«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. У меня на это ушло 80 лет, и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели», — сказал когда-то великий Гете, и был абсолютно прав, ведь знание букв еще не предполагает умения быстро и глубоко читать. Все приходит с опытом. Кажется, чем больше литературы мы поглощаем, тем быстрее формируется наша «читабельность», возрастает скорость усвояемой информации, активизируются мыслительные процессы и т.д. Еще лет десять назад мы действительно верили в эти утверждения, однако сегодня данная концепция развития механизмов чтения безнадежно устарела. Если в начале 90-х руководители всесоюзного проекта «Техника быстрого чтения» О.Андреев и Л.Хромов советовали ежедневно читать как минимум две газеты, один научно-технический журнал и 50—100 страниц любой книги, то сегодня нам, живущим среди пульсирующего информационного потока, за день следовало бы «поглощать» около четырех газет, два научно-технических журнала и соответственно 100—200 книжных страниц. Но как осуществить это при хроническом недостатке времени? Как глубоко и полно усвоить необходимый объем информации, не затратив на нее ни лишнего времени, ни сил?
Специалисты говорят, что помочь в этом может только скорочтение — методика, воздействующая на тонкие механизмы человеческого мозга и позволяющая при минимальных затратах времени получить максимально положительный результат. Большинство из тех, кто не знаком с системой, полагает, что вся ее аутентичность сосредоточена вокруг банального «быстрее прочитать». Но скорочтение не имеет ничего общего с поверхностным восприятием информации.
На первом этапе обучения пользователь системы должен научиться ставить перед собой цели чтения. И это не пустые слова. Ведь еще знаменитый Франс говорил: для того чтобы «...переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Человек должен отвыкнуть от привычки «заглатывать» второй абзац с тем, чтобы тут же забыть о первом. Кроме того, наше оперативное поле зрения недостаточно расширенно (если мы смотрим на первую букву первого слова, то последующие слова, как правило, видим лишь «фоново»), а это еще один барьер на пути развития быстрого чтения. Для сравнения могу сказать, что пользователь методики, лишь бегло взглянув на какую-нибудь книжную страницу, может тут же ее пересказать. Или, что еще удивительнее, всего за пару часов он в состоянии освоить четырехсотстраничное издание с тем, чтобы в тот же день прочитать по нему лекцию. Невероятно? Отнюдь. Как видите, современные методики обучения граничат с фантастикой жюльверновских книг. Зная механизмы чтения и умея ими управлять, любой человек с любым IQ может достичь подобных результатов.
Специалисты определяют понятие скорочтения по-разному. Еще несколько десятков лет назад все пользовались размытым выражением «быстрое чтение», но сейчас в ритмике XXI века даже родное и одомашненное «скорочтение» почти устарело. Почему? Часть профессионалов, работающих в данной области, считает его слишком узким и ограниченным. «Лично мне слово «скорочтение» — неприятно. Я бы заменила его «скоромышлением». Мы ведь учим не скорости чтения. Мы формируем новый способ восприятия, который позволит человеку идти в ногу со временем», — говорит Ирина Жабская, специалист высшей категории и руководитель Центра интенсивного восприятия информации при Украинской военно-медицинской академии. В этот центр приходят люди разных возрастов и профессий, но каждый из них ценит время и понимает актуальность знаменитого «кто владеет информацией, тот правит миром». Среди пользователей очень много школьников и студентов, которым катастрофически не хватает времени, так как объем преподаваемых сегодня дисциплин значительно превышает возможности их полноценного усвоения.
Кому-то скорочтение нравится, а кто-то относится к нему с подозрением. Когда я спросила руководителя центра, кто является наиболее ярым противником преподавания методики, она без колебаний ответила, что практически любой учитель любой школы. И это катастрофа, потому что мы не можем идти в ногу со временем, если не знаем, какие у этого самого времени скорость и шаг. Технологии школьного образования продолжают традиции 70—80-х, которые критиковали понятие «скорочтения» или в лучшем случае смотрели на него с улыбкой. Так, один из авторитетных журналов того времени писал: «Видимо, скорочтение повлечет за собой революцию и в других сферах искусства. Действительно, к чему тратить 45 минут на исполнение Седьмой симфонии Бетховена, если при владении техникой скорости игры даже посредственный оркестр справится с этой задачей за одну минуту?».
Цели скорочтения всегда были благородны. Психологи, лингвисты, физиологи, педагоги и другие ученые, не один год разрабатывавшие методику, стремились изменить человеческое мышление и стереть уже отжившие механизмы чтения, которые исчерпали себя как минимум лет двадцать назад. Все, наверное, помнят, как учитель, искренне желая нам помочь, советовал «водить пальчиком по строчкам» или закрывать следующее предложение линейкой, дабы мы полностью могли сконцентрироваться на узкой полосе черных буковок, не отвлекаясь на последующий текст. К сожалению, подобная «помощь» всегда была прямо противоположна настоящему «скоромышлению». Ситуацию можно было бы исправить сегодня, но наш пресловутый консерватизм в образовательных технологиях не дает возможности поэкспериментировать с методикой в государственном масштабе. Современное украинское обучение быстрому чтению — это конкурирующие друг с другом курсы и мелкие школы. Единого структурированного центра нет, а это значит, что нередко пользователи системы вынуждены кочевать из одной школы в другую, полагаясь в своем выборе лишь на интуицию или силу рекламы, поскольку уровень эффективности отдельно взятых мест обучения «новому мышлению» заметно пасует перед их стоимостью.
В Центре интенсивного восприятия информации работают даже с малышами. Конечно, работа такого рода довольно специфична, поскольку чтение у детей дошкольного возраста должно возникнуть только как результат обучения. Но от того, каким будет этот результат, зависит очень многое. В первую очередь — успеваемость в школе, где нагрузка увеличивается с каждым годом и детям все чаще предлагают факультативные занятия. Затем — институт или университет, карьерный рост... Этот список можно продолжать без конца, однако важнее понять, что проблема действительно существует и одним из вариантов ее решения для будущего может быть скорочтение.
С чего же начать занятия с малышом и как сформировать у него правильное умение и потребность читать? Психолог Ирина Жабская разработала для 3-4-летних детей специальную развивающую программу, в основе которой лежит увлекательный игровой процесс. Так, дети не только могут услышать жужжание пчелы, но и увидеть его в буквах, причем графические символы постоянно меняются в форме, размере, цвете, месте расположения и т.д. — чтобы ребенок смог различать их. Кроме того, малыши учатся узнавать односложные слова и анализируют правильность ответа друг друга.
Специалисты центра учат подрастающее поколение вспоминать компоненты и составные занятия, поскольку «умение припоминать важнее привычки запоминать, так же, как привычка сформулировать загадку важнее, чем ее отгадка, — считает автор программы. Практика показывает, что при обучении чтению и письму такие дети уже в первом классе значительно лучше усваивают школьную программу».
...Скорочтение с каждым годом становится все популярней. Книжные прилавки все больше пополняют методологические пособия, учебники, рекомендации, самоучители и другая литература по данному вопросу. Россия уже давно выпускает диски, основанные на принципе «информированный человек — быстро читающий человек». А около ста ее школ ввели технологию скорочтения в учебный процесс. И это правильно, потому что, на мой взгляд, нельзя шагать в ногу со временем, не считаясь со скоростью этого самого времени.