О роли мужчины в семье сказано и написано немало. Но все эти правильные слова куда-то исчезают, когда в молодой семье вот-вот должно произойти очень важное для нее событие — рождение ребенка. А будущий отец кроме общих постулатов, как правило, никакими знаниями и навыками не владеет. Такое отсутствие психологической подготовки может отрицательно сказаться на отношениях супругов и даже привести к отчуждению между отцом и ребенком. Ведь для молодого отца, как и для мамы, роды — это тоже стресс, причем связанный с чем-то таинственным, а человек, как правило, пугается того, чего не знает.
Чтобы избежать этого, директор центра репродуктивного здоровья, работающего при Кировоградской женской консультации №2, врач-андролог Михаил Карплюк организовал «Папа-школу». И оказался первопроходцем — подобного опыта в Украине до сих пор не существовало.
За основу он взял шведскую модель — такие школы существуют в Швеции еще с начала 90-х годов. Анализ их практики свидетельствует о том, что в семьях, где отцы активно участвуют в воспитании малыша уже с первых дней его появления на свет, как правило, рождается не один ребенок, супружеские пары реже разводятся, более того, когда чадо подрастает, у него возникает намного меньше проблем в отношениях с миром, чем у ровесника, общающегося с отцом от случая к случаю.
Конечно, нам еще очень далеко до будничной практики шведов, когда отцы используют свое право на оформление отпуска по уходу за ребенком (обычно на месяц), а 30% заболевших ребятишек тоже находятся под их присмотром. Тренеры кировоградской «Папа-школы» (а это научный сотрудник Алексей Хмара, профсоюзный активист Сергей Петров, работник областного центра повышения квалификации госслужащий Анатолий Стоян, журналист Андрей Кривуляк) обо всем этом знают не понаслышке — каждый из них по той или иной программе побывал в Швеции, все они прошли соответствующие тренинги, овладели методикой преподавания. Еще одно необходимое условие — опыт успешного отцовства, ведь занятие мало похоже на обычные лекции. Это, скорее, обмен мнениями, обсуждение.
Хотя нельзя не учитывать и их просветительской роли. Михаил Карплюк констатирует, что общение с будущими отцами показывает: уровень их осведомленности в вопросах физиологии родов, репродуктивного здоровья очень низкий. Пока что преподаватели ведут каждый свой раздел, но было бы намного лучше, если бы каждый из них, овладев всем циклом занятий (а их шесть — три до родов и три после), вел в отдельности свою группу. Ведь здесь чрезвычайно большую роль играет фактор доверия: если оно появляется и утверждается, молодой отец не будет пропускать занятия, если же каждое из них словно отделено друг от друга, вероятность выборочного отношения к ним очень велика. В ближайшее время занятия в кировоградской «Папа-школе» будут вестись именно в режиме отдельных групп. Это стало возможным благодаря тому, что правительство Нидерландов поддержало соответствующий проект в рамках украино-шведской программы «Олег and Ольга», причем аналогичные школы будут организованы также в Виннице и Тернополе.
Еще одна причина возникновения «Папа-школы», где мужчины получали бы определенную подготовку, состоит в том, что в Кировограде с осени прошлого года практикуются общие роды, то есть присутствие при них мужчин. Возвращение в так называемый физиологический коридор дало серьезные положительные изменения: например, сохранение тепловой цепочки (когда ребенка сразу же после рождения кладут на мамин живот) снизило заболеваемость грудных детей с 12 до 0,2 процента. Присутствие при всем этом отцов играет положительную психологическую роль. Им же без соответствующей консультации обойтись трудно.
Не менее важно, чтобы молодой отец, понимая физическое и моральное состояние жены, особенно в первые недели после рождения грудного ребенка, всячески помогал ей, а не требовал внимания к себе. У нее почти не остается свободной минуты для себя, для развития своего внутреннего мира, и если мужчина хоть в какой мере поможет ей в такой период, это станет залогом долголетней гармонии в семейных отношениях.
Наконец, не каждый отец знает, где купить удобную коляску или как определять качество детского питания. Но самое главное — любовь к будущему ребенку. Как говорит Михаил Карплюк, если малыш чувствует, что его любят, он даже рождается легче. Научить любви невозможно, а вот проявлять ее, сделать свою заботу максимально полезной должен уметь каждый отец.