ШАРИ ФЕДАК — ЗАКАРПАТСКАЯ ЖЕМЧУЖИНА

13 февраля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 6, 13 февраля-20 февраля 2004г.
Отправить
Отправить

В начале ХХ века понятия секс-символ еще, пожалуй, не существовало. Но именно так, думается, можно назвать родившуюся на Закарпатье будущую звезду венгерской оперетты Шари Федак...

В начале ХХ века понятия секс-символ еще, пожалуй, не существовало. Но именно так, думается, можно назвать родившуюся на Закарпатье будущую звезду венгерской оперетты Шари Федак. Благодаря своей красоте и таланту она достигла больших успехов. Одаренная актриса театра и кино, которая долго удерживалась на вершине славы, прошла нелегкий путь от провинциальной девушки до примадонны европейского масштаба.

Она родилась 26 октября 1879 года в Береговом (тогда венгерский город Берегсас). Ее отец был местным врачом, поэтому семья Федаков считалась здесь зажиточной. Девочку назвали Шари, и никто тогда не мог представить, какая невероятно интересная судьба ждет этого ребенка. Она станет знаменитой актрисой, известной не только в Венгрии, но и в Германии и даже в США. Будет петь на сцене, играть сотни спектаклей, которые будут проходить с аншлагами, сниматься в кино. У нее будут тысячи восторженных поклонников, которые просто с ума будут сходить от ее обольстительной улыбки, мужчины станут даже стреляться из-за нее, и будут вечно завидовать женщины. Но все это потом...

Родной Берегсас

А Берегсас в то время еще был небольшим городком, но начал стремительно развиваться. В 1869 году его отнесли к категории городов благоустроенного управления. Население получило право избирать депутатский корпус во главе с бургомистром.

Через год после рождения маленькой Шари огромный пожар, начавшийся у здания комитетского управления, уничтожил практически весь город. Но дом Федаков чудом сохранился. Только благодаря семье врача Линнера, которая за счет своих виноградников взяла огромные денежные займы, город «одели в камень» — улицы выложили булыжником и оборудовали керосиновыми фонарями. Были построены дома, которые формируют современное лицо Берегова: дом административного управления, реформаторская церковь и господское казино (сегодня ресторан «Золотая пава»)...

Семья врача Федака была шокирована тем, что их 16-летняя дочь желает быть актрисой, как минимум, примадонной оперетты. Но это выбор Шари был, видимо, неслучайным — в семье Федаков уважали искусство, мать играла на фортепиано, а дочь ей подпевала, у них собиралась интеллигенция города. Поэтому отец рассудил мудро, решил не препятствовать дочери и отправил ее учится в Будапешт, в театральную школу.

Витязь Янош с женским лицом

В столице Шари быстро почувствовала себя как рыба в воде. Она видела почтительное отношение к известным актрисам и очень завидовала им. Но мечты девочки все еще остаются только мечтами. После окончания театральной студии Сиди Ракоши двадцатилетняя Шари впервые вышла на сцену — сыграла роль гейши в одноименной оперетте американского драматурга Сиднея Джонса. Это был ее дебют на сцене Будапештского венгерского театра, и успех был потрясающим. Аншлаг!

В то время Шари уже превратилась в красавицу, хорошо танцевала и очень артистично играла. Но вокальные данные у нее были посредственными. Однако публика восторженно приняла молодую актрису. Именно ее игра и красота буквально завораживали зрителей!

Вскоре ей предложили работу в театре в Пожони (Братислава). Но она там долго не задержалась — Поржолт Калман, директор народного театра, выгодным контрактом снова заманил ее в Будапешт. Оперетта «Герцог Боб» Гуски Йэно имела огромный успех. Так осуществились самые заветные мечты Шари Федак — она стала знаменитой актрисой в Венгрии.

Апогея популярности она достигла в оперетте Кочо Понграца «Янош-витязь» в Королевском театре. Сначала ей предложили две роли — Илушки и французской принцессы. Эти персонажи в течение трех актов на сцене нигде не пересекаются, поэтому Шари приходилось быстро перевоплощаться. Но она поняла, что ей нужно играть только главных героев. И поэтому становится... Яношем. Она упрямо доказывала режиссеру, что справится и сыграет в спектакле именно мужскую роль Кукорица Яноша. В этом не было ничего удивительного — в начале ХХ века мужские роли часто исполняли именно женщины.

Спектакль имел громкий успех, шел десятки, даже сотни раз. Его посмотрел известный венгерский поэт Эндре Ади. Поэт писал театральные рецензии, и часто они были довольно суровыми, он никогда не прощал даже мелких ошибок на сцене. На следующий день после премьеры в журнале «Будапеште нопло» Эндре, всем на удивление, очень тепло отозвался о спектакле, а особенно о Федак Шари. Публика была поражена — ведь это ему было совершенно не свойственно. Неужели и критик влюбился в молоденькую актрису? И неудивительно — в Будапеште молодые люди начали буквально грезить замечательным сказочным Яношем — Йончиком, у которого теперь было привлекательное женское лицо и стройная фигурка леди. Такого успеха у Шари не было больше никогда. Будапештская публика относилась к ней, как к народной героине, все остальные звезды отошли на второй план. Газеты писали только о ней, а после каждого спектакля молодые люди обступали коляску Шари, брали коней за поводья и вели до самого дома. Не случайно Эндре Ади, написав свое стихотворное послание, буквально публично признался ей в любви.

