Три страсти Бертрана Рассела

16 ноября, 2007, 13:47 Распечатать
Выпуск № 44, 16 ноября-23 ноября 2007г.
Отправить
Отправить

ХХ век подарил нам не только целую когорту жестоких диктаторов, но и небольшую группу гуманистов, по праву ставших для современников моральными авторитетами...

ХХ век подарил нам не только целую когорту жестоких диктаторов, но и небольшую группу гуманистов, по праву ставших для современников моральными авторитетами. Махатма Ганди, Андрей Сахаров, Мартин Лютер Кинг… Особое место в этом ряду занимает сэр Бертран Рассел — знаменитый английский философ, математик, логик, социолог, публицист и общественный деятель.

Автобиография Рассела начинается со слов: «Всю мою жизнь пронизывали три страсти, простые, но неодолимые в своем могуществе: жажда любви, тяга к знанию и мучительное сочувствие к страданиям человечества».

Заветная триада сделала британского аристократа одной из самых неординарных фигур своего времени. Прожив 97 лет, он четырежды вступал в брак и дважды сидел в тюрьме, разоблачал тоталитарную практику большевизма и военные преступления США во Вьетнаме, предвосхитил сексуальную революцию, боролся за ядерное разоружение, стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, создал десятки монографий, посвященных различным областям знания.

Парадокс цирюльника

/img/st_img/672-12f4-.jpg
/img/st_img/672-12f4-.jpg
Дружеский шарж художника Джека Роузена
Бертран Артур Уильям Рассел родился в Уэльсе 18 мая 1872 года. Он происходил из влиятельной аристократической семьи: его дед, лорд Джон Рассел, дважды занимал пост премьер-министра Великобритании. Рано лишившись родителей, мальчик воспитывался в родовом имении своей бабушки под Лондоном.

Тяга к познанию и начатки научного мировоззрения отличали Рассела уже в самом нежном возрасте. Услышав, что Земля круглая, пятилетний Бертран тут же предпринял смелый эксперимент — стал рыть в песке туннель к антиподам. На море мальчика поразили моллюски: когда их пытаешься оторвать от скалы, они прилипают еще сильнее. «А ракушки умеют думать?» — спросил Бертран у своей тети. «Не знаю», — ответила она. «Надо знать», — возмутился дотошный карапуз.

В поисках знаний подросший Рассел обращается к умным книгам. Особенно большое впечатление произвела на него «Геометрия» Евклида. Бертран пришел к выводу, что природа управляется математическими законами, а в основе мира лежит математическая гармония. Вскоре, к огорчению своей набожной бабушки, юный аристократ заявил, что не верит в Бога. Он устремился в науку, полный решимости познать тайны Вселенной.

Окончив Тринити-колледж Кембриджского университета в 1894 году, Рассел увлеченно занимается математикой, философией, логикой. Он защищает диссертацию по геометрии, читает лекции в ряде университетов и колледжей. В 1908-м Бертрана Рассела принимают в Королевское научное общество.

«Кое-что, правда, совсем немного, мне удалось понять», — так сам Рассел оценивал свою научно-философскую деятельность. Это «совсем немного» включало в себя рождение английского неореализма и неопозитивизма, построение оригинального варианта теории множеств, создание концепции логического атомизма и др. В то же время Рассел не был скучным ученым снобом, оторванным от простых смертных: он стремился сделать научное знание доступным, заинтересовать широкую публику.

Ярким примером может служить парадокс Рассела, открытый им в 1903 году и вызвавший сенсацию в математике. Едва ли непрофессионалы смогли бы оценить по достоинству следующую формулировку: «Пусть K — множество всех множеств, которые не содержат себя в качестве своего элемента. Содержит ли K само себя в качестве элемента?» Но остроумному Расселу не составило труда популяризировать свой парадокс: «Сельскому цирюльнику приказали брить всех тех и только тех жителей села, которые не бреются сами. Должен ли цирюльник брить самого себя?» Действительно, загадка!

Большой популярностью пользовались лекции Рассела. На одной из них мыслитель заявил: можно доказать все, что угодно, исходя из ложного равенства 1+1=1. «Докажите, что вы — Папа Римский!» — крикнули из аудитории. Рассел невозмутимо ответил: «Один человек — это я, еще один — Римский Папа. Но один и один — это снова один, то есть я и Римский Папа — один и тот же человек!»

За свою долгую жизнь Рассел-ученый написал немало книг. Среди его работ — «Анализ мышления» и «Человеческое познание», «История западной философии» и «Научное мировоззрение», «Логика и мистицизм» и «Азбука атомов»… Благодаря живой манере изложения труды Рассела интересовали не только специалистов и быстро становились бестселлерами. Писатель Хорхе Луис Борхес как-то сказал, что если бы ему было суждено навсегда оказаться на Луне и взять с собой лишь пять книг, одной из них стала бы расселовская «История западной философии».

Сцилла и Харибда

Возможно, Бертран Рассел остался бы в нашей памяти лишь как видный философ и математик, талантливый популяризатор науки. Но 1914 год принес ученому глубочайшее эмоциональное потрясение. «Началась Первая мировая война, и все мои мысли сосредоточились на человеческом страдании и безумии», — писал он позже. Рассела поражала недальновидность и безответственность политиков, фанатизм народных масс, бессердечие интеллектуалов, рассуждавших о «войне, которая покончит с войнами». И он решает действовать.

В то время как Англию захлестнула военная истерия, Рассел занял активную пацифистскую позицию. Он примыкает к движению «Противодействие призыву на военную службу», выступает на многочисленных митингах, публикует антивоенные памфлеты. Подрывная деятельность титулованного пацифиста привлекла внимание властей. В 1916-м Рассел был приговорен к солидному денежному штрафу, затем лишен права преподавания в Тринити-колледже, а в 1918 году его на полгода заключили в Брикстонскую тюрьму.

«Антипатриотизм» Рассела стоил аристократу-бунтарю многих друзей из его круга. Зато, благодаря активной антивоенной деятельности, Бертран Рассел неожиданно стал героем левых сил. Впрочем, после войны философ и сам увлекся социализмом, связывая с ним надежды на гармонизацию человеческого общества. В 1920 году Рассел в составе делегации английских лейбористов посетил Советскую Россию. Он встретился с Лениным и Троцким, Максимом Горьким и Александром Блоком, совершил путешествие вниз по Волге.

В то время в левых кругах было принято расточать похвалы большевикам. Но Бертран Рассел в своей книге «Теория и практика большевизма» (1920) нарушил традицию. «Я не могу участвовать в заговоре умолчания, который поддерживают многие западные социалисты, побывавшие в России», — отмечал он. Рассел утверждал, что большевистская идеология — это своеобразная религия с догмами и священными писаниями, а Ленин и его окружение сродни религиозным фанатикам и глубоко враждебны свободе.

Сегодня такая оценка большевизма может показаться банальностью, но тогда демарш Рассела не на шутку разозлил «прогрессивные» круги, приступившие к огульному поношению автора. Стыд и позор: гнилой интеллигент испугался испорченной канализации и хлебных карточек!

Так Бертран Рассел стал парией и для правых, и для левых. Но чувство ответственности за судьбу человечества более его не покидало.

В 20-е—30-е годы Рассел много пишет на политические темы. Своего отрицательного отношения к режиму Ленина-Сталина он не изменил. Не меньшую антипатию вызывали у Рассела и Муссолини с Гитлером. Одна из его публикаций так и называлась: «Сцилла и Харибда, или Коммунизм и Фашизм». Отлично сознавая недостатки буржуазной демократии, мыслитель-либерал был убежден в ее превосходстве над авторитаризмом. «При демократии дураки имеют право голосовать, при диктатуре — править», — это высказывание Бертрана Рассела стало знаменитым.

Ученого волновала опасная тенденция: он видел, как наука, столетиями бывшая оплотом свободы, становится союзником авторитарных режимов, предоставляя воинственным диктаторам невиданные ранее средства разрушения и контроля над массами. Еще в начале 1920-х, задолго до появления атомной бомбы, Рассел в одной из своих книг вспоминал греческий миф об Икаре: получив крылья от своего отца Дедала, он был погублен собственным безрассудством. Философ опасался, что такая же судьба может постичь и человеческую цивилизацию, обученную летать современными учеными-дедалами.

