СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ,

02 октября, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 40, 2 октября-9 октября 1998г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

или Неформальные заметки к юбилею 28 сентября известному украинскому педагогу Василию Сухомлинскому исполнилось бы 80 лет...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

или Неформальные заметки к юбилею

28 сентября известному украинскому педагогу Василию Сухомлинскому исполнилось бы 80 лет. Он ушел от нас почти два десятилетия назад, в 1970 году, а споры вокруг его имени не только не утихают, но разгораются с новой силой. Раньше Сухомлинский считался незыблемым авторитетом в педагогике - лауреат Государственной премии Украины, Герой социалистического труда, обладатель многих других званий и регалий. Однако с наступлением новых времен взгляды на его наследие по «доброй» привычке нашего народа стали радикально меняться, ведь девальвируются не только денежные знаки, но и целые научные теории. В интерпретации поборников и ревнителей «новой» украинской педагогики Сухомлинский предстает слишком «советским, коммунистическим и вообще - приспособленцем», о чем мне лично не раз доводилось слышать. Кто же такой Сухомлинский сегодня? Мифический персонаж, икона, для порядка висящая в любом уважаемом педагогическом заведении, или человек нелегкой судьбы, вернувшийся с фронта с многочисленными ранениями и посвятивший всю жизнь воспитанию детей? Дабы избежать банальностей в виде «юбилейных речей в честь героя», мы решили спросить у самих учителей, насколько устарели или продолжают оставаться актуальными идеи Сухомлинского? Сразу отмечу, что никто из моих собеседников не был предупрежден о визите корреспондента заранее, поэтому «домашние заготовки» исключены.

Визит первый. Украинский педагогический колледж (бывшее педучилище №3). Со мной беседуют директор Алла Присяжнюк и преподаватель Валентина Костюченко. Похоже, сама постановка вопроса поставила их в тупик.

В.К.: Мы готовим учителей начальных классов, а для детей младшего школьного возраста произведения Сухомлинского очень ценны. Ведь у него все построено на любви к родителям, земле, родному краю, не уважая это, человек не будет уважать сам себя. Как вообще можно говорить о том, что он «устарел» или «не соответствует»? Что есть коммунистического в уроке под открытым небом?

А.П.: Соединить усилия семьи и школы - это очень актуально в наше время. Сухомлинский воспитывал и учителей, и родителей, призывал их уважать в ребенке личность. Другой вопрос, что мы до сих пор не умеем, не научились этого делать.

На уроках художественного творчества наши студенты ходят в парки, музеи, заключили договор с Киево-Печерской лаврой о проведении экскурсий. Начали преподавать курс истории Киева, ведь если мы готовим столичных учителей, они должны знать о своем городе все - в этом тоже один из принципов Сухомлинского. Таких, как он, было очень немного. Эта личность - просто озарение как в педагогическом, так и в общечеловеческом плане. Пусть будут и Монтессори, и Ващенко, но отказываться от всего лучшего, что было раньше, просто преступно.

Визит второй. Средняя школа №84, 2-«Б» класс, учитель - Ольга Николаевна Стогний. Узнав о цели моего прихода и прежде, чем начать разговор, она подзывает несколько детишек и спрашивает: «Кто такой был Сухомлинский, о чем он писал?» Ответы непосредственные: «Это был учитель, писатель, поэт. Он написал нам сказки в учебник, учил быть вежливыми и слушаться маму». А одна кроха ответила совершенно трогательно: «Сухомлинский - это доброта».

О.С.: Когда я только пришла работать в школу, а это было в начале 60-х годов, столкнулась с тем, что дети не воспринимают те формы и методы работы, которым нас учили в институте. В то время основной акцент делался на строгость, приказной тон, подчинение воле коллектива - согласитесь, достаточно жесткие, строгие рамки. И только вышедшая книга Сухомлинского «Сердце отдаю детям» стала для меня просто откровением, как и все последующие. Он не призывал к тому, чтобы ребенок осваивал все предметы на высочайшем уровне. Найти то, что маленькому человечку наиболее интересно, к чему у него талант, извлечь это на свет Божий - вот в чем по Сухомлинскому состоит главная задача учителя. Как он писал: «Если бы мы в каждом нашли такое зернышко таланта, не было бы несчастных людей».

Откройте любой учебник для начальных классов, там очень много текстов Сухомлинского. А ведь писать для маленьких совсем непросто! У него был настрой на первичность эмоционального восприятия, от эмоций - к уму. Ведь если есть интерес, то будет и результат. Этому я, как педагог, сама научилась у Сухомлинского, ведь учить детей добротой - наиболее эффективно. Наши с детьми многочисленные экскурсии - те же «уроки на природе» Сухомлинского - дают потрясающие результаты. Одно дело о чем-то услышать, и совсем другое - увидеть и обсудить услышанное. Сегодня у любого педагога есть намного больше свободы для творчества. И именно поэтому считаю, что Сухомлинский сегодня даже более актуален, чем раньше.

Визит третий. Гуманитарная гимназия «Гармония». Родительское собрание. Ввиду крайней занятости педагогов, отчитывающихся перед родителями, на мои вопросы отвечать было некому. Поэтому не осталось ничего другого, как просто отследить сам процесс собрания, глубоко противный любому родителю старой закалки. (Вспомните свою маму, уставшую после работы, которая сидит и слушает общие фразы, с тоской ожидая вопрос: «По сколько сдавать?». Через час-полтора эдакого педагогического действа все готовы сдать сколько угодно, на что угодно, лишь бы поскорее сбежать домой - все равно конкретно о твоем ребенке никто ничего толком не расскажет). Как выяснилось, дело может происходить иначе, а «индивидуальный подход» оказаться не пустым звуком. После советских «пиночетов» учителя гимназии мне больше напомнили «галлилеев» на инквизиции. Причем здесь Сухомлинский, спросите вы? А вот при чем. Все основные принципы его педагогики, как то «ищите в каждом ребенке свой талант», «наказание - неприемлемо», «не подавляйте личность», исповедуются в этой гимназии. Здесь у первоклашек даже есть такой предмет «Сказка» - вспомните «Комнату сказок» в Павлышской школе! И еще один интересный момент. В гимназии руководствуются идеей толерантного отношения к языкам. И здесь я усмотрела связь с Сухомлинским: его жена была русская, всю жизнь говорила и говорит только по-русски, сам педагог разговаривал только по-украински, и им это не мешало. Так что самое время закончить на том, что гуманизм, интеллигентность, уважение к личности еще не окончательно покинули наше общество. Что и радует.

P.S. Кроме того, я поинтересовалась у собеседников: «Считаете ли вы целесообразным поддержать акцию, проводимую Украинской ассоциацией им.В.Сухомлинского, по поддержке Павлышской средней школы?» Вопрос достаточно сложный, ведь сегодня любая сельская школа в Украине нуждается в экстренной помощи, чем дети в Павлыше лучше? Неожиданно услышала: «Школа в Павлыше - это больше чем школа, и мы бы с удовольствием помогли». Для всех, кому это покажется небезразличным, редакция сообщает реквизиты Украинской ассоциации им.В.Сухомлинского: счет 26001200001145 Подольского отд. УСБ г.Киева, код банка 322078.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК