израиле, Румынии или Болгарии), куда ежегодно с удовольствием приезжают сотни тысяч туристов, чтобы просто сфотографироваться на фоне древних раскопок. Там не найдено ничего особенного в историческом плане, но то, что есть, умело используется вышеупомянутыми странами для привлечения дополнительных турпотоков и раскрутки новых маршрутов. В создание таких турпродуктов государствами инвестирована не одна сотня тысяч долларов, но туризм сполна отдает то, что когда-то было в него вложено. А что же мешает украинцам создать вокруг трипольской культуры свой национальный исторический брэнд, известный в мире?..
Конечно, придется проводить реконструкцию тогдашнего жилья древних трипольцев, одежды, строить модерновый скансен, проводить тщательные раскопки. Но украинцам не придется открывать Америку: они пойдут по пути, по которому уже не один десяток лет движется туристическая Европа. Достаточно вспомнить соседей — румын, создавших вокруг легендарных даков целый ряд туристических маршрутов. Сегодня у этой страны есть четко сформированная историческая концепция, согласно которой именно даки являются пращурами сегодняшних румын.
Почему бы нам не вложить несколько сотен тысяч гривен в проект скансена, скажем, рядом с тем же Ржищевом, создать систему «трипольских» маршрутов по Украине? Так, например, на Тернопольщине и Черкасщине уже существуют такие туристические маршруты. Но сегодня мало показать гостю только музей. Нынешний турист жаждет зрелищ, хочет принять участие в действе, приобрести сувенир... Так что работы здесь — непочатый край.
Очевидно, нужно начать с главного — разработать и утвердить на уровне Кабмина государственную программу развития туристических маршрутов, связанных с трипольской культурой. Уже со следующего года под нее можно было бы выделить и бюджетное финансирование.
Несмотря на то что такой программы пока нет, недавно в Киеве состоялось довольно интересное культурно-туристическое событие, связанное с продвижением брэнда «трипольская культура». В одном из столичных ресторанов презентовали акцию, в основе которой лежит идея представления общественности трипольского брэнда. Ее организаторы, среди которых общество «Коло-Ра», решили оригинально продемонстрировать киевлянам особенности реконструированной трипольской культуры в виде глиняных изделий, сувениров, одежды, напитков и кушаний.
Все это — именно то, что уже давно предлагают туристу в Старом Свете. Стоит только попасть в средневековый замок или крепость, как вас непременно угостят наливкой, изготовленной по рецепту XVI в., а на память предложат великое множество недорогих сувениров, от которых после вкусного обеда ни один турист не откажется. Одним словом, айда догонять Европу! Вот только государство должно позаботиться о том, чтобы этот путь не растянулся на долгие десятилетия.