Бертран Рассел был проницательным диагностом и лучше других видел опасные недуги, угрожавшие обществу. Но рецепты их лечения, предлагаемые добросердечным английским аристократом, зачастую были чересчур наивны. Он мечтал о тайной организации ученых, которая разработала бы особую «сыворотку доброты» для впрыскивания государственным лидерам. О едином и справедливом Мировом правительстве. О временах, когда каждый желающий сможет отправиться в Гималаи или на Северный полюс, и люди будут удовлетворять природное стремление к авантюрам, не ввязываясь в войны…

Брак и мораль

От политики Бертрана Рассела отвлекала лишь третья страсть, постоянно его сопровождавшая. «Любви бояться — означает бояться жизни, а кто жизни боится, тот уже на три четверти мертв», — утверждал Рассел. Сам философ был живее всех живых: четыре официальных брака, не считая множества эфемерных романов.

Первый раз Рассел женился еще в 1894-м, но брак с юной благонравной американкой Элис Смит оказался неудачным и бездетным. Последние пять лет замужества супруги занимали разные спальни.

Затем сэр Бертран был близок с женой английского парламентария Оттолин Моррел, дочерью хирурга из Чикаго Хелен Дадли, актрисой Констанцией Маллесон и другими дамами. А в 1919-м встретил ярую феминистку Дору Блэк, так же, как и Рассел, мечтавшую о детях. Мисс Блэк согласилась сопровождать Рассела в Китай, где философу предложили кафедру в Пекинском университете. Когда в 1921-м они вернулись в Англию, Дора была беременна. Либеральная парочка оформила отношения за месяц до рождения маленького Джона. За ним последовала дочь Кейт.

В самом начале прогрессивные партнеры договорились, что их брак будет свободным. Но когда Дора родила ребенка от любовника — американского журналиста Гриффина Барри, Рассел не выдержал. В 1935-м супруги развелись.

Впрочем, к тому времени Рассел уже сблизился с Патрицией Спенс, молоденькой воспитательницей своих детей. Сорокалетняя разница в возрасте не помешала бурному роману. В 1936 году они поженились, и у них родился сын Конрад.

Семейные перипетии оказали большое влияние на общественную и публицистическую деятельность Рассела. Он увлекся педагогикой и, не решившись доверить Джона и Кейт консервативным учителям, основал собственную школу. Рассел был уверен, что рациональная методика воспитания способна избавить новое поколение от ошибок родителей, ввергнувших Землю в кошмар мировой войны.

Затем философ обращается к проблеме взаимоотношений между полами. В книге «Брак и мораль» и других сочинениях он выступил с революционными по меркам 1930-х тезисами. Рассел утверждал, что внебрачные сексуальные отношения, основанные на взаимной любви, не являются безнравственными; защищал «пробные» и «свободные» браки, широкий доступ к средствам контрацепции и необходимость сексуального воспитания. Так, современников глубоко шокировала в общем-то безобидная мысль, высказанная в книге «Об образовании»: ребенок с раннего возраста должен иметь возможность видеть своих родителей, братьев и сестер без одежды.

Неортодоксальные взгляды доставили Расселу немало хлопот в США, куда мыслитель вместе с семьей переехал в 1938 году. В Чикагском и Калифорнийском университетах его лекции по философии и логике пользовались успехом, но когда британец был приглашен преподавать в нью-йоркском Сити-колледже, консервативные круги начали кампанию протеста. Некая миссис Кей возбудила против местного совета по высшему образованию иск, сводившийся к следующему: если приглашение Рассела не аннулируют, преподавателем ее дочери может стать насквозь аморальный тип. Правда, в то время девушек в Сити-колледж не принимали, но данное обстоятельство не смутило адвоката истицы. В своей речи он назвал книги Бертрана Рассела «распутными, сладострастными, похотливыми, развратными, эротоманиакальными, недостойными, узколобыми, лживыми». Совету пришлось отказаться от услуг философа…

Пока Рассел находился в США, в Европе разразилась Вторая мировая. Вторжение Гитлера в Польшу вынудило убежденного пацифиста несколько скорректировать свои взгляды. Да, война — это несомненное зло, но если единственная альтернатива войне — захват Европы нацистами, она становится меньшим из двух зол. И Рассел в своих статьях поддерживает антигитлеровскую коалицию.

