УКРАИНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ ЕЩЕ ТОЛЬКО ИГРАЕТ В СВОБОДУ

13 декабря, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 48, 13 декабря-20 декабря 2002г.
Отправить
Отправить

В 1990 году «принудительное» советское молодежное движение коммунистов (комсомольцев, пионеров, октябрят) уверенно отошло в прошлое...

В 1990 году «принудительное» советское молодежное движение коммунистов (комсомольцев, пионеров, октябрят) уверенно отошло в прошлое. Лозунг «Партия сказала — надо, комсомол ответил — есть» не сработал. Ведь в период перестройки уже существовали мощные неформальные объединения молодежи, вносившие диссонанс в комсомольскую гармонию и являвшиеся предвестниками свободы. «Бархатное поколение», романтизированное, возвышенное, восхищавшееся идеями демократии, независимой Украины прибегло к радикальным действиям — революции на граните. Студенты не пошли на компромисс с номенклатурой, как это сделала оппозиция, не испугались милицейского нажима, возможного отчисления из вузов, увольнения с работы и даже за свою жизнь. Непоколебимая убежденность молодых людей в определенной мере инициировала появление на политической карте мира нового независимого государства — Украины.

Молодежный максимализм и бескомпромиссность играют чуть ли не важнейшую роль в общественно значимые моменты жизни страны. Это хорошо понимают полноправные лидеры на политическом олимпе, оккупировавшие его давно. Как правило, игра в политику с молодежными лидерами начинается перед самими выборами или же перед акциями протеста. Некоторые политики и партии идут на незначительные уступки в разрешении молодежных проблем, тем самым удовлетворяя собственные политические амбиции. Сплошь и рядом юные лидеры просто не замечают этой игры или не хотят замечать свою слабость и, удовлетворившись малым, постепенно уходят в тень. Молодежное же большинство, видя все промахи своих лидеров, перестает верить в политическую справедливость. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса «Молодежной альтернативы»: 35% молодежи убеждены, что политика — это грязное дело, 13% не хотели бы заниматься политикой, поскольку считают ее бесперспективной, 44% отмечают, что со времени обретения Украиной независимости говорить об обновлении власти и существенном изменении кадров в органах власти не приходится. Также следует подчеркнуть: несмотря на частичное равнодушие к политике, 53% молодых людей все-таки ею интересуются, 17% — очень интересуются и 17% — совсем не интересуются.

Молодежь имеет собственный взгляд на события в государстве, правда, с этим взглядом не всегда считаются. Практически проблемы молодежи находятся вне сферы государственных интересов, молодежная политика отодвинута на задний план. Кстати, в развитых демократических странах сложившееся гражданское общество пестует демократические традиции, уважает человеческие права и свободы, учитывает мнение молодежи по поводу государственной политики. Кто-то может мне возразить, апеллируя к законодательным актам, регулирующим молодежную политику в Украине. Можно также услышать суждение, что наше законодательство по молодежной политике — одно из лучших не только на постсоветском пространстве, но и во всем Старом Свете. Возможно, однако, лишь на бумаге.

Говоря о молодежной политике, грешно не вспомнить государственные органы, так или иначе работающие в этом направлении, — комитет ВРУ по вопросам молодежной политики, спорта и туризма, нацсовет по вопросам молодежной политики при Президенте Украины, Госкомитет по вопросам семьи и молодежи. Некоторые лидеры общественных организаций, да и сама молодежь, отмечают, что часто государственные органы дублируют работу друг друга, им не хватает открытой финансовой отчетности, источников распространения информации, а также — реально обоснованного и честного сотрудничества с молодежными организациями.

Многие молодые люди просто не верят в то, что работают программы предоставления государственных кредитов на жилье, учебу, создание молодежных бизнес-инкубаторов, проект молодежного предпринимательства, а тем более в то, что государство обеспечивает молодежи предоставление первого рабочего места на срок не менее двух лет по окончании учебы. А многие об этих программах и проектах даже не слышали, поскольку доступ к реальной информации ограничен. Зачем всем знать об уступках, на которые идет государство, — все равно количество тех, у кого есть возможность воспользоваться государственным финансированием молодежной сферы, очень ограничено. В бесконечных очередях можно стоять очень долго, вплоть до момента, когда по закону вас перестанут считать молодым (28—30 лет). Это напоминает советские времена. Глубоко убеждена, в такие проекты верят или очень наивные, либо те, кому уже не на что надеяться, а также те, кто реально может воспользоваться своим социальным положением и все-таки добиться кредита на жилье, учебу и тому подобное. Многие молодые политики сэкономили таким образом деньги и нервы. Простым смертным лучше было бы все же рассчитывать на собственные силы, ведь государство не в состоянии помочь всем «обездоленным».

Грустно констатировать, однако, по экспертным оценкам, Украина теряет ежегодно от 2700 до 5000 специалистов из своего «золотого фонда» — наиболее образованных, талантливых, перспективных молодых людей, вынужденных устраиваться на работу за границей, поскольку на родине они или безработные, или же их труд не оценивается надлежащим образом. Известно, что уровень безработицы в Украине самый высокий именно среди молодежи. В некоторых областях (Тернопольская, Черновицкая) он достигает 17—18%. По официальным данным, количество зарегистрированных безработных среди молодежи составляет 320 тыс., а по критериям международной методологии организации труда — вместе с незарегистрированными их в три раза больше.

По статистике Госкомстата, за десятилетие независимости Украины количество браков уменьшилось на 36%, рождаемость снизилась почти вдвое. Из 2,5 млн. молодых семей 800 тыс. нуждаются в улучшении жилищных условий. Привычными стали обнищание подавляющего большинства молодежи, детская смертность, тенденция роста заболеваний туберкулезом, наркомания, алкоголизм, психические нарушения.

За прошлое десятилетие в Украине совершили преступления 1 млн. 654 тыс. человек в возрасте от 14 до 29 лет, треть из которых несовершеннолетние. В прошлом году поставлены на учет 5,3 тыс. несовершеннолетних потребителей наркотиков. В сравнении с 1995 годом на 11,5% увеличилось количество несовершеннолетних девушек, привлеченных к административной ответственности за проституцию. Все это явилось следствием социально-экономических проблем молодежи.

Из года в год растет количество детей-сирот (7,5 тыс.), детей-нищих (27 тыс.). По данным ООН, 16% украинских учеников не посещают школу.

Может, именно сейчас время бить в набат всем молодежным организациям Украины? Где оно, наше «бархатное поколение»? Раскололось на огромное количество общественных молодежных организаций, каждая из которых в отдельности не оказывает особого влияния на власть. Объединенная молодежь — это сила, способная «построить» любую власть.

Именно этот принцип положен в основу работы молодежных организаций Германии. Франк Шауф, спикер Немецкого национального комитета по вопросам международной работы с молодежью (DNK), поделился немецким опытом молодежной политики, считающейся одной из лучших в Европе. DNK — это внешнее представительство молодежных организаций ФРГ в ООН, Совете Европы, Еврокомиссии, способное влиять на общегосударственную политику, отстаивать интересы молодых людей. Франк Шауф отметил, что, в отличие от Украины, в Германии существует четкое разделение организаций на местном, федеральном, национальном уровнях на сферу партийно-политических (5) и сферу непартийно-политических (25: протестантская, христианская, культурная молодежь и т.д.).

Единственное место пересечения партийных и непартийных молодежных организаций со всей ФРГ — это DNK, на чьих собраниях обсуждаются молодежные проблемы национального уровня, которые потом выносятся в бундестаг или даже выше. Разумеется, деятельность молодежных организаций без реальной финансовой поддержки и жесткого контроля за использованием выделенных государством средств была бы невозможна. Так, когда в некоторых федерациях начали вводить плату за обучение, чтобы залатать большой дефицит бюджета, немецкая молодежь отстояла свое право на бесплатное высшее образование. В молодежную политику молодежь Германии входит с 14 лет, сначала путем целевых групп школьников, а со временем и студенческого самоуправления. В Германии вузы — это государство в государстве. Студенты сами избирают ректора, руководителей, а ученики школ занимаются вопросами учебных планов.

Как видим, молодежь играет ключевую роль в демократических преобразованиях общества. Однако в Украине жить на одном энтузиазме становится все труднее. Именно поэтому молодежь нуждается в реальной, а не декларативной поддержке со стороны государства.

То, что молодежь еще только играет в свободу и в политику, вполне понятно. На то она и молодежь. Поговаривают, в воздухе витает идея смены политического истеблишмента пенсионного возраста на более молодых политиков, госслужащих по типу Польши, Венгрии, где средний возраст политиков составляет 30—40 лет. Как только эта идея реализуется, украинская молодежь перестанет играть. Она будет действовать по принципам демократии в соответствии с потребностями сегодняшнего дня.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК