Бизнес, в том числе и туристический, должен приносить прибыль. К тому же именно туристический бизнес выступает локомотивом, развивающим очень многие отрасли, будь то транспорт, строительство, сельское хозяйство.
- Недавно был опубликован доклад Всемирной туристической организации, согласно которому в мировой туриндустрии работает каждый двенадцатый человек планеты. А в Крыму более половины взрослого населения занято в туриндустрии. И это для нас уже вопрос социальной стабильности, - говорит президент Ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя Борис Зелинский. - При сегодняшнем налоговом прессе, когда решается вопрос, быть или не быть в Украине внутреннему и въездному туризму, мы должны поневоле увеличивать цену туристических услуг как нашего украинского продукта. С одной стороны, власть говорит, что туризм - это наш приоритет. Мы готовимся к Евро-2012, меняем инфраструктуру - строим новые дороги, отели, аэропорты. Но после чемпионата как мы будем загружать эту инфраструктуру? Чем? Если сейчас налоговая политика государства развитию туризма не способствует.
А возмутили украинских туроператоров, специализирующихся на внутреннем и въездном туризме, изменения в налоговом законодательстве страны. Так, законом Украины от 07.07.2011 №3609-V1 (вступил в силу 06.08.2011) изложена в новой редакции статья 207 Налогового кодекса Украины - она регулирует порядок обложения налогом на добавленную стоимость туристических услуг. За живое задел туроператоров пункт 6 этой статьи, гласящий, что «суммы налога, которые, в соответствии со статьей 139 этого кодекса, включаются в расходы, не учитываются при определении базы налогообложения в целях настоящей статьи».
Таким образом на туроператоров внутреннего и въездного туризма фактически возлагается дополнительное бремя по уплате НДС, что значительно снижает их конкурентоспособность по сравнению с зарубежным туризмом (в том числе и по сравнению с компаниями, которые отправляют туристов за рубеж).
Председатель Постоянной комиссии Верховного Совета Автономной Республики Крым по санаторно-курортному комплексу и туризму Рустам Темиргалиев разъяснил:
- Можно смело говорить о том, что эта статья ущемляет права туроператоров, работающих на внутренний и въездной туризм, и, напротив, поддерживает тех, кто стимулирует выездной туризм. Приведу пример. Предположим, туроператор, работающий в Киеве, купил туруслугу в один из санаториев Ялты по стоимости, условно говоря, 1200 гривен и продал ее киевлянину за 1800 гривен. Учитывая, что определение базы налогообложения для начисления налоговых обязательств по НДС, исходя из вознаграждения (маржинальной прибыли), не предполагает наличия налогового кредита, туроператор по внутреннему и въездному туризму обязан заплатить в бюджет в результате данной операции НДС в сумме 133,33 гривен. В то же время, если другой украинский туроператор приобретает у зарубежного отеля туруслугу по цене тех же условных 1200 гривен (у него нет входящего НДС, то есть ни новации статьи 139 Налогового кодекса, ни положения пункта 207.6 статьи 207 этого кодекса на него не распространяются) и реализует украинскому туристу эту услугу по цене тех же 1800 гривен, он заплатит НДС в сумме 100 гривен. Ни о каком преимуществе и повышении конкурентоспособности украинского туристического продукта речь уже не идет.
Для Крыма, в доходной части бюджета которого туризм выступает одной из главных статей, эта ситуация катастрофична, и, возможно, она даст о себе знать уже в туристическом сезоне этого года. Аналогичные проблемы наверняка сложились в Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской областях. По сути, мы сегодня стимулируем отток капитала из страны, вместо того чтобы стимулировать его приток, как делают все цивилизованные страны. Сегодня мы, Верховный Совет АРК, обращаемся к народным депутатам Украины с требованием в кратчайшие сроки отменить пункт 207.6 Налогового кодекса Украины.
Кому такое положение дел в туристической отрасли может быть выгодно? Крупным иностранным туроператорам, которые работают с огромным международным ресурсом? Вполне вероятно, что они пролоббировали такую антиукраинскую, антикрымскую поправку в Налоговый кодекс. Вполне возможно, что за этим стоят народные депутаты или чиновники.
Президенту Туристической ассоциации Украины Борису Выхристенко приходилось принимать участие в формировании спорной 207 статьи Налогового кодекса - специалисты ассоциации заседали и в Минфине, и в профильных комитетах Верховной Рады Украины. Но изменения в статье застали г-на Выхристенко врасплох. По его мнению, развитию украинской туристической отрасли всегда не хватало системности.
- Ассоциация туроператоров Крыма и Севастополя выступает за исключение пункта 207.6 из статьи 207 Налогового кодекса Украины, а также за возвращение действующих ранее норм о применении нулевой ставки НДС к экспорту туристических услуг, - говорит Борис Зелинский. - В Украине не столь много преимуществ для туриста в мировом масштабе, но наша санаторно-курортная база имеет явный приоритет. Хорошо было бы, чтобы предприятие, оздоравливающее своих сотрудников, относило эти деньги на свои затраты. И это не стало бы потерей для бюджета - ведь санатории исправно платили бы налоги. А сейчас, к сожалению, туристический бизнес в весомой части может уйти «в тень»…