Идем в школу, внук мне радостно:
- Скоро 14 апреля, дедушка!
- Каникулы, что ли?
- Нет, сто лет назад затонул «Титаник»!
По всем стенам комнаты Ивана Агеева развешены картины и снимки «Титаника», на полках стоят модели и множество книг, посвященных этому лайнеру, - мой девятилетний внук один из лучших знатоков его истории. По этим книгам он читать научился! Да и то - больше нет в мире столь популярных кораблей. Если на телепередаче или прямо на улице провести блицопрос - какой именно корабль является самым известным в истории? - то ни крейсер «Аврора», ни «Виктори» адмирала Нельсона, ни даже линейный крейсер «Гебен», фактически приведший Россию к революции, не сравнятся с «Титаником» в популярности.
Фильмы, снимки, книги, картины, подводные экспедиции и музеи - феномен этого корабля давно живет своей жизнью и не собирается угасать в пучине времени. Потому что катастрофа! Кто бы помнил «Титаник», тихо проплавай он всю свою положенную техническими возможностями жизнь? Вон его старший брат-близнец «Олимпик» так и канул в Лету, несмотря даже на потопленную им немецкую подводную лодку! Да и о младшем их братце «Британике» знают немногие, хотя через четыре года он практически повторил судьбу самого известного корабля мира, уйдя на дно после столкновения и затопления четырех носовых отсеков. Правда, вместо айсберга ему на пути попалась мина…
На днях, кстати, еще один музей «Титаника» открылся, в ирландском Белфасте, на верфях которого и был построен наш герой. Да и в монреальских музеях часто проходят выставки, посвященные кораблю, а туристические компании предлагают гостям города «Титаник-тур» по местам, связанным с ним и его пассажирами (A Wal king Tour of Montreal - Sites Related to the Titanic Disaster). Мало того, на рю Сан-Пьер имеется соответствующее кафе, а на улице Жан Талон даже ночной клуб! Надеюсь, в блюдах, подаваемых в кафе, не плавают стилизованные обломки кораблекрушения, а в клубе не инсценируют душераздирающие сцены катастрофы, когда многие пассажиры в одном белье прыгали в ледяную воду…
Да, с «Титаником» связаны многочисленные воспоминания и удивительные судьбы, разнообразные версии и… целый ряд современных последователей легендарного гиганта. Столетний юбилей катастрофы Фортуна отмечает своеобразно, в своем фирменном стиле, с привкусом черного юмора. Разумеется, речь идет о «Коста Конкордиа», из затопленных кают которого все еще достают тела погибших. В январе он выбросился на мелководье после столкновения на полном ходу с подводной скалой - в Средиземном море, где люди плавают уже тысячи лет и где известна каждая мель! Борт пропорот метров на семьдесят (еще сильнее, чем у «Титаника») и в нем торчит огромный обломок рифа.
Речь также идет и о лайнере «Коста Аллегра» с тысячей человек на борту, который 27 февраля сего года потерял ход и лег в дрейф у Сейшельских островов после пожара в машинном отделении. Представьте себе: судно без руля и без ветрил болтается в Индийском океане, света нет, в каютах и коридорах тьма кромешная, рестораны, лифты и туалеты не работают, холодильники потекли, паника на борту - самый что ни на есть тропический отдых! Спасибо, что рядом оказалось не пиратское, а французское рыбацкое судно, дотащившее бедолагу до Сейшел.
Прошел еще месяц - и новый пожар! Теперь в Тихом океане, у Филиппин заполыхало машинное отделение круизного лайнера «Азамара Квест». И это судно потеряло ход, дрейфуя по воле волн между Филиппинами и Малайзией. К счастью, бортовым инженерам удалось починить двигатели, но осадок остался. И тем более задумываешься о причинах целой цепочки аварий, что я сам на днях собираюсь сесть в шезлонг на верхней палубе и отправиться к Багамам. Нет, в технику я, будучи тесно связан с нею всю жизнь, верю, в том числе и в корабли. В разумных пределах. Она редко подводит. Но вот люди, люди!
Причина всех перечисленных катастроф и аварий - человеческий фактор. Даже мина, погубившая «Британик», она ведь не с неба упала, но была поставлена немецкой подлодкой U-73 под командой Густава Зисса. Однако это экстремальный случай, война шла, в мирное же время подобная цепочка аварий свидетельствует о системном явлении, то есть о полном бардаке в системе найма и подготовки морского персонала! Не хочется быть Кассандрой, но на месте властей всех стран я бы обратил пристальное внимание также на систему подготовки и переподготовки пилотов гражданской авиации, машинистов железнодорожного транспорта и водителей общественного автотранспорта - беда одна не ходит, а бардак дело заразное. Неплохо бы также проверить квалификацию рулевых и капитанов некоторых стран, в том числе и Украины - ей Богу, чем дальше, тем больше она напоминает мне «Титаник» в поисках айсберга…
Ну а в заключение поговорим о хорошем и даже чудесном: давайте вспомним об удивительной судьбе счастливицы Вайолетт Джессоп. Эта стюардесса компании Уайт Стар Лайн 20 сентября 1911 года была на борту «Олимпика», столкнувшегося с крейсером «Хоук» (к счастью, инцидент обошелся без человеческих жертв). Через полгода девушка ступила на борт «Титаника», капитаном которого был… все тот же Э.Смит, и даже помощниками его оказались те же Мэрдок и Лайтоллер, что и на «Олимпике»! Когда «Титаник» тонул, Вайолетт спаслась на шлюпке. В мемуарах она пишет, что один из офицеров передал ей маленького ребенка, а на «Карпатии» какая-то женщина подскочила к ней, не говоря ни слова, выхватила ребенка и убежала.
Во время Первой мировой войны стюардесса стала медсестрой и в 1916 году оказалась на борту «Британика», переоборудованного в госпитальное судно. 21 ноября оно напоролось на мину у берегов Греции. В суматохе две шлюпки были спущены на воду - и затянуты под огромные вращающиеся винты. Погиб 21 человек, но Вайолетт снова спаслась! Она успела выпрыгнуть и, хотя ее затянуло под днище, где ударило головой о киль, ее спасла густая копна волос. Между прочим, покидая судно (видимо, в жизни привыкаешь ко всему), медсестра захватила зубную щетку, чего не успела сделать на «Титанике» и о чем потом особенно горевала. Надо бы и мне не забыть о щетке в случае чего…
Уже в старости, спустя год после выхода на пенсию, Вайолетт посреди ночи вдруг разбудил телефонный звонок. Какая-то женщина спросила, спасала ли она ребенка, когда тонул «Титаник». Дав утвердительный ответ, она услышала: «Это я была тем ребенком!», затем смех и связь оборвались. Друг и биограф Вайолетт предположил, что деревенские дети просто решили подшутить, но она ответила, что никому и никогда, кроме него самого, не рассказывала эту историю. Так никто и не знает, кого она тогда спасла. Да и так ли это важно?..