Любовь на сцене, трагедии в жизни

Но Шари оставалась неприступной, она хотела принадлежать всем, а не кому-то одному, пускай даже известному поэту. Поэтому не оставляла шансов для своих поклонников и иногда делала это, возможно, излишне резко. В 1906 году Пал Видор, директор Народного театра, покончил жизнь самоубийством. Ходили сплетни, что трагедия случилась потому, что Шари Федак не ответила ему взаимностью.

Это событие всколыхнуло душу молодой актрисы, то, что она считала лишь интересной игрой, такой, как на сцене, внезапно ворвалось в жизнь трагической реальностью. Шари больше не могла оставаться в Будапеште, находиться в эпицентре скандала, выслушивать обвинения. И хотя популярность от этого не страдала, а даже, наоборот, росла, она решила оставить Венгрию. Теперь Шари хорошо знали даже в Европе, поэтому ее путь сначала пролегал в Берлин, потом она оказалась в Вене, где звезд оперетты ценили больше всего. Необходимо было научиться хорошо разговаривать по-немецки, поэтому она была согласна даже на небольшие роли.

В 1912 году она с триумфом вернулась, чтобы сыграть в оперетте Якоби Виктора «Ярмарка девушек».

Тогда Шари Федак уже была известной, а ее имя однозначно ассоциировалось с элегантностью, красотой и уникальностью. Она стала настоящим секс-символом Венгрии. Ее имя начали использовать даже в первой в то время венгерской рекламе. Например, в 1911 году Монус Бертолон из г.Сентендре открыл мастерскую по пошиву мужской и женской одежды. Он шил наряды для балов и маскарадов по модным журналам и тем вносил в венгерскую моду последние парижские новинки. Чтобы подчеркнуть, что у него можно заказать самые изысканные вещи на любой вкус, пытался привлечь к ателье внимание. И в 1912 году эта сенсационная рекламная идея появилась: два недели у него выставлялись в витрине одежда и вещи актрис Королевского театра Шари Федак и Илонки Гармат.

Этот странный богемный брак!

В скором времени Шари вышла замуж за разведенного сценариста Ференца Молнара. Это была выдающаяся личность будапештского богемного мира. Но брак их не был удачным, и связь до последнего дня вызывала у людей недоумение. Супруги поддерживали в отношениях независимость, жили в отдельных квартирах, но их постоянно тянуло друг к другу. Между Ференцем и Шари постоянно вспыхивали конфликты, которые сразу становились известными широкой публике, что лишь способствовало успеху актрисы. К сожалению, наш несовершенный мир любит смаковать подробности из частной жизни «звезд».

Шари никогда не интересовалась политикой и все же погрузилась в политическую жизнь. Среди ее поклонников было немало политических деятелей того времени. В начале 1920-х годов она выступала даже перед солдатами.

В 1922 году в Королевском театре поставили оперетту Имре Кальмана «Баядерка». Главную роль, Одет, играла Федак Шари. Тогда же в этом спектакле дебютировала и актриса Анна Гонта. 43-летней Шари уже трудно было конкурировать с молодой, талантливой и привлекательной девушкой, голос которой, к тому же, был намного лучше. Их отношения, как на сцене, так и в жизни, становились все более напряженными. Шари понимает, что ее театральная карьера подходит к концу, поэтому ничего не остается, кроме достойного ухода.

Шари навсегда покидает театр

Когда в Будапеште состоялся 650-й показ «Яноша-витязя», Шари попрощалась с Королевским театром и своими поклонниками и переехала в Париж. В Будапеште больше нечего было делать, с театром было покончено. Но актерская душа не может не играть, она просится на сцену. Возможно, именно из-за этих внутренних противоречий Шари разводится с мужем.

Вскоре выход найден — Шари Федак находит себя в кинематографе. Она снялась во многих фильмах, большинство из которых не сохранилось для истории: «Рабская душа» (1913), «Три недели» (1917), «Любовница» (1918), «Тетя Иза» (1933), «Мами» (1937), «Вечная тайна», «Созревает пшеница» (1938), «Домой» (1940), «Токайские асу» (1940). В некоторых лентах она играет даже роли второго плана.

В фильме «Тетя Иза» с Шари Федак в главной роли рассказывается, как провинциальная учительница Иза теряет работу, потому что соседняя страна захватила ее родное село. Учительница уезжает в большой город, зарабатывает игрой на фортепиано в ночном клубе. Однажды она поймала на себе взгляд британского полковника, который считает, что ей следует работать в парижском кабаре. Иза попадает в Париж, где производит сенсацию. Но почти все свои заработки она отсылает в родное село священнику, который раздает деньги бедным. Через десять лет очаровательная Иза возвращается домой, отказав своему бывшему возлюбленному, чтобы тот женился на девушке своего круга. Неудивительно, что Шари Федак собственноручно написала сценарий для «Тети Изы» — сюжет был очень похож на ее жизнь.

Ленты на венгерском языке с участием Шари Федак с успехом шли даже в Берегово. Здесь Шари знали все и ждали любой весточки о ней.

К 1930-м годам она почти ежегодно приезжает в Береговое и обязательно дает концерты в залах гостиницы «Орослан» и господском казино. Каждый ее приезд был похож на праздничную феерию — в город приходила «звезда», которую боготворили все, и стар и млад.

Кстати, одним из первых автомобилей, появившихся в Берегово в начале ХХ века, был «Пежо», который Шари привезла из Будапешта и подарила отцу. Еще одним хобби актрисы были лошади, у нее была своя конюшня в Берегово, где разводили лишь породистых скакунов. Говорят, что Шари Федак даже участвовала в соревнованиях, которые время от времени здесь проводились.

12 месяцев тюрьмы — за неосмотрительность

Неурядицы в личной жизни заставляли Шари искать утешения в гастролях. В начале 1930-х годов в обществе других актрис она объездила США, где выступала перед венгерскими эмигрантами. Кстати, эти выступления пытались «реанимировать» в 2002 году. Венгерский театр в Нью-Йорке представлял «трибют» трех известных венгерских актрис: Шари Федак (1879 — 1955), Каталин Короди (1912 — 1990) и Марты Мезеи (1909 — 1983). На сцене эти актрисы изображались как ангелы. Их души уже давно на небе, но люди до сих пор вспоминают о своих земных «звездах»...

Во время Второй мировой войны Шари несколько раз выступала на немецком радио Donausender. Что это было — попытка закрепить свою славу, роковая неосмотрительность или ее просто вынудили это сделать? Сейчас сложно об этом судить, но во время войны Шари Федак ездит с концертами по стране, снова выступает перед солдатами, тяжелоранеными. Но такой ценой вернуть славу удалось ненадолго. После войны, во время правления режима Ракоши, ее приговорили к году тюрьмы. Очевидно, что актрису считали изменницей, но в чем была ее вина, никто не мог вразумительно сказать.

Это был почти конец — и не только карьеры. Девять месяцев немолодая женщина была вынуждена провести в суровых условиях тюрьмы «Марьяностра». После этого она уже не вернулась на большую сцену.

Последние девять лет жизни Шари были самыми грустными в ее жизни. Эти годы, преисполненные отчуждением от людей, она провела в городке Няредь-хаза неподалеку от Будапешта.

Отрывок из ее письма близкому другу Тибору Верешу от 21 января 1955 года:

«Мой дорогой Тибор, когда я тебя провожала утром после встречи Нового года, не обратила внимания на то, что сидела в холодной комнате, и очень простудилась. Еще и сейчас в постели. Снова чуть не получила воспаление легких... Беда не приходит одна. К величайшему сожалению, пес Бриди, которого подарил мне тринадцать лет назад Тибор Миндсенти на премьеру «Париж», подох. У меня еще и сейчас есть что-то такое, чего может лишить меня Господь...».

Это письмо было написано незадолго до смерти Шари. 5 мая 1955 года она умерла, и несколько тысяч поклонников провожали ее в последний путь. От имени всех коллег-актеров Медясои Вилма прощалась с нею. Вилма играла когда-то роль Илушки в «Яноше-витязе». На ленте венка были написаны такие трогательные слова: «Йончику на вечную память от любимой Илушки».

Родной дом Шари на улице Мукачевской береговчане до сих пор называют замком Федак. Памятная доска известной актрисе установлена на доме в 2000 году. Сейчас здесь по иронии судьбы находится Управление Закарпатской реформаторской церкви.

P.S. Некоторые сайты в мировой сети предлагают оригинальные фотографии известных актрис. Существуют даже аукционы в мировой сети. Например, начальная цена оригинального фото Шари Федак, сделанного во Франкфурте, — 14 евро. На американском сайте, чтобы только «скачать» фото звезды оперетты 1930 года, придется заплатить $9,99.

Поэтому выражаю огромную благодарность директору музея Береговщины, который бесплатно предоставил оригинальные снимки Шари для этой статьи. Иван Шепа организовал выставку, посвященную 100-летию премьеры «Витязя Яноша». С ней можно познакомиться и в эти дни — ведь 150 оригинальных открыток с изображением неповторимой, соблазнительной и вечно молодой Шари стоят того, чтобы вдохнуть воздух волшебного прошлого, закрыть глаза и погрузиться в фантазии...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК