| ||
Ирина Левтерова |
Мы сидели с дочкой в кафе, мороженое было очень вкусное, звучали приятные мелодии, правда, никто не танцевал. Но вот неожиданно зазвучала энергичная мелодия «буги-вуги». На площадку вышло несколько пар подростков, которые сидели за соседними столиками. Они начали танцевать и весь зал замер. Это было так красиво и необычно! Быстрая мелодия сменилась медленной, а мы все так же не могли отвести глаз. Посмотреть на танцоров вышел даже персонал кафе.
Оказалось, что здесь отмечала день рождения одна из участниц харьковского танцевального клуба. И мы увидели, как танцуют пары, которые были лучшими в Украине и даже занимали призовые места в международных турнирах.
Руководитель клуба Ирина Левтерова по образованию артистка балета. Закончила Ереванское хореографическое училище, когда там еще преподавали специалисты из Ленинграда, работала в Харьковском театре оперы и балета. Но подошел момент, когда нужно было выбирать — карьера балерины или дети. Ирина выбрала детей. Она ушла из театра оперы и балета и начала искать свое место в жизни — работала хореографом в художественной гимнастике, преподавала танцы в харьковском Лицее искусств. Там ее и «нашли» люди, которые десять лет назад первыми в Украине начали заниматься рок-н-роллом, и пригласили к себе в качестве хореографа.
Пришлось балерине с ее классической выучкой пройти специализированные семинары, своего рода танц-классы у ведущего тренера Украины, а ныне президента федерации акробатического рок-н-ролла Игоря Филимонова. В начале века в Америке и рок-н-ролл, и буги-вуги были просто уличными танцами, сначала черных, а потом и белых американцев. Но за прошедшие годы они значительно модифицировались и даже приобрели черты академизма, включая профессиональную хореографию — особая осанка, красивая постановка рук, отточенность и артистизм движений.
Спортивный клуб, которым Ирина руководит уже сама, возник сравнительно недавно, в 1997 году. Шефство над ним взял Харьковский областной благотворительный фонд Пограничных войск Украины. И в том же году ее пара четырнадцатилетних ребят заняла на международном конкурсе по рок-н-роллу во Франции, в Лионе четвертое место. Это был громадный успех!
От юниоров
до сеньоров — все равны
— Ирина, рок-н-ролл и буги-вуги — это больше танцы или все-таки спорт?
— Это своеобразный симбиоз и того, и другого. От танца в них есть музыка, танцевальные движения, костюмы, возможность потанцевать в том же кафе. А от спорта — необходимость постоянных, достаточно утомительных тренировок, участие в конкурсах и чемпионатах с судейством, завоевание призовых мест. Недаром я называюсь тренером-хореографом. Но можно сказать, что буги-вуги больше танец, чем спорт, а рок-н-ролл больше спорт, чем танец.
— А что вам больше нравится, буги-вуги или рок-н-ролл?
— Конечно, буги-вуги! Наверное, потому, что для него более важна хореографическая подготовка, чем физическая. Я возила четыре свои пары на Кубок России по буги-вуги, где мы заняли первое, второе, шестое и седьмое места. И увезли в Украину Кубок России! А одна из наших пар завоевала еще и приз зрительских симпатий.
— Не сложно ли детям, а вы ведь занимаетесь в основном с детьми, напряженно, несколько раз в неделю тренироваться? Ведь в танцевальных чемпионатах отсутствует такой стимул как денежный приз.
— Тренироваться, конечно, нелегко. Но детям это нравится. У меня есть постоянные пары, которые танцуют с первого дня существования нашего клуба. Как показывает опыт, здесь очень много зависит от родителей. Нужно, чтобы они не «жалели» своих детей — ах, ребенок устал, — а понимали, что это труд. Наши дети обладают чувством ответственности, они более организованны, они успевают хорошо учиться и не забывать о других увлечениях. Например, мальчик из лучшей сейчас в Украине пары пел в хоре, закончил музыкальную школу и при этом не пропустил ни одной тренировки!
— А танцуют ли буги-вуги и рок-н-ролл за рубежом?
— Как мы убедились сами, в европейских странах танцевальные классы и для детей, и для взрослых чрезвычайно распространены. Интересно, что американцы, для которых эти рок-н-ролл и буги-вуги являются «родными» танцами, уступили сейчас первенство Европе, немецким танцорам.
После Кубка России мы с ребятами поняли, что нужно развиваться дальше, выходить на международную арену. И когда в 1999 году пришло приглашение поехать на Кубок мира в Германию, мы согласились. Я поехала туда с двумя парами. И одна из них — Иван и Анастасия — стала лучшей из восьми украинских пар. Но там мы увидели, что нам не хватает умения импровизировать. Буги-вуги — это, пожалуй, единственный из спортивных танцев, где главный критерий международного судейства — это импровизация. Дети должны владеть таким багажом разнообразных движений, чтобы суметь представить зрителю и судьям что-то свое, особенное.
— Есть ли в спортивных танцах какие-то ограничения по возрасту?
— В буги-вуги ограничений нет. Это танец без возраста. Но есть возрастные категории — буги-юниоры (до 17 лет), буги-класс (до 35 лет) и буги-сеньоры (танцоры после 35 лет). На Кубке мира встречаются и совсем пожилые пары, около 70 лет! Причем, не обязательно все танцоры стройненькие и худенькие. Ни комплекция, ни рост не имеют значения. Мы видели, казалось бы, очень несуразные пары — полную высокую партнершу и худого, маленького партнера. Но они прекрасно танцевали и не испытывали никаких комплексов! Среди участников были люди самых разных профессий — и студенты, и рабочие, и бизнесмены, и преподаватели. И если мы стремимся получить результаты, для них в основном танцы просто хобби, они получают от этого удовольствие.
— Приходят ли к вам в клуб взрослые?
— Да, глядя на своих детей, заниматься у нас начали и некоторые родители. Возможно, они не дойдут до уровня блестящих танцоров, да это и не нужно. Главное, они научатся красиво двигаться, а танцевать буги-вуги можно в любом темпе, есть элементы любой сложности. При напряженной, полной стрессов работе — это прекрасная эмоциональная и физическая разрядка. Но вообще-то главная преграда для привлечения взрослых — «зажатость» наших людей, закомплексованность. И женщин, и мужчин. Я бы сказала, неумение наслаждаться жизнью — у нас вообще не развита культура свободного времени, отдыха. Танец как досуг мало пропагандируется.
Женщина должна быть самодостаточна
Конечно, сейчас нелегкое время. Особенно для женщин, которым в силу различных обстоятельств приходится менять профессию. Раньше Ирине и в голову не могло прийти, что она, балерина, будет заниматься спортивными танцами. Американские коллеги с уважением отозвались о ней — «selfmaid woman» — это с их точки зрения — высший комплимент. И делает Ирина Левтерова свое дело с душой и радостью — ее очень любят дети, ей доверяют родители.
А как же ее дети, те, из-за которых она оставила любимый балет? У Ирины двое сыновей. Старший Вадим — уже студент, первокурсник биологического факультета Харьковского национального университета, мечтает стать генетиком. И уже сам ведет секцию брейка. Младший Женя еще учится в школе и с удовольствием танцует буги-вуги — как раз они завоевали приз зрительских симпатий в Москве. Живет Ирина в полном соответствии со своим убеждением — любая женщина должна быть самодостаточна.
Спортивные танцы получают все большее распространение в Украине. Клубы спортивных танцев есть сейчас в Киеве, Симферополе, Керчи, Павлограде, Лисичанске, Харькове, Полтаве. И с каждым годом красивых и грациозных пар становится все больше. И я нисколько не сомневаюсь, что Ирина Левтерова, с ее хрупкой внешностью балерины, но волевым характером тренера и организатора вырастит-таки пару, которая войдет в число лучших танцевальных пар мира.