Когда несколько лет назад отечественная система образования переходила на четырехлетнее начальное обучение, было принято решение, что начинать учиться дети будут с шести лет. Правда, не все, а лишь готовые к этому — как по уровню знаний, так и по уровню физического и психологического здоровья. При этом те, кто шел в школу в семь лет, имел возможность учиться не 12 лет, а одиннадцать — чтобы окончить школу в год совершеннолетия. При желании такой ребенок мог пройти программу одного из классов экстерном: например, за один год освоить материал первого и второго классов или третьего и четвертого. Были изданы соответствующие инструкции, рекомендации и так далее.
Однако на практике это оказалось настолько хлопотным делом, что классов-экстернов и даже отдельных учеников за все годы можно пересчитать по пальцам. Помимо сложностей для самих ребят, которым приходилось предварительно проходить комиссию, проблемы возникали у преподавателей: постоянные проверки и инспекции со стороны районных органов образования нервировали и дестабилизировали учебный процесс. Понять чиновников можно: для чего же было вводить четырехлетнюю начальную школу, если потом всем подряд разрешать заканчивать ее за три года? В результате сегодня, несмотря на то, что семилеток, обучающихся по 12-летней программе, предостаточно, изучающих программу ускоренными темпами, практически нет.
Собственно, поводом для настоящей статьи послужило обращение в редакцию родителей третьеклассников одной из столичных школ, которые всю третью четверть буквально «атаковали» дирекцию с просьбой разрешить их детям за оставшееся время пройти ускоренными темпами программу четвертого класса и первого сентября пойти не в четвертый, а в пятый класс. По их сведениям, существует инструкция, разрешающая именно такое «перепрыгивание» школьной программы.
Как выяснилось, дело это действительно канительное, в особенности потому, что никто, кроме самих родителей, в нем не заинтересован. Чиновники, как уже отмечалось, из амбициозных соображений, а директора школ и учителя — из-за нехватки времени и финансов. Ни одна из появившихся в свое время инструкций не предусматривала дополнительное финансирование либо увеличение штатов.
— Я бы подготовкой отдельных ребят для перехода из третьего класса в пятый не занялась, — уверяет руководитель 3-Б класса Украинского коллежа им. В.Сухомлинского Анна Бабичева. — Физически нет времени. К тому же я не считаю, что это хорошо для ребенка. Конечно, если он очень хорошо успевает, физически и психически готов к перегрузкам, то можно попробовать. Однако решение в каждом случае нужно принимать индивидуально, после консультации со всеми учителями—предметниками, психологом и врачом.
— Я не вижу в этом проблемы, — считает и директор коллежа Василина Хайрулина. — Когда только начинали переходить на четырехлетнюю начальную школу, мы целенаправленно набрали целый класс, и за один год дети прошли программу первого и второго классов. Но сейчас в большинстве своем в школу приходят шестилетки, которым нет никакой необходимости «прыгать» через класс. Тем более что даже для вполне готового к нагрузкам ребенка это тяжело психологически: он сразу из самого взрослого и успевающего становится в лучшем случае «середнячком». Да и кому это нужно? Что изменится, если мальчик пойдет в армию не в 18, а в 19 лет или поступит в вуз на год позже? Стоит ли ради «лишнего» года рисковать здоровьем и психикой ребенка? Но если уж и проходить программу ускоренными темпами, то, на мой взгляд, легче в первом классе пройти программу за второй, нежели в третьем за пятый.
В столичном отделе образования также не высказали энтузиазма по поводу перспектив ускоренного обучения. С большой неохотой, после прохождения целой комиссии медиков и учителей такие вольности разрешают наиболее одаренным старшеклассникам, причем лишь в начале учебного года, а не в третьей четверти. Сегодня лишь один ученик из всего огромного количества столичных выпускников занимается по ускоренной программе, «проходя» одновременно 11-й и 12-й классы. Но обойти чиновников вполне реально. Например, написать заявление и заниматься по индивидуальной программе дома, наняв частных преподавателей, а в школу приходить лишь для сдачи контрольных и экзаменов.
Существует и другой вариант — школа экстернов. Туда приходят все те, кто по какой-либо причине не может или не хочет заниматься в обычной школе: юные спортсмены и музыканты, большую часть времени проводящие на гастролях, дети со сложным характером, одаренные и наоборот, отстающие в развитии, инвалиды, «трудные» дети, которые не желают посещать обычную школу. Среди ее учеников (а сегодня в ней учится 500 киевлян) есть те, кто получил аттестат о среднем образовании в 14 лет и даже в 11. Был ребенок, севший за парту в четыре года. Обучение проводят по индивидуальной программе, в небольших группах-классах, либо заочно — тогда ребенка только аттестуют по отдельным предметам, а занимается он сам либо с частными преподавателями.
Есть тут и возможности для ускоренной подготовки не только старшеклассников, но и малышей — хотя и в этом случае не обойтись без консультации специалистов. Однако, решая вопрос о школе экстернов либо ускоренном обучении, нужно учитывать, что даже у самого развитого ребенка в результате могут возникнуть серьезные проблемы в общении со сверстниками. Между тем одно из главных предназначений школы как раз и заключается в обучении маленького человека жизни в обществе, умении быть верным и надежным другом, идти, когда нужно, на компромиссы или отстаивать свою позицию, выигрывать и проигрывать, вырабатывать правильную самооценку и определять свое место в коллективе. Именно это называл классик своими «университетами».
Словом, возможности для нестандартного получения образования в нашей стране имеются. Только перед тем, как писать заявление и штурмовать дирекцию школы, нужно серьезно подумать и ответить на главный вопрос: а стоит ли?