Исключительно оригинальную художественную работу представила Надежда Никифорова на небольшой выставке в фойе Черкасского музыкально-драматического театра. Утверждение об исключительной оригинальности, конечно, требует доказательств. (Так и вижу скисшие лица наших эстетов: что, Черкассы?.. Театральная художница Никифорова?) Однако скажем: исключительность подразумевается изначально, если мы говорим о творчески воплощенных интуициях, идеях и образах, из которых и состоит художественная мозаика мира. Об уровне же художественной ценности созданного рассудят стрелки часов. Оригинальность в данном случае следует из изощренного воплощения замысла.
Нередко то, что в литературе в общем-то норма, в живописи — экзотика. Вот в «Мастере»: «Да возьмите вы любых пять страниц из любого его (Достоевского) романа, и… вы убедитесь, что имеете дело с писателем». То есть и небольшой фрагмент литературного сочинения может вполне являться насыщенным и художественно ценным жестом. Но говоря о живописи, не скажешь: возьмите любых пять квадратных сантиметров его (подставьте любое имя) картины и вы убедитесь…
Надежда Никифорова, путешествуя по Черкасщине, по «громким» историческим местам, увидела в древних камнях могил и крепостей, проступающих порой сквозь реальный мусор, сквозь наслоения времен в наш день, — свою картину. Вблизи — лишь камень, чуть взлети над ним — откроется историческая картина. Ее «Т.Шевченко» (2.65х1.75, древесина, холст, авторская техника) состоит из 144 фрагментов. Каждый — это образы и сцены из сочинений «Кобзаря» — запорожцы, церкви, хаты, кони, овечки, могильный крест, корабль… Верх лба — гетманы, в зрачках — Катерина. Здесь и творения самого Шевченко-художника, мотивы его графических и живописных работ: центр лба — Суботовская церковь, галстук — последний автопортрет… Эти фрагменты с пяти метров уже и не различишь.
Ничто в мире не ново. Действительно, можно вспомнить об оп-арте — оптическом искусстве, которое время от времени напоминает о себе и в нашем веке. Недавно в Харькове фотохудожники составили портрет Джоконды из фотографий современниц. В Германии из увеличенных фрагментов работ Дюрера создали гигантский портрет его матери. В общем-то, это устройство мира: посмотрел в телескоп — впечатляет, глянул в микроскоп — не менее!
Работа художницы Надежды Никифоровой видится в общем оп-артовском контексте совершенно самостоятельной, стоящей в стороне. Н.Никифорова родилась на Черкасщине — в с. Верхнячка Христиновского района, окончила Харьковское художественное училище и Ленинградскую академию театрального искусства, с 1983 года — художник Черкасского музыкально-драматического театра; ею созданы эскизы к шести десяткам спектаклей, она участница многих выставок.
Рассказывая о своем «Т.Шевченко», Н.Никифорова говорит и о некой сакральности числа 144. Поэтому не исключено, что в ее работе содержатся смыслы, о которых она пока и сама не подозревает. Задуман цикл работ в данном жанре.