Десять лет назад скончался человек, чье имя еще при жизни ассоциировалось со смертью. История неравнодушна к палачам. Кто помнит фамилии политиков, которые в 1970-х годах возглавляли правительства Голландии или Швейцарии? Зато государственного деятеля, четыре года руководившего Камбоджей, знает каждый. Чтобы войти в анналы истории, товарищу Пол Поту понадобилось лишь уничтожить четверть населения родной страны. Впрочем, сам он считал себя отнюдь не жестоким палачом, а борцом за народное счастье...
Вся история Пол Пота и режима красных кхмеров окружена удивительными парадоксами.
Трудно поверить, но инициатор чудовищной резни был отнюдь не дикарем из джунглей, а утонченным интеллигентом, получившим образование в Париже. Именно там Салот Сар примкнул к коммунистическому движению, увлекся идеями Маркса, Ленина, Сталина, Мао. В личном общении — мягкий, культурный, обаятельный человек; ценитель французской поэзии, сам писал стихи. Даже псевдоним «Пол Пот», впоследствии избранный вождем камбоджийской компартии, был сокращением от французского politique potentielle («могучий политик»). Но вот в полпотовской Камбодже знание иностранных языков каралось смертью.
Интеллектуалами были и соратники Пол Пота, учившиеся вместе с ним в Париже. Идеолог режима Кхиеу Самфан в 1959 году защитил в Сорбонне докторскую диссертацию на тему «Экономика Камбоджи и ее проблемы в связи с индустриализацией». Фактически в этом научном труде излагалась будущая программа красных кхмеров. Прогрессивным французским профессорам диссертация понравилась, никто не заметил в ней антигуманных тенденций.
Леворадикальная доктрина Пол Пота и его соратников и в самом деле была достаточно стройной. Крестьяне — костяк камбоджийского общества — прозябают в нищете. Чем вызвано разорение кхмерской деревни? Очевидно, виной всему рыночные отношения, индустриализация и урбанизация — порождение тлетворного влияния империалистического Запада. Город — главный источник неравенства и эксплуатации. Словно огромный насос он выкачивает из нищей деревни жизненные силы. Выход один: создание бесклассового аграрного общества. Всем камбоджийцам следует переселиться в деревню и коллективно работать на полях, выращивая рис — основу национальной экономики. Прямо таки безоблачная коммунистическая идиллия.
Утопия, привлекавшая парижских леваков в 1950-е годы, казалась весьма заманчивой и в Камбодже в начале 1970-х. Кровопролитная гражданская война, проамериканский режим генерала Лон Нола, погрязший в беззаконии и коррупции, массированные бомбардировки Камбоджи авиацией США... На крошечную страну сбросили столько же тонн взрывчатки, сколько на Германию в 1944—1945 гг. — кхмеры гибли десятками тысяч. Города, находившиеся под контролем Лон Нола, не подвергались бомбардировкам, и горожан ненавидели как американских пособников. Обездоленные земледельцы охотно присоединялись к партизанам Пол Пота. В армии красных кхмеров было много подростков 12—15 лет, не знавших ничего, кроме насилия и смерти. Идеальные бойцы для вождя, задумавшего написать историю Камбоджи с чистого листа!
Переломный момент наступил 17 апреля 1975 года, когда отряды красных кхмеров вошли в столицу страны Пномпень. Московские «Известия» ликовали: «Патриоты Камбоджи борются за принципы мира, демократии, неприсоединения, предоставление права каждому гражданину занять должное место в общественно-политической жизни страны».
Но очень скоро от государства, переименованного в Демократическую (!) Кампучию, поспешили откреститься и СССР, и страны соцлагеря. Слишком уж последовательно там начали внедрять в жизнь идеи социального равенства и классовой борьбы. Рolitique Рotentielle утверждал: Кампучия докажет всему миру, что полного коммунизма можно достичь одним махом, без переходных этапов! За год с небольшим красные кхмеры действительно ликвидировали частную собственность и товарную экономику, заодно разрушив страну.
Социальному равенству мешало решительно все: торговля и деньги, промышленное оборудование и почтовая связь, университеты и религия, библиотеки и кинотеатры, праздники и спорт, суды и храмы, автомобили и бытовая электроника. И, конечно, построению нового, справедливого общества мешали представители эксплуататорских классов. Торговцы, зажиточные крестьяне, чиновники, военные, монахи, учителя, врачи, инженеры, студенты и прочие «классовые враги» подлежали ликвидации. Одних просто убивали, другие депортировались в деревню и погибали от непосильного труда, голода, болезней. Считается, что жертвами Пол Пота стали порядка двух миллионов человек — 1/4 всего населения страны. Подавляющее большинство погибших составляли горожане. Было уничтожено более 90% врачей, 80% преподавателей школ и университетов. Из 11000 студентов выжили только 400 человек.
Парадокс, но в 1975-м жители Пномпеня не восприняли приход красных кхмеров как трагедию. И когда началась принудительная высылка населения из городов, инициативу новых властей посчитали не катастрофой, а суровой необходимостью. Люди верили, что надо лишь немного потерпеть. Многовековые традиции смирения и повиновения в буддистской стране сыграли на руку Пол Поту. Пол Пот мог бы руководить Камбоджей долгие годы, не ввяжись он в конфликт с Вьетнамом. Лишь вьетнамское военное вторжение в 1979 году покончило с властью красных кхмеров.
Жертвы красных кхмеров |
Формулировка «геноцид собственного народа» была предложена в 1979-м советской и вьетнамской пропагандой. СССР и его союзники желали затушевать тот неприятный факт, что товарищ Пол Пот был фанатичным коммунистом, и резня в Камбодже стала порождением классовой доктрины. Пол Пота постарались представить бесноватым фюрером, обрядив в нацистский мундир, чтобы сохранить коммунистический мундир незапятнанным. Кубинская пресса «раскрыла» целый заговор: дескать, по тайной договоренности с Пекином Пол Пот намеренно очищал страну от кхмеров, чтобы затем заселить ее китайцами и превратить в провинцию КНР. Абсурд: если кто в Демократической Кампучии и страдал в первую очередь, так это представители этнических меньшинств — китайцы и вьетнамцы. Пол Пот был ярым кхмерским шовинистом.
Но формулировка «геноцид в Камбодже», предложенная коммунистической пропагандой, пришлась по душе мировому сообществу. В массовом сознании юридический термин «геноцид» связан с преступлениями против человечности. А таковые, несомненно, имели место в Демократической Кампучии.
Увы, когда в далеком 1948-м ООН принимала конвенцию о геноциде, по требованию СССР из документа убрали пункт об уничтожении социальных групп. В результате урезанная конвенция стала фактически непригодна для правовой оценки преступлений, совершенных марксистскими режимами. Некоторые исследователи пробовали ввести термины «социоцид» и «полицид», но они не получили ни распространения, ни юридического наполнения. И чтобы осудить казни медиков и учителей в полпотовской Камбодже, мы вынуждены использовать привычное определение «геноцид», сталкиваясь с неизбежными правовыми коллизиями...
Заслуживает внимания судьба красных кхмеров после 1979 года. Здесь тоже достаточно малоизвестных страниц, которые сегодня выгодно забыть всем: слишком часто политическая целесообразность торжествовала над гуманизмом и справедливостью. Будучи отстранены от власти, полпотовцы ушли в джунгли и продолжали вооруженную борьбу более 20 лет. Но столь длительную партизанскую войну невозможно вести без поддержки местного населения — вспомним многолетнюю борьбу УПА.
Красных кхмеров действительно поддерживали, преступному режиму симпатизировали! Идеи тотальной уравниловки и воинствующего антиурбанизма, предложенные Пол Потом, были востребованы значительной частью обездоленного камбоджийского крестьянства. Очень многих устраивало, что городские «бездельники», пившие соки из нищей деревни, вынуждены работать до изнеможения и мрут от голода, что презренным «эксплуататорам» и «американским пособникам» разбивают головы мотыгами. Пожалуй, это один из самых страшных моментов камбоджийской трагедии, который сейчас удобно скрыть за обтекаемой формулировкой «геноцид собственного народа».
На протяжении 1980-х годов красные кхмеры оставались самой влиятельной военно-политический группировкой Камбоджи. Официальное правительство из умеренных коммунистов держалось исключительно на вьетнамских штыках. Опора нового режима на вьетнамскую армию приносила красным кхмерам дополнительные симпатии населения — Пол Пот успешно позиционировал себя как борца с иноземными оккупантами и их марионетками.
В этот период Пол Пота неожиданно полюбили Соединенные Штаты. Логика холодной войны заставляла США помогать повстанцам, сражавшимся «за освобождение Камбоджи от вьетнамской оккупации». Хотя новый камбоджийский режим был несравнимо мягче красных кхмеров, последних величали «борцами с коммунистической диктатурой». В американской прессе можно было встретить и весьма лестную характеристику самого Пол Пота: «харизматичный лидер кровавой, но успешной крестьянской революции с существенным масштабом народной поддержки».
На союз с красными кхмерами пошли их бывшие враги-монархисты: так было образовано «коалиционное правительство», представлявшее Камбоджу на Западе. И место страны в ООН тоже оставалось за преступными полпотовцами до 1991 года. А когда на смену холодной войне пришла эпоха мирных конференций, красные кхмеры выступили в амплуа переговорщиков. Ради национального примирения в Камбодже им охотно прощали старые грехи.
Лишь в середине 1990-х движение красных кхмеров пошло на спад. Все больше рядовых бойцов и видных командиров предпочитали дезертировать, получив от властей гарантии безопасности. Одряхлевший Пол Пот попытался восстановить дисциплину с помощью репрессий, но был отстранен от руководства и помещен соратниками под домашний арест. Больной, поникший старик умер 15 апреля 1998 года в джунглях на границе с Таиландом. Красные кхмеры утверждали, что скончался он от сердечного приступа во сне. Тело диктатора сожгли.
Спустя десятилетие после кончины Пол Пота его соратники, наконец, оказались чужими на празднике политической целесообразности. Осенью 2007-го Кхиеу Самфан, Иенг Сари и другие лидеры красных кхмеров были арестованы. Вскоре они должны предстать перед трибуналом за преступления против человечности.
Какую линию защиты изберут на суде почтенные старцы? Что скажут в свое оправдание? Возможно, процитируют ныне покойного товарища Пол Пота: «Я осуществлял классовую борьбу, а не убийства. Вы же сами видите меня, разве я похож на жестокого человека?.. Мы были первопроходцами азиатского социализма, поэтому допускали ошибки. Мы были словно неопытные дети…»