18 ноября 2005 года в Институте философии им. Г.Сковороды НАН Украины состоялась научная конференция «Пути и перепутья современной цивилизации (человек—культура—постистория)», приуроченная к 75-летию выдающегося украинского философа и культуролога, доктора философских наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники Украины, лауреата Национальной премии Украины имени Т.Шевченко Сергея Крымского. И личность уважаемого юбиляра, и тема, предложенная к обсуждению, и круг приглашенных лиц — все предполагало неординарное интеллектуальное событие в академической жизни Украины. Современный мир действительно стоит на перепутье, и дальнейшее развитие, а возможно, даже жизнь цивилизации зависит от того, какой путь выберет человечество, хватит ли ему (а следовательно — каждому из нас) духа, силы, воли и мудрости адекватно ответить на противоречивые вызовы судьбы, отыскать, говоря словами Крымского, «третью правду» бытия, которая «словно вифлеемская звезда, знаменует появление новых ориентиров людских исканий во времени и вечности».
Конференция была проведена «немного постфактум», ведь свое 75-летие Сергей Борисович отпраздновал еще 3 июня. Но «лучше позже, чем никогда», тем более что к открытию конференции в серии «Вчені Національної академії наук України» был издан биобиблиографический указатель, посвященный юбиляру. Но главным было то, что с момента открытия конференции в зале установилась настоящая эмоциональная, интеллектуальная и духовная атмосфера, светлая аура которой отмечала лучшие доклады выступавших.
«Мы знакомы с Крымским с 1948 года, — отметил во вступительном слове директор Института философии, академик НАН Украины Мирослав Попович, — и характерная особенность, которая присуща Сергею Борисовичу, — это любовь к высокой, интеллигентной науке и неприятие хамства в философии». Действительно, как мыслитель, C.Крымский подходит к предмету своих раздумий с позиции высших требований, ведь философия для него «ближе всего подходит к воплощению миссии человечества в мире». Поэтому хамство и другие, к сожалению, типичные проявления современного академического «этикета повседневности» находятся за пределами личности и мысли Крымского и вызывают его вполне естественное противодействие. Отсюда, по моему мнению, произрастает магия этой личности, которая в повседневной жизни способна целиком и полностью соответствовать известному тезису Парменида: «Мыслить и быть — одно и то же». Отсутствие «зазора» между словом и делом, присущее многим нашим современникам, является своеобразным таинством Сергея Борисовича, дающим ему уникальную возможность быть настоящим.
Это «истинное бытие» находит отклик современников. На конференции было много цветов и откровенных и искренних приветствий. От лица ведущих учебных заведений столицы юбиляра поздравили декан философского факультета Национального университета
им. Т.Шевченко профессор Конверский, заведующий кафедрой отраслевой социологии того же университета профессор Яковенко, заведующий кафедрой философии Национального авиационного университета профессор Дротянко, профессор Киево-Могилянской академии Вилен Горский и другие. Из многих интересных речей, прозвучавших на конференции, мне особенно запомнились рассуждения доктора философских наук Анатолия Ермоленко (Институт философии НАН Украины) о судьбе универсалистской этики в современном поликультурном мире, выступление замдиректора Института социологии НАН Украины профессора Евгения Головахи, в котором он предложил интересное собственное видение ключевых понятий философии времени Сергея Крымского, в частности закона сохранения человечности в истории, идей «раннего характера будущего» и «вхождения прошлого в современность», концепции клиоцида как возможности исторической гибели человечества, а также размышления профессора Виктора Малахова (Институт философии НАН Украины) о постонтологии, философии «против света» и его оригинальная интерпретация философских идей Э.Левинаса.
«Крымский — сократическая личность, которая на фоне постмодерна — этой, пожалуй, пятидесятой софистики в интеллектуальной истории человечества, задает нам настоящие ориентиры на высшие ценности», — заметил профессор Юрий Павленко (Институт мировой экономики и международных отношений НАН Украины). Поэтому кульминацией конференции, ее главным смыслом стало заключительное слово Сергея Крымского. Он говорил о будущем — о виртуальном мире, который, словно Америку, недавно открыло человечество, и возможных грандиозных последствиях этого открытия, о завершении телургической эпохи (эпохи использования металлов) и философском видении перехода к информационной эре, о распылении, энтропии смыслов, которая уже сегодня приобрела угрожающие размеры. В решении этих и других проблем именно философия, эта, по выражению Хосе Ортеги-и-Гассета, «самая незащищенная область культуры», может сыграть ведущую роль, начертав человеку путь к его настоящему предназначению. Сергей Крымский считает, что этот путь начинается там, «где отвергают абсурд и живут смыслами».