Длинные зимние вечера… В большой уютной комнате собирается вся семья — несколько поколений. Кто-то сидит за огромным столом, стоящим посредине комнаты, освещенным яркой лампой, кто в удобном кресле… У женщин в руках рукоделие — шитье, вышивание или вязание. Кто-то рисует, лепит. Чувство единения, семейного уюта, душевной и духовной близости… Что же собрало всех вместе, что объединило семью? Книга. Традиционный вид семейного досуга — совместное чтение вслух. Читают в основном глава семьи или те, у кого это лучше всех получается, но чаще — по очереди. Не составляют исключения и старшие дети. А малыши учатся не мешать, не перебивать, запоминать свои вопросы «на потом», внимательно слушать, чтобы затем суметь пересказать… Что это — патриархальные картинки старины глубокой, постепенно отмирающий вид семейного досуга или «воспоминание о будущем»? Это зависит только от нас.
Расцвет семейных чтений приходится на XVIII—XIX век, но нельзя устои привязывать исключительно к далекому прошлому. Всего несколько десятилетий отделяет нас от тех времен, когда коллективное чтение было довольно распространенным явлением. При советской власти телевидение, преимущественно обслуживая государственную идеологическую машину, оставляло населению достаточно времени для чтения. И по сей день во многих семьях эта традиция, к счастью, сохранилась.
Возрождением семейных чтений всерьез озаботились библиотекари и в Украине, и в России. Но что греха таить — в массе своей молодежь чтением пренебрегает, относится к нему порой как к еще одному способу развлечься, отвлечься, расслабиться, отдохнуть. Но мы не будем праздно ностальгировать, не будем ворчать, что нынешнее поколение «совсем не читает». Вместо этого подумаем, что можно взять из прошлого и как суметь приспособиться к настоящему.
Чтение и малыши
Даже при повышенной занятости родителей малыша может подстраховать целая армия умеющих и любящих читать бабушек и дедушек. Сейчас ведь множество прекрасных красочных изданий для детей, море детской познавательной литературы, книжки-игрушки. Так что идиллические семейные мини-чтения в формате «бабушка/дедушка — ребенок/дети» вполне реальны.
Пользу чтения с малышом просто невозможно переоценить. Оно развивает самостоятельность мышления, воображение, умение понимать и критически осмыслять текст, выявлять и выражать главную мысль произведения. В последнее время можно наблюдать настоящую родительскую гонку за интеллектуальным развитием малыша, на чем неплохо зарабатывают специальные школы, центры и группы раннего развития. Но за всем этим можно проглядеть развитие эмоционально-волевой сферы, нравственное и духовное формирование личности, которое происходит преимущественно в семье.
Пока ребенок мал, чтение легко станет естественным и приятным элементом общения с родителями и другими членами семьи. И если говорить о полезном чтении, то в первую очередь стоит выбирать простые, доступные пониманию ребенка произведения, которые легко пересказываются, дают богатый материал для обсуждения, понимания ребенком «что такое хорошо и что такое плохо».
В тех семьях, где малыш достаточно долго огражден от основных «врагов чтения» — телевизора и компьютера, приучить его читать проще. При этом не стоит соревноваться с современными способами развлечения и получения информации. Ни в коем случае книга не должна стать наказанием, отлучением от притягательного экрана. Гораздо продуктивнее ненавязчиво восполнять те пробелы в воспитании и развитии, которые неизбежны при перекосе в сторону мониторно-экранного досуга. Почитать можно перед сном, в выходной день, в хорошую погоду на прогулке, на пляже. Да и дачу можно обустроить без лишней электроники.
Чтение навсегда останется для человека приятным занятием, если оно будет связано с моментами особо теплого, эмоционально окрашенного общения с мамой, папой, бабушкой или дедушкой. Поэтому обязательно читайте малышу свои любимые детские книги! Гораздо легче приобщить ребенка к тому, что любишь и ценишь сам. И пусть это будет вашим общим любимым занятием — не второпях, не между прочим, а в особенном радостно-приподнятом настроении. И тогда, если ваш маленький сын или дочь попросит: «Давай почитаем», вы сразу поймете, что он хотел сказать: «Я так по тебе соскучился, мне хочется побыть с тобой и почувствовать твою любовь».
Вопросы без ответов
Все гораздо сложнее, когда дело касается подросших, а то и вовсе выросших детей. Наши тинейджеры живут в другом ритме, на других скоростях, привыкли к другим источникам информации. Порой просто не могут себе представить, как можно прочитать «такую толстую книгу». Им не сидится на месте, они рвутся к сверстникам и весьма комфортно чувствуют себя, уткнувшись в монитор компьютера. Интернет приучил молодых людей к достаточно коротким текстам, многие привыкли к «малым литературным формам». И так уж сложилось, что телевидение стало в большей мере инструментом развлечения, чем катализатором духовных прозрений и нравственных исканий.
«Уход» чтения из семьи чреват серьезными проблемами. Оставим в стороне развивающую и информационную пользу семейных чтений — эти цели можно достичь и иным путем. Гораздо важнее эмоциональный фактор, чувство семьи, объединенной высокими ценностями. Совместные чтения призваны давать пищу для осмысления, общие темы для обсуждения. Это способствует выработке единого взгляда на жизнь, на серьезные нравственные проблемы, помогает вместе решать сложные мировоззренческие вопросы. В итоге семья говорит на одном языке, возникает то особое взаимопонимание, когда понимаешь близкого человека с полуслова.
Но что же делать, если уже сейчас понятно, что семейные чтения — это только красивая недостижимая мечта из чужой жизни? Что делать, если не всегда удается найти нейтральные, общие темы для разговора со своими подрастающими детьми? Для начала важно понять, что это не страшно, если мы отдаем себе отчет в проблеме и готовы ее решать.
Сделать общение со своими детьми интересным и (как бы сказали об этом сами подростки) «не напряжным», найти серьезные и актуальные темы для обсуждения могут помочь не только книги, но и серьезные статьи на нравственно-психологические темы. Это прекрасный материал и для семейного чтения, и для семейного обсуждения. Пусть даже каждый прочитал статью отдельно и в разное время. Более того, можно даже пересказать детям прочитанную статью. Если в итоге ее обсудили, высказали свое мнение, поспорили, задумались, а потом не раз вернулись к этой теме — все равно результат достигнут. Не столь важно, что именно явилось поводом для серьезного разговора, важно, что такой разговор состоялся. И в связи с этим гораздо ценнее будут «статьи—вопросы» и «статьи—раздумья», чем «статьи—ответы».
Но готовы ли мы сами говорить на жизненные темы со своими подросшими детьми? Мы так часто торопимся с ответами на те вопросы, которые надо бы дать возможность решать детям самим. Мы спешим навязывать им свое видение окружающей действительности, свой часто горький опыт, обломки своих иллюзий и желчь разочарований. А для становления личности гораздо полезнее ставить вопросы, чем давать ответы.
Важно научиться с уважением выслушивать молодого человека, который с пеной у рта готов отстаивать свое мнение только потому, что оно отличается от вашего. Это не означает, что он вас не слышит. Он потом вспомнит об этом разговоре, не исключено, что убедится в вашей правоте (хотя вряд ли признается вам в этом). И только по его поступкам вы со временем убедитесь, что время было потрачено не зря.
Задача наставника — продемонстрировать уважение к мнению собеседника, заронить сомнение, заставить задуматься, дать возможность всласть поспорить, высказать эпатажную мысль, развить полусумасшедшую теорию… Слушать, слушать и слушать, лишь бы молодой человек говорил побольше, учился формулировать свое мнение, вырабатывать и защищать его.
Читайте, думайте, мечтайте, работайте над собой, обсуждайте с близкими прочитанное. Любые усилия всегда бывают вознаграждены. Не всегда так, как нам ожидалось, не всегда сразу, но никогда они не бывают тщетными.