«Pret-a-porter» элегантно-победоносно шагает по лучшим подиумам мира с шестидесятых. Благополучно спускаясь с них, одевает, делая красивыми, элегантными, современными большую часть человечества, сообразуясь с требованиями времени и полетом фантазии дизайнеров одежды. наша мода тоже сделала тогда шаг в сторону мировой моды.
Экономические неурядицы в стране в первую очередь поразили нашу неприоритетную легкую промышленность, рикошетом ударив по творцам одежды, имеющим высокий творческий потенциал. При этом безумный рынок наполнился товарами, критерии качества и современности которых определяются, скорее, яркой наклейкой с громким именем, нежели степенью исполнения и самим понятием - мода. Многочисленные, возникшие, как грибы, фестивали не решают проблемы развития национальной модной индустрии, как и награды, полученные на них нашими дизайнерами, не дают возможности их творениям сойти с подиумов «в народ».
Идею, рожденную украинскими дизайнерами Лилией Пустовит и Сергеем Бызовым, о проведении «Сезонов моды», поддержали журнал «Ева», рекламное агентство «янко» и центр моды «Экста». Цель «Сезонов» - не конкурсный отбор, а профессиональные контакты создателей, производителей и потребителей моды. Это отечественный аналог ежегодных показов «Pret-a-porter», проводимых в Париже, Лондоне, Милане, Нью-Йорке. «Сезоны моды» - стимул для дизайнеров в производстве продуктов моды не время от времени - от фестиваля к фестивалю, - а систематически, соответственно развитию новых направлений и стилей.
Всем дизайнерам было предложено подготовить коллекции из 30 единиц, которые должны демонстрироваться впервые. И показать их сообразно своему видению. Но дизайнеры - народ небогатый, и оргкомитет «Сезонов» сбился с ног в поисках спонсоров. Ими стали шведская компания «Абсолют-водка» и украинская - «Топ Транс».
Компания «Абсолют» победоносно вошла в мир моды, начав с маленького платья, в котором в 1987 году Стив Бронштейн сфотографировал топ-модель Речел Уильямс. С тех пор события в нем не проходят без участия компании: по ее поручению именитые и менее известные дизайнеры создавали все, что только возможно, - от платьев до галстуков. На «Сезонах моды» было представлено несколько изысканных моделей из коллекции «Абсолют-Версаче». Гости из Швеции активно участвовали во всех мероприятиях акции, выразили интерес к работам украинских мастеров моды и удовлетворение по поводу организации самой акции. Подтвердив перспективы дальнейшего сотрудничества.
За исключением показа Сергея Бызова, организованного им самостоятельно в Национальном музее, «Сезоны моды» прошли в Республиканском доме актера. Желающих посмотреть коллекции порой было значительно больше, чем мог вместить небольшой зал. Хочу подчеркнуть, что во всем мире подобные показы предназначены прежде всего для производителей, продавцов и прессы.
В интродукции, после торжественного открытия «Сезонов моды», участвовали неполные коллекции - заявка на будущее участие в днях «Рret-a-porter». Дизайнер из Донецка Виктор Анисимов показал несколько платьев из коллекции «Платья с вешалок». В ней видна приверженность автора к маскараду - космической теме: гладко-черные платья дополнены большим количеством блестящих и матовых, причудливо изогнутых металлических труб. Надежда Кудрявцева верна себе: современные линии, блестящие ткани, прикрытые полупрозрачным шелком, немного вычурности и экзотики. В своих платьях она видит эстрадных звезд или романтичную женщину у арфы.
Ирина Куцюк и Анжела Лисица, объединенные общими творческими взглядами, представили качественную коллекцию «Цвет цветов». Цветовое решение, богатство орнаментов и фактур, синтезирование восточных мотивов с рациональными тенденциями западной моды обратили на себя внимание присутствующих.
Как всегда элегантно изысканным, как в исполнении моделей, так и в показе, был фрагмент коллекции Дома моделей «Крещатик», который, несмотря на все сложности, работает профессионально, уверенно и творчески.
Полноценную интересную коллекцию показала фирма «Ci-Moon», выпускающая изделия из трикотажа и искусственного меха под торговой маркой «Half Moon». Ее товары продаются в бутиках Нидерландов, у нас они менее известны, может быть, в силу достаточно высокой цены. Это качественное, продуманное «рret-a-porter», изготовленное из хороших европейских материалов.
Ведущий дизайнер центра моды «Экста» Лилия Пустовит показала очень современную, стилистически выверенную коллекцию женской и мужской одежды, предназначенную скорее смело мыслящей молодежи. В ней удачно сочетается минимализм, этнические мотивы и адаптированная урбанизмом классика.
Для меня неожиданным потрясением стал показ ужгородского дизайнера Виктории Гресь, работающей в паре с киевской художницей по аксессуарам Викторией Мухиной. Романтичная, но без излишеств, подчеркнуто современно женственная линия, большой диапазон интересов, о которых говорят даже названия фрагментов коллекции «Рандеву», «Дамский каприз», «Серебряный век», чувство меры и вкус в исполнении моделей и в самом показе.
Метр украинского дизайна Михаил Воронин, один из немногих, сочетающий в своем лице создателя, производителя и продавца одежды, еще раз доказал свою творческую и деловую состоятельность, явив «Сезонам» совместную с Натальей Соболевой коллекцию. Остро современная, элегантная, высокотехнологичная, выполненная из отличных тканей и вполне доступная рядовому потребителю, она дополнительно порадовала тем, что в ней впервые присутствуют модели женских брючных костюмов.
Несколько коллекций молодых художников привлекли внимание своей новизной, живым восприятием жизни, но явно проигрывали в соединении с показами, где модели были технически выверенными, а сами показы профессионально организованными. Хотя все они были разными: яркое ребячество Ганны Озерской («Адам и Евочки»), легкая минимизация Елены Ворожбит и Татьяны Земсковой («Пенка абрикосового варенья»), смелый творческий поиск группы ТРИ - Ануш Агамян, Юлии Якименко и Кристины Сольской.
Комментарий профессионала:
Владимир Сарафанов, художник-дизайнер. Нужно было отделить начинающих от профи, они «гасят» друг друга. Для себя выделил две коллекции. Гресь-Мухиной - они безумно любят жизнь и являются высокими профессионалами, их коллекция отличается чистотой конструкции и высокой технологичностью. Увидев очередной скачок Михаила Львовича Воронина, почувствовал прилив адреналина - очень здорово. Весной обязательно буду принимать участие в «Сезонах» рядом с ним, это лучше, чем любой фестиваль. Коллекцию Бызова не видел - не был зван. Все остальное, на мой взгляд, игра с визуальным восприятием окружающего.
Сколько бы кривотолков и разночтений ни вызывал показ Сергея Бызова - это был показ европейского уровня. Знаю, что Бызов вынашивал идею его давно и выверял до тонкостей. Сама коллекция, придуманная дизайнером и выполненная в его ателье, - очень красивая и буржуазная. Шубы, костюмы и блузы из элитарных тканей, безупречные линии, сочетание цвета и фактуры тканей - все высочайшего класса. На мой взгляд, агрессивность макияжа и музыки вступали в диссонанс с одеждой.
Комментарий профессионала:
Ирина Ткаченко, директор Дома моделей «Крещатик». Мы были среди первых, кто поддержал идею проведения «Сезонов моды». Идея не новая - ни по какому другому циклу индустрия моды во всем мире не развивается. Это стопроцентное попадание. Представляя весь колоссальный труд организаторов, ничего плохого сказать не могу: здесь было самое главное, подиум и свет, были видны модели. Здесь все было по-деловому - это не фестиваль. Хотелось бы, конечно, чтобы государство подумало о статье в бюджете, посвященной модной индустрии, чтобы это не было лишь уделом энтузиастов. Ведь это имидж страны.
Теперь о коллекциях. Совершенно «высший пилотаж» - Бызов, но он сегодня недосягаем по многим показателям. Прекрасная коллекция у Воронина и Соболевой, как промышленник, разделяю радость их достижений. Очень понравилась коллекция «Half Moon», стильная коллекция Лили Пустовит. Хорошую программу сделала Зубенко. «Крещатик» может где-то не участвовать, но в «Сезонах моды» будет принимать участие всегда.