Из курса литературы мы знаем, что сказка — один из фольклорных жанров. Сказочные сюжеты, по мнению последователей Юнга, являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека, суть которых неизменна на протяжении всей истории человечества. Юнг назвал их архетипическими.
Независимо от того, признают или не признают люди эти конфликты, их действия на них не уменьшаются. Сказка же в этом случае — способ вывода противоречия изнутри во внешний мир — предлагает способы его разрешения, это естественное, интуитивно применяемое лекарство.
Сказкотерапия — это система передачи жизненного опыта, развития социальной чувствительности, интуиции и творческих способностей.
На Востоке способность сказки оказывать благотворное действие на психическое состояние человека было подмечено лекарями и использовалось сознательно. Одним из самых известных примеров такого врачевания — история Шахерезады из серии арабских сказок «Тысяча и одна ночь».
Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией.
Существуют, например, в Санкт-Петербурге институты сказкотерапии, где можно организовать коррекционные занятия для детей и курсы повышения квалификации для взрослых.
В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в подсознании банк жизненных ситуаций. Этот банк при необходимости может быть активизирован, в противном случае он так и останется пассивным.
Сказка объединяет взрослого и ребенка. Язык сказки, естественно, сближает. Сказка более информативна, чем обычная сжатая речь. Она не выдает свои положения за что-то более серьезное, чем символы метафоры или аналогии.
Сказка развивает воображение ребенка, а взрослого возвращает в детство.
Почему именно сказка?
В четыре года у ребенка начинается активный процесс образного мышления. Мозг младенца реагирует на мир только эмоционально! Эмоция в переводе с латинского — потрясаю, волную. Действительно, она похожа на волну — пробежала по телу, вызвала приятные или неприятные ощущения и исчезла. По мере развития мозг малыша уже способен запомнить воздействия разных источников. Эмоции, которые мозг запоминает и может по памяти воспроизвести, называются чувством. Вызвав в памяти чувство, закрепляет его в виде образа. Последний может быть описан разными способами. Главное, что любое его воспроизведение по своей сути является творчеством.
Суть сказкотерапии — преобразовать отрицательные образы в положительные. Спокойное состояние нервной системы возвращает человеку здоровье.
В сказках пациенты видят не реальный мир, а то впечатление, которое он на них производит, т.е. свое внутреннее состояние. Чтобы описать его, они ищут во внешнем мире аналогии и, оперируя ими, создают образы, сообщая при этом о своем внутреннем состоянии. Это называется метафорой. Именно языком метафор говорит наша психика, а точнее, правое полушарие головного мозга. Ученые считают, что этой части мозга подчинено и наше здоровье.
Итак, длительное психологическое напряжение, вызванное страхом, приводит к дисбалансу в организме ребенка, а это в свою очередь вызывает недомогание и, как следствие, болезнь. Все, что вызывает недомогание, записано в правом полушарии мозга в виде чувства. Язык правого полушария (т.е. язык метафор и аналогий) не только создает новые картины, но и обрисовывает и трансформирует новые красивые образы.
Дети трех-четырех лет любят делать героями своих сказок игрушки, маленьких человечков, зверюшек.
Четырех-шетилетние используют образы старинных сказок — фей, принцесс…
В шесть-семь лет герои похожи на самих детей.
Может ли сказка навредить? Может ли она увести от реальности? Нет, наоборот, приводит. Но каждое занятие сказкотерапией должно заканчиваться обсуждением — чему научила сказка…
А при работе с подростками «сказочность» необходимо дозировать. Погружаясь в сказку, подростки и взрослые могут открыть свой потенциал, накопить силы для его реализации. Возможно последующее рисование, лепка из пластилина или делание героев из бумаги…
У современной сказкотерапии имеется три направления — диагностическая, воздействующая и развивающая.
Существует пять видов сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные (например,оригами), психотерапевтические (авторские сказки, библейские притчи) и медитативные.
Один удивительно любознательный человек — языковед, философ Владимир Пропп проанализировал огромное количество сказок разных народов мира и понял, что волшебство во всех сказках проявляется не случайно, есть свои правила и порядок. По таким правилам он составил так называемую карту сказки, по которой вы без труда сможете сочинять свои сказочные истории.
КАРТА СКАЗКИ
1. Предписание или запрет.
2. Нарушение предписания
или запрета.
3. Вредительство.
4. Отъезд героя.
5. Задача.
6. Встреча с дарителем.
7. Волшебные дары.
8. Появление героя.
9. Появление злодея.
10. Борьба героя и злодея.
11. Победа героя.
12. Возвращение героя.
13. Прибытие домой.
14. Ложный герой.
15. Трудные испытания.
16. Беда исчезает.
17. Узнавание героя.
18. Ложного героя изобличают.
19. Наказание злодея.
20. Свадьба.