В 1944 году Бертран Рассел вернулся в Англию и с удивлением обнаружил, что более не является изгоем и обладателем скандальной репутации. На очередных выборах победили лейбористы, в воздухе витали идеи либерализма, и свободомыслие Рассела стало вполне созвучно общественному мнению. Его взгляды на брак теперь не казались чересчур эксцентричными даже церкви. К философу пришло долгожданное признание. Он вновь начинает преподавать в Тринити-колледже, регулярно выступает по Би-би-си, публикует многочисленные статьи и эссе.

В 1950 году за книгу «Брак и мораль» и активную публицистическую деятельность Бертрану Расселу была присуждена Нобелевская премия по литературе. На церемонии награждения член Шведской академии Андерс Эстерлинг назвал Рассела «одним из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашным борцом за свободу слова и свободу мысли на Западе».

Для западного мира седовласый интеллектуал с трубкой действительно стал признанным авторитетом. А вот за железным занавесом нобелевского лауреата не жаловали. Так, газета «Правда» в 1951-м напечатала погромную заметку «Пророчества мракобеса». В ней приводилась цитата из интервью Бертрана Рассела американским корреспондентам: «Коммунизм — это преходящее увлечение, которое исчезнет и будет забыто через пятьдесят лет». Имя Рассела забудут не через 50, а через 10 лет! — парировала возмущенная «Правда». Время показало, кто был более проницателен…

1952 год. Расселу исполнилось восемьдесят, но шутливое замечание философа — «Диагностика достигла таких успехов, что здоровых людей практически не осталось» — явно не касается его самого. Бодрый старец оформляет развод с Патрицией Спенс и женится в четвертый раз — на преподавательнице университета из США Эдит Финч. Брак оказался счастливым: по свидетельству современников, Бертран Рассел наконец-то обрел идеальную спутницу жизни.

А вскоре Расселом всецело овладевает новая идея — борьба против ядерной угрозы.

Судьба мира

В начале холодной войны пацифист Рассел мирился с американской атомной бомбой как единственным средством удержать Сталина от похода на Запад. Однако смерть вождя народов, стремительная гонка ядерных вооружений, появление водородной бомбы заставили мыслителя изменить свое отношение к боевому атому. Ученый осознал: человечество находится в смертельной опасности, третья мировая война будет означать конец нашей цивилизации. Оставаться безучастным британский лорд-гуманист не мог.

В 1955 году совместно с Альбертом Эйнштейном, Рассел составляет манифест, который впоследствии подписали и многие другие крупные ученые. В историческом документе говорилось: «Мы должны научиться мыслить по-новому. Мы должны научиться спрашивать себя не о том, какие шаги надо предпринять для достижения военной победы тем лагерем, к которому мы принадлежим, ибо таких шагов больше не существует; мы должны задать себе следующий вопрос: какие шаги можно предпринять для предупреждения вооруженной борьбы, исход которой станет катастрофическим для всех ее участников?»

Летом 1957-го подписанты манифеста собрались в канадском местечке Пагуош. Конференция ведущих ученых из десяти стран мира, включая США и СССР, положила начало многолетнему продуктивному диалогу. Встречаясь как частные лица, участники Пагуошского движения разрабатывали альтернативные подходы к решению глобальных вызовов и угроз. Со временем к интеллектуалам стали прислушиваться родные правительства: так, например, появился Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах.

Однако сам Бертран Рассел вскоре отошел от Пагуошского движения, обратившись к более радикальным методам воздействия на общественное мнение и власть имущих. К решительным акциям его подтолкнуло соглашение 1958 года о размещении на Британских островах ракетных сил США. По мнению Рассела, тем самым Англия превращалась в заложника советско-американской конфронтации. Ученый выступил за нейтралитет Британии и односторонний отказ своей страны от ядерного оружия.

В том же 1958-м неугомонный пацифист организует Движение за ядерное разоружение, а затем инициирует в Англии кампанию гражданского неповиновения. Уже первая такая акция — сидячая демонстрация возле здания министерства обороны в феврале 1961 года — собрала более 20 тысяч участников. Рассел и его супруга Эдит неизменно находились в самой гуще событий.

Скандалом обернулся митинг в память жертв Хиросимы, проходивший 6 августа 1961 г. в Гайд-парке. На этой территории Гайд-парка традиционно не разрешалось использовать микрофоны, но Бертран Рассел первым нарушил этот запрет. В дело тут же вмешались полисмены, грубо выхватившие микрофон из рук почтенного миротворца. А спустя месяц
89-летний Рассел был привлечен к ответственности за нарушение общественного порядка и второй раз в жизни приговорен к заключению в тюрьму Брикстон. Правда, из двух месяцев он отсидел только неделю — бурные протесты общественности вынудили британские власти освободить знаменитого мыслителя.

Пребывание в тюрьме не ослабило антивоенный пыл Рассела. Тревожной осенью 1962-го, в дни Карибского кризиса, он буквально бомбардирует Кеннеди и Хрущева письмами с призывами к мирному диалогу. В 1964 году создает Фонд мира Бертрана Рассела, который поддерживает средствами, получаемыми от продажи собственных архивов.

Кстати, подобные акции коренным образом изменили отношение к Бертрану Расселу в СССР. «Буржуазный мракобес» уступил место благородному борцу за мир. У нас впервые стали издавать философские труды Рассела — правда, с критическими комментариями, обширными купюрами и штампом «Только для научных библиотек». Напротив, в Англии и Соединенных Штатах пацифистская активность философа многим пришлась не по душе. В правых кругах недвусмысленно намекали, что старый лорд попросту выжил из ума.

Особенно много нападок Рассел навлек на себя во второй половине 60-х. Являясь идейным противником коммунизма, философ, тем не менее, решительно осудил действия США во Вьетнаме: «Это война, в которой самое богатое и могущественное из государств мира противостоит нации нищих крестьян, более четверти века сражающихся за свою независимость». В 1966 году Бертран Рассел вместе с Ж.-П. Сартром учреждает Международный трибунал по расследованию военных преступлений во Вьетнаме. Трибунал занялся сбором информации о бомбардировках гражданских объектов, применении напалма и дефолиантов, бесчеловечном обращении с пленными…

Объективно все эти разоблачения играли на руку советскому лагерю. Но «приручить» английского лорда-гуманиста Москве не удалось. В 1968 году он послал советскому премьеру Косыгину гневное письмо с протестом против августовского вторжения в Чехословакию.

Судьба мира продолжала волновать Рассела до самого конца — за три дня до своей смерти он продиктовал послание международной парламентской конференции в Каире. Бертран Рассел умер от гриппа 2 февраля 1970 года.

Споры о роли Рассела в истории ХХ века не утихают до сих пор. Кем был этот человек? Благодетелем цивилизации, великим вольнодумцем, Вольтером ушедшего столетия? Или же наивным идеалистом, безнадежно запутавшимся в собственных страстях? Безусловно, простодушие, некоторая сумбурность, чрезмерная эмоциональность преследовали ученого и философа и в частной жизни, и в политике. Но принижать масштаб его личности не стоит.

Однажды Рассела спросили, кто может считаться настоящим джентльменом. Знаменитый британец ответил: «Джентльмен — это человек, общаясь с которым, каждый также невольно становится джентльменом». Диалог с Бертраном Расселом заставил миллионы современников перенять частицу его гуманизма, жажды знаний, преданности идеалам свободы. Значит, многолетние усилия мыслителя, стремившегося изменить мир к лучшему, не пропали даром.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Энтер или кнопку ниже отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК