ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

05 июля, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 25, 5 июля-12 июля 2002г.
Отправить
Отправить

Чужие дети растут быстро… Так ведь и свои не стоят на месте. Не успел оглянуться, как твое чадо уже делает первые шаги, произносит первые слова...

Чужие дети растут быстро… Так ведь и свои не стоят на месте. Не успел оглянуться, как твое чадо уже делает первые шаги, произносит первые слова. Затем маховик времени раскручивается еще быстрее: детский сад, школа... И на каждом этапе взросления — свои проблемы. Не зря говорят — все мы родом из детства. Поэтому очень важно уделить именно этому периоду как можно больше внимания.

С одной стороны, в результате многочисленных исследований психологи и педагоги пришли к выводу, что от рождения до трех лет ребенок проходит значительную часть своего интеллектуального развития. В самые первые годы жизни закладываются основы его психики, формируются способности. Лишив ребенка полноценного воспитания и обучения в младенческом и дошкольном возрасте, мы тем самым обрекаем его на огромные затраты сил и времени при развитии способностей в будущем. С другой стороны, очень важно не переусердствовать, не навредить ребенку. Об этом наша беседа с директором Международного гуманитарного центра «Розрада» кандидатом психологических наук Валентиной Бондаровской, педагогом Наталией Шишловой и исполнительным директором программы «Плекальня» Людмилой Савельевой.

— Почему существующие сегодня программы дошкольного обучения не согласуются с теми требованиями, которые предъявляет детям начальная школа?

В.Б.: Это очень серьезный вопрос. Нет четкого перехода от дошкольного воспитания к школьному и от школьного к высшему. Не секрет, что школьные программы не соответствуют возрасту детей. На сегодняшний день школы предъявляют довольно высокие требования к поступающим в первый класс, поэтому родители вынуждены обучать детей с пяти лет читать, писать, не владея при этом методикой развития и подготовки к школе. Начинается давление на ребенка: если ты не научишься читать, писать, то не поступишь в гимназию, ничего не достигнешь в жизни и т.д. Именно от такой системы дети испытывают колоссальный стресс.

Л.С.: Существующие программы дошкольного обучения, на мой взгляд, формально согласуются с требованиями, которые предъявляет общеобразовательная школа, но не охватывают навыков и умений, требующихся для школ нового образца.

— По вашему мнению, с какого возраста следует начинать готовить детей к школе, то есть учить читать, писать, считать?

Л.С.: Готовить детей к школе — это в первую очередь развивать внимание, память, мышление, умение переключаться, слушать взрослых, отвечать на вопросы. Этому следует учить ребенка с самого рождения. Определенного времени, когда надо начинать занятия, на мой взгляд, нет. Это все индивидуально.

В.Б.: Учить ребенка школьным премудростям следует тогда, когда он сознательно к этому готов. Необходимо рассматривать не только его интеллектуальные способности, но и физические данные, а также психологическую готовность и эмоциональную защищенность. Даже если ребенок хорошо читает и пишет, ему очень трудно высидеть 45 минут урока. Он не может сконцентрировать внимание, заглядывает под парту, дергает соседа. Тот ребенок, который блестяще успевает, но вертится и отвлекает других детей, считается врагом №1 учителя: он поведенчески не готов к школе. Тем самым это отражается и на его эмоциональном состоянии.

В связи с этим нельзя не упомянуть еще об одной проблеме: ребенок может хорошо считать, иметь высокую технику чтения, но писать очень плохо, поскольку рука к этому еще не готова.

— Порой дети, которых родители практически с трех-четырех лет начинают готовить к школе, в первом классе откровенно скучают. Как сделать так, чтобы дети не потеряли интерес к учебе?

В.Б.: Стремление к раннему развитию ребенка мне кажется очень спорным. Проблема в том, что родители, дабы удовлетворить свои амбиции, стремятся воплотить в детях то, что им в свое время не удалось. Действует установка: мой ребенок не хуже других, и если у меня не было возможности заниматься музыкой, танцами, изучать языки и т.д., то у моего ребенка все это непременно будет. Но никто не задумывается над тем, что малыш может быть не готов к этому.

В то же время мои наблюдения показывают, что если нормальный способный ребенок не подготовлен, то он не успевает научиться читать в первом полугодии. А во втором первоклассники читают уже достаточно объемные тексты задач. И нередко ученик не успевает по математике не потому, что у него нет способностей, а потому, что не понимает текста задачи: на технику чтения уходят все силы, работа мозга уже заторможена. С другой стороны, есть дети, которые великолепно со всем справляются, но им это неинтересно. Они привыкают к тому, что все знают, и перестают работать. Поэтому задача сохранения и развития интереса к учебе является одной из самых важных. Нельзя, чтобы дети чувствовали, что они ходят в школу напрасно.

Л.В.: Во-первых, я против того, чтобы с трех-четырех лет учить детей школьным премудростям. Есть масса вещей, которыми можно и нужно заниматься с детьми этого возраста: знакомить с изобразительным искусством, развивать музыкальный слух, творческие способности, фантазию и воображение. В этом возрасте дети успешно обучаются иностранным языкам, основам геометрии. Всем этим мы и занимаемся с детьми начиная с полуторагодовалого возраста.

Во-вторых, любые занятия с маленькими детьми должны проходить в игровой форме, вызывая радость и положительные эмоции, но главное — не переусердствовать. Поэтому я также против домашних заданий для дошкольников.

— Любой родитель хочет видеть своего ребенка не только развитым интеллектуально, но и здоровым. Как при таких больших умственных и психических нагрузках избежать стрессов и переутомления?

В.Б.: Сейчас весьма популярны школы, где дети с первого класса учат несколько языков. Это замечательно, но далеко не каждый ребенок способен выдержать такую нагрузку. Сначала дети идут в эту школу с удовольствием, но затем так выматываются, что не хотят уже ничего. Они не развивают другие свои способности, не занимаются спортом, мало отдыхают. Более того, в итоге не знают ни одного языка. Поэтому действительно важно выбрать «золотую середину», чтобы не навредить ребенку.

Л.С.: Хочется посоветовать родителям выбирать школу, руководствуясь не ее престижностью, а исходя из способностей и наклонностей ребенка. Психофизическая готовность детей должна быть определена до поступления в выбранную школу. Тогда ребенок не будет переутомляться и подвергаться стрессам. Кроме того, родители не должны забывать о правильном питании и ежедневном отдыхе ребенка на свежем воздухе. Не перегружайте детей занятиями, требующими дополнительной умственной нагрузки.

— Существуют довольно популярные системы развития детей: Марии Монтессори, Глена Домана, Вальдорфской. Как вы к ним относитесь, используете ли их в своей практике? Возможно, у вас есть своя программа подготовки, какие-то оригинальные методики?

Л.С.: Мы используем в своей работе некоторые фрагменты этих систем, но полное применение любой авторской концепции успешно только при реализации ее самим автором или при его участии в обучении, так как любой педагог разрабатывает систему обучения и воспитания под себя, то есть учитывая свои сильные и слабые стороны. У нас, конечно, есть своя программа развития и подготовки детей. Основное в нашем подходе — это развитие творческих возможностей ребенка, занимательная форма обучения и самое главное — привить любовь к процессу обучения в целом, а не просто формирование учебных навыков.

В.Б.: Мы знакомы с этими системами и относимся к ним положительно. В этом отношении хотелось, чтобы выбирали все то лучшее, что есть в каждой системе, и подходили индивидуально к каждому ребенку. С 15 мая у нас действует программа «Родительская школа», как проект ЮНИСЕФ. Мы планируем проводить также практические занятия с учителями, детьми и их родителями по подготовке детей к школе и психологической поддержке.

— Во многих школах существуют тесты, собеседования, порой даже экзамены для поступающих в школу. Как вы считаете, возможно ли таким образом объективно определить степень готовности ребенка к школе, оценить его способности и возможности?

Н.Ш.: На наш взгляд, процедура тестирования должна проводиться в игровой форме, быть гибкой. При этом использование временных показателей должно сводиться к минимуму. Тестирование позволяет оценить не только набор знаний и навыков, но прежде всего восприятие, моторную, образную и вербальную память, внимание, логическое мышление, а также эмоциональное состояние ребенка. В ходе тестирования наблюдают за поведением ребенка, за тем, насколько хорошо он адаптируется к взрослым, за его реакциями, умением сосредоточиться, его отношением к выполняемым в ходе тестирования заданиям.

Но беда в том, что во время тестирования каждая школа предъявляет свои порой непонятные требования: то ли для того, чтобы отсеять непонравившихся, то ли подобрать стандартных детей. Например, когда мой ребенок шел в первый класс и проходил тестирование, то память там проверяли следующим образом: посадили четверых детей, прочли им десять слов и попросили повторить. Спросили первого ребенка, второго, третьего и наконец четвертого. Последний, естественно, повторил лучше всех. И психолог зафиксировал у него лучшую память. Я обратила внимание школьного психолога на несовершенство подобного теста. Поэтому настоятельно рекомендую родителям активно интересоваться тем, как проверяют вашего ребенка, что у него спрашивают, сколько при этом присутствует детей.

Ребенок не обязан отвечать на поставленные вопросы. Задача взрослого, который с ним общается, состоит в том, чтобы расположить к себе, создать ребенку безопасную атмосферу, и тогда он раскроется. Часто ребенок не проходит тестирование не потому, что не подготовлен, а потому, что тестирование проведено неграмотно. Важен также правильный настрой родителей: не стоит запугивать ребенка, нужно объяснить, что с ним хотят просто познакомиться, пообщаться.

Л.С.: В отдельных случаях, например, в специализированных школах с изучением иностранных языков у детей проверяется наличие фонематического слуха и возможность выдерживать дополнительные нагрузки. В остальных же — тестирование направлено на то, чтобы получить уже обученных детей, а потом учить их сначала. Такую практику я считаю порочной, отбивающей у детей охоту к занятиям. При тестировании можно оценить психологическую готовность ребенка к школе, для этого разработано много тестов, но оценить объективно его потенциальные возможности и способности нельзя.

— Сейчас очень много спорят о 12-летней системе обучения. Каково ваше отношение к этому вопросу?

В.Б.: Для нас ориентиром является индекс человеческого развития, по которому измеряется степень развития страны, показателем чего является то, как много лет учатся дети, но не анализируется качество обучения. Я совсем не уверена, что те десять лет, которые наши дети учились в школе, по качеству были низкими. Бытует мнение, что память у наших детей 10—12 лет развита лучше, чем, например, у английских. Важно осознать и доказать, что по качеству обучения и уровню знаний наши дети за 10 лет достигают высокого уровня, ведь не секрет, что наши специалисты ценятся за рубежом.

Поэтому искусственное растягивание обучения на 12 лет мне не кажется целесообразным. Но если мы пошли на это, то необходимо создать соответствующие условия. Уж если учить детей с шести лет, то важно создать игровое пространство, в котором существует ребенок, то есть его не принуждают, не подгоняют. Таким образом формируется когнитивная составная его поведения. Если уж идти по пути привлечения шестилеток в процесс образования, то давайте смотреть на всю систему в целом, проектировать как целую систему жизни общества, в которой дети посильно загружены и при этом не теряют интереса к образованию.

Л.С.: Все зависит от содержания образования в старших классах школы. Если это время использовать для подготовки детей в вузы или обучения современной профессии, не требующей высшего образования, тогда это имеет смысл. Но я думаю, что для реализации такого обучения нужна хорошая материально-техническая база, дополнительные средства и высококвалифицированные специалисты, которых в школах, к сожалению, становится все меньше.

Итак, отправляя детей в школу, настраивайте их не на успехи как таковые, а просто на то, что там их ждут новые знакомства, новые друзья, и если ребенок не будет с чем-то справляться, ему всегда придут на помощь. Поощряйте старание и усердие детей. Не оценки как таковые, а само стремление учиться. А чтобы это стремление не проходило, важно находиться рядом с ребенком, помогать ему, давать понять, что вам тоже интересно, чем он занимается.

Сравнивайте успехи малыша с его личными, которых он достиг, к примеру, месяц назад, а не с успехами соседа по парте. Не гонитесь за престижными школами, намного важнее найти хорошего учителя, который подходил бы вашему ребенку: его темпераменту, особенностям. Старайтесь, чтобы школа располагалась недалеко от дома, тогда малышу удастся избежать утренних стрессов, недосыпания, давки в транспорте.

И наконец, поскольку сейчас практически не существует школ для родителей, в вопросах, с чего начинать и чему учить, вам помогут разобраться книги о развитии детей. Большинство из них написаны российскими авторами, но появляются интересные издания и украинских авторов, например «Читать раньше, чем ходить» П.В.Тюленева, «Готуємося до школи», «Готуємося до школи без проблем».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК