| ||||||||||||||||||||||||||
Хоругвь императора Константина Великого в битве у Красных Скал — первый христианский символ на боевом знамени (312 г. н. э.) |
Может ли случиться, что на военном параде на Крещатике впереди войск будут нести малиновое знамя с золотым православным георгиевским крестом на полотнище, а на бортах бронетехники будут красоваться аналогичные символы? В демократическом государстве возможно все, если оно не запрещено. Но логично ли, целесообразно ли это?
Куда же марширует новая крестоносная рать?
Крест — символ христианства
На заре христианства никому и в голову не могло прийти сделать символом новой веры орудие страшной казни, на котором скончался Иисус Христос. Один из главных проповедников христианства — апостол Петр — был рыбаком, и первым тайным символом, по которому христиане узнавали друг друга, было изображение рыбы, а отнюдь не крест. Проповедуя учение Христа, Петр дошел до Рима, где был арестован вместе с апостолом Павлом полицией императора Нерона. Прославившийся своей жестокостью Нерон, приказал распять обоих на крестах, вниз головой. По преданию, Петр и Павел погибли на крестах 29 июня, и это день их памяти во всем христианском мире.
Андрей, брат Петра, был учеником Иоанна Крестителя, и Иисус призвал его к себе в Иордань раньше, чем Петра. Поэтому в греческом переводе Нового Завета Андрей получил имя «Первозванный». После воскрешения Христа Андрей пошел проповедовать христианство у народов, обитавших по берегам Черного моря, а затем, по преданиям русских летописцев, направился на север. Андрей Первозванный был на территории современной Украины, где, по преданию, основал Киево-Печерскую лавру и установил на кручах Днепра крест, где впоследствии был заложен Киев.
После похода по территории нынешней Украины и Европейской России апостол, по легенде, был в Синопе, во Фракии, в Константинополе, где посвятил в сан первого тамошнего епископа Стихия (Стахия). Правда, для этого Андрею было необходимо прожить как минимум 320 лет. Но, тем не менее, исторически доказано, что такой человек существовал, и он поныне считается отцом православного христианства.
Римские власти распяли Андрея на косом кресте, который впоследствии был назван «Андреевским». Впервые такой крест был изображен на знамени Шотландии, откуда перешел на национальный королевский флаг Великобритании. Впоследствии Петр I, будучи в Лондоне, позаимствовал его для флага российского флота — «андреевского флага», который вошел в свод торговых и военных морских флагов Европы в 1705 году. После распада СССР в России были восстановлены «андреевские» государственные символы — военно-морской флаг и орден Святого Андрея Первозванного.
Умным и дальновидным политиком, который первым понял, что христианство — это могучая сила, сцементированная трехсотлетней верой, был Гай (Марк) Флавий-Валерий Константин, прозванный хронистами «Великим».
В то время Римская империя состояла из восточных и западных провинций, в каждой из которых был свой правитель. В 312 году началась война между цезарем западных провинций Константином и правителем Рима и Италии, тираном Максенцием. Перейдя Альпы, Константин дважды разбил Максенция; предстояла третья битва перед Римом у Тибра, в урочище Красные Скалы. Возможно, в ночь перед битвой он тайно встретился с главой итальянских христиан, которые обещали ему поддержку.
1690 лет тому назад у палатки Константина неожиданно появился большой белый штандарт, на котором был написан девиз: «Сим победишь». В навершии штандарта, вместо традиционного римского двуглавого орла, был укреплен отлитый из золота христианский символ, состоявший из двух первых букв имени Спасителя, окруженных золотым терновым венком. Впоследствии хронисты писали, что такое знамя Константин увидел с рассветом на небе или же во сне перед боем. Однако крест как символ христианства появился лишь десять лет спустя.
Громовой клич потряс легионы Константина, и солдаты ринулись вперед. Максенций на мосту через Тибр попал в волну отступавших, его конь оступился, и император в тяжелом облачении рухнул в реку. Занесенного илом, его впоследствии нашли с большим трудом и предали погребальному костру. Константин стал единоличным Цезарем Августом Римской империи.
Символ христианства был на шлеме и щите Константина, на триумфальной арке в Риме. А 21 октября 313 года, почти через год после победы у Красных Скал, Константин издал эдикт о «Свободе вероисповедания», означавший конец гонения и преследования христиан. В 315 году христиане-священнослужители освобождаются от податей, через два года император разрешает строить храмы, а по окончании войны вводит переносные церкви в свои легионы и дает указание соорудить храм для богослужения при своей особе. Однако сам император христианства так и не принял. Он сказал об этом перед смертью собранию греческих епископов, сидевших у его постели.
В 325 году Константин начал строить новый Рим — Константинополь — на месте порта Византий, на берегу залива Золотой Рог. Самым большим христианским храмом того времени стал храм святой Софии, а символом христианства — равносторонний прямой крест, получивший название «греческий».
Константин скончался 1665 лет тому назад, 22 мая 327 года. Империя разделилась на Византию и Италию. Первым императором Византии стал Аркадий Флавий, правивший с 395 по 408 год. Христианство стало ее государственной религией, а крест — одним из символов на гербе. А в Италии в противовес византийскому православию утвердилась католическая Римская империя. Крест у католиков был другой формы.
Православный крест на казацких знаменах
Крестившийся в Херсонесе Великий князь Владимир Святославович, принявший имя Василий, в 988 году привез «греческий крест» в Киевскую Русь. Этот символ православной веры остался в Украине до настоящего времени.
В XIII веке украинцы попали в сферу влияния католической церкви, войдя в содружество Речи Посполитой — объединения (конфедерации) Польши и Литвы. Поначалу православные и католики свободно сосуществовали на территории конфедерации. Но впоследствии католическая церковь начала экспансию на восток, и прежде всего это коснулось православной украинской шляхты. Ее права в Речи Посполитой все больше ущемлялись, и украинское дворянство было поставлено перед выбором: или принять католичество и быть равноправными в своем государстве, или остаться при старой вере отцов и влачить жалкое существование на задворках.
Угнетаемые по религиозному признаку украинцы сражались под символом своей веры — греческим православным крестом, а их угнетатели и притеснители — под католическим. Папа Римский объявил крестовый поход против Хмельницкого и освятил боевой меч польского короля Яна Казимира против украинского православия.
Появился новый вид боевого и представительского знамени: штандарт, где полотнище висело сверху вниз. В XVII—XIX веках штандарт перешел в кавалерию и в казачьи войска: в бою полотнище знамени затрудняло действия с саблей или палашом. Александр I впервые пожаловал штандарты Кубанскому, Терскому и Донскому казачьим войскам еще в то время, когда был цесаревичем и шефом российских казачьих войск.
Со времен Римской империи и Византии боевые знамена были различных оттенков красного цвета: легионы имели алый, а трибуны и император — от малинового до темного пурпура, исходя из градации рангов, так как пурпур считался императорским цветом. Белый цвет первым в истории христианского штандарта использовал Константин Великий. В XVI—XVII веках наиболее распространенными становятся белые королевские штандарты с вышитыми на них золотыми символами. Белые штандарты имели короли Англии, Испании, Португалии, обеих Сицилий, Священной Римской империи, Пруссии, а во Франции королевский белый штандарт с тремя вышитыми золотыми лилиями сохранялся до конца XVIII века.
Кто придумал версию о том, что украинское казачество имело боевые знамена из «красной китайки» — ткани малинового цвета, совершенно непригодной для боевых знамен, — понять теперь трудно. Анализ цветовых характеристик казацких боевых знамен, захваченных поляками под Берестечком, свидетельствует об их цветовом разнообразии. И это не случайно.
В то время связь в бою осуществлялась только через гонцов или же визуально. Войска, видя воткнутый в землю белый штандарт гетмана Богдана (чем он был ниже по рангу португальского короля?), знали, где находится командный пункт, а гетман, глядя в подзорную трубу на поле боя, видел, как расположены его полки и корпуса. Поэтому казацкие знамена никак не могли быть одного лишь малинового цвета.
В то время знамена не выполнялись по трафарету и не поступали в войска согласно регламенту. Их либо жаловали казакам владетельные особы, либо изготавливали и дарили монахини из монастырей, расположенных близ городов, где формировался тот или иной полк. Крайне редко, но и такое бывало, казаки, особенно запорожцы, получали знамена в подарок от иностранных государей. Унификация знамен началась уже после того, как появились боевые средства связи для управления войсками. Но и теперь некоторые части получают боевые знамена от населения в подарок. И это хорошая традиция, ведь такая работа выполняется с любовью. Не стоит стремиться к полной стандартизации.
Достаточно помнить национальные цвета Украины — желтый и голубой — и уповать на присущий нашему народу здравый смысл: военный боевой штандарт или знамя не должны быть похожи на неприятельское и вообще на какое-либо из боевых знамен, существующих в вооруженных силах других стран. Ведь иногда политические амбиции и незнание или нежелание знать военную историю приводят к весьма печальным последствиям. Так, во время боев на Могилев-Подольском направлении конница Третьей Железной дивизии Армии УНР, заходя во фланг противнику, двигалась северным берегом Днестра и была обстреляна румынскими пограничниками. Впоследствии в ответ на требования украинцев дать пояснения по поводу обстрела румыны резонно ответили, что стреляли по красному знамени. Действительно, у украинской дивизии было светло-малиновое знамя, а национальные цвета, запрятанные в его правом верхнем углу, издалека не просматривались.
«Сырокомля» и гетман Богдан
5 марта 1392 года польский король Ягайло и Великий литовский князь Витовт подписали Островский договор, по которому Витовт получил правление Великим Княжеством Литовским (без титула «великий князь») и стал вассалом польского короля. Так образовалась конфедерация Польши и Литвы под названием «Речь Посполитая», куда вошли Галичина, Западная Белоруссия и украинские земли до левого берега Днепра. К тому времени монгольский хан Тