По данным, приведенным министром по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий чернобыльской катастрофы Василием Дурдинцом, в Украине сегодня насчитывается свыше 7,5 тысячи объектов и территорий повышенного риска. Из них 1035 с высокой вероятностью возникновения чрезвычайных ситуаций, 144 требуют проведения неотложных профилактических мероприятий. По мнению специалистов, в стране стремительно возрастает удельный вес сооружений, конструкций и оборудования, износ которых превышает 50%. Вместе с тем расходы на ремонтные работы для поддержания имеющейся техники в шесть раз больше, чем затраты на создание новой.
Только на объектах базовых отраслей эксплуатируется свыше 35 миллионов тонн несущих металлических конструкций и более 250 миллионов кубических метров железобетонных конструкций, львиная доля которых также исчерпала свой ресурс.
Сегодня в стране эксплуатируется 28 тысяч железнодорожных и автомобильных мостов. При этом 14 процентов железнодорожных мостовых сооружений находится в неудовлетворительном состоянии, около двух процентов требуют замены. Среди автомобильных мостов общего пользования, подведомственных Укравтодору, не соответствуют правилам эксплуатации 46 процентов, среди коммунальных — 76. На дорогах общего пользования 34% мостов построены до 1961 года, расчетный срок их службы — 40—50 лет.
Не лучше ситуация и с трубопроводами. Общая длина магистральной системы трубопроводов составляет 40 тысяч километров. Большая часть ее интенсивно стареет, что создает постоянную угрозу экологической безопасности.
Очень серьезное положение складывается в отечественной энергетике. Основу котельного оборудования составляют котлы энергоблоков мощностью 150—180 мегаватт. Их расчетный ресурс — 30 лет. Значительная часть его уже исчерпала. К тому же 70 процентов котлов не приспособлены для сжигания украинского угля и абсолютно все не соответствуют экологическим требованиям по такому важнейшему критерию, как выброс в атмосферу вредных веществ.
Турбинное оборудование спроектировали и ввели в эксплуатацию в 60—70-х годах. Большая часть его уже отработала свой расчетный (100 тысяч часов) и продленный (170 тысяч часов) ресурс. Нельзя забывать и о том, что через десять лет заканчивается запроектированный ресурс ряда корпусов атомных реакторов.
Многие ученые и специалисты неоднократно обращали внимание соответствующих государственных структур на необходимость разработки и реализации мероприятий по повышению безопасности эксплуатации конструкций, сооружений, машин и оборудования, задействованных в различных отраслях экономики. В частности, ученые многих институтов НАН Украины предложили конкретные научно обоснованные меры по осуществлению единой научно-технической политики в области надежности техники и обеспечения ее конкурентоспособности, снижении материальных, трудовых, энергетических и финансовых затрат вследствие недостаточной надежности техники.
В концепции «Строительство и эксплуатация мостов в Украине на период до 2010 года» и проекте Государственной межотраслевой научно-технической программы «Строительство и эксплуатация мостов» предусматривалось использование новых материалов, конструкций и технологий, обеспечение экологической безопасности. Реализация научно-технической программы «Определение остаточного ресурса сварных корпусов действующих на атомных станциях реакторов типа ВВЭР-1000 и создание технологии восстановительной обработки» открывала возможность повысить надежность работы таких станций.
Вместе с тем, понятно: государство не имеет необходимых средств, чтобы радикально решить даже самые острые неотложные проблемы техногенной безопасности. Нет оснований возлагать серьезные надежды в этом плане и на частный капитал, так как у него отсутствует экономическая заинтересованность в подобных финансовых вложениях. Такие инвестиции не сулят быстрой окупаемости, тем более не станут это делать потенциальные зарубежные инвесторы.
Отсюда вывод: необходимо изыскать внутренние возможности для решения комплекса неотложных проблем. К счастью, такая возможность пока еще существует, и ее обоснование предлагает наука. Как показывают результаты уже проведенных исследований, целый ряд конструкций, сооружений, промышленного оборудования имеет запас прочности, превышающий расчетные данные. Это, кстати, подтверждает и существующая практика их эксплуатации. Однако тут же возникает вопрос: насколько велико такое превышение и каким образом можно достоверно определить его величину? Иными словами: сколько часов, суток, месяцев или лет может надежно, без угрозы аварии, эксплуатироваться та или иная конструкция, сооружение или промышленная установка?
В соответствии с постановлением президиума НАНУ образован научно-координационный и экспертный Совет по вопросам ресурса и безопасности эксплуатации конструкций, сооружений и машин. Главная его задача в том, чтобы организовать и проводить необходимые работы по оценке технического состояния и надежности конструкций и промышленных объектов и их остаточного ресурса. Совет также призван содействовать развитию научных основ методики оценки состояния объектов длительной эксплуатации.