ШКОЛУ — ЭКСТЕРНОМ!

02 апреля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 13, 2 апреля-9 апреля 2004г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Когда несколько лет назад отечественная система образования переходила на четырехлетнее начальное обучение, было принято решение, что начинать учиться дети будут с шести лет...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Когда несколько лет назад отечественная система образования переходила на четырехлетнее начальное обучение, было принято решение, что начинать учиться дети будут с шести лет. Правда, не все, а лишь готовые к этому — как по уровню знаний, так и по уровню физического и психологического здоровья. При этом те, кто шел в школу в семь лет, имел возможность учиться не 12 лет, а одиннадцать — чтобы окончить школу в год совершеннолетия. При желании такой ребенок мог пройти программу одного из классов экстерном: например, за один год освоить материал первого и второго классов или третьего и четвертого. Были изданы соответствующие инструкции, рекомендации и так далее.

Однако на практике это оказалось настолько хлопотным делом, что классов-экстернов и даже отдельных учеников за все годы можно пересчитать по пальцам. Помимо сложностей для самих ребят, которым приходилось предварительно проходить комиссию, проблемы возникали у преподавателей: постоянные проверки и инспекции со стороны районных органов образования нервировали и дестабилизировали учебный процесс. Понять чиновников можно: для чего же было вводить четырехлетнюю начальную школу, если потом всем подряд разрешать заканчивать ее за три года? В результате сегодня, несмотря на то, что семилеток, обучающихся по 12-летней программе, предостаточно, изучающих программу ускоренными темпами, практически нет.

Собственно, поводом для настоящей статьи послужило обращение в редакцию родителей третьеклассников одной из столичных школ, которые всю третью четверть буквально «атаковали» дирекцию с просьбой разрешить их детям за оставшееся время пройти ускоренными темпами программу четвертого класса и первого сентября пойти не в четвертый, а в пятый класс. По их сведениям, существует инструкция, разрешающая именно такое «перепрыгивание» школьной программы.

Как выяснилось, дело это действительно канительное, в особенности потому, что никто, кроме самих родителей, в нем не заинтересован. Чиновники, как уже отмечалось, из амбициозных соображений, а директора школ и учителя — из-за нехватки времени и финансов. Ни одна из появившихся в свое время инструкций не предусматривала дополнительное финансирование либо увеличение штатов.

— Я бы подготовкой отдельных ребят для перехода из третьего класса в пятый не занялась, — уверяет руководитель 3-Б класса Украинского коллежа им. В.Сухомлинского Анна Бабичева. — Физически нет времени. К тому же я не считаю, что это хорошо для ребенка. Конечно, если он очень хорошо успевает, физически и психически готов к перегрузкам, то можно попробовать. Однако решение в каждом случае нужно принимать индивидуально, после консультации со всеми учителями—предметниками, психологом и врачом.

— Я не вижу в этом проблемы, — считает и директор коллежа Василина Хайрулина. — Когда только начинали переходить на четырехлетнюю начальную школу, мы целенаправленно набрали целый класс, и за один год дети прошли программу первого и второго классов. Но сейчас в большинстве своем в школу приходят шестилетки, которым нет никакой необходимости «прыгать» через класс. Тем более что даже для вполне готового к нагрузкам ребенка это тяжело психологически: он сразу из самого взрослого и успевающего становится в лучшем случае «середнячком». Да и кому это нужно? Что изменится, если мальчик пойдет в армию не в 18, а в 19 лет или поступит в вуз на год позже? Стоит ли ради «лишнего» года рисковать здоровьем и психикой ребенка? Но если уж и проходить программу ускоренными темпами, то, на мой взгляд, легче в первом классе пройти программу за второй, нежели в третьем за пятый.

В столичном отделе образования также не высказали энтузиазма по поводу перспектив ускоренного обучения. С большой неохотой, после прохождения целой комиссии медиков и учителей такие вольности разрешают наиболее одаренным старшеклассникам, причем лишь в начале учебного года, а не в третьей четверти. Сегодня лишь один ученик из всего огромного количества столичных выпускников занимается по ускоренной программе, «проходя» одновременно 11-й и 12-й классы. Но обойти чиновников вполне реально. Например, написать заявление и заниматься по индивидуальной программе дома, наняв частных преподавателей, а в школу приходить лишь для сдачи контрольных и экзаменов.

Существует и другой вариант — школа экстернов. Туда приходят все те, кто по какой-либо причине не может или не хочет заниматься в обычной школе: юные спортсмены и музыканты, большую часть времени проводящие на гастролях, дети со сложным характером, одаренные и наоборот, отстающие в развитии, инвалиды, «трудные» дети, которые не желают посещать обычную школу. Среди ее учеников (а сегодня в ней учится 500 киевлян) есть те, кто получил аттестат о среднем образовании в 14 лет и даже в 11. Был ребенок, севший за парту в четыре года. Обучение проводят по индивидуальной программе, в небольших группах-классах, либо заочно — тогда ребенка только аттестуют по отдельным предметам, а занимается он сам либо с частными преподавателями.

Есть тут и возможности для ускоренной подготовки не только старшеклассников, но и малышей — хотя и в этом случае не обойтись без консультации специалистов. Однако, решая вопрос о школе экстернов либо ускоренном обучении, нужно учитывать, что даже у самого развитого ребенка в результате могут возникнуть серьезные проблемы в общении со сверстниками. Между тем одно из главных предназначений школы как раз и заключается в обучении маленького человека жизни в обществе, умении быть верным и надежным другом, идти, когда нужно, на компромиссы или отстаивать свою позицию, выигрывать и проигрывать, вырабатывать правильную самооценку и определять свое место в коллективе. Именно это называл классик своими «университетами».

Словом, возможности для нестандартного получения образования в нашей стране имеются. Только перед тем, как писать заявление и штурмовать дирекцию школы, нужно серьезно подумать и ответить на главный вопрос: а стоит ли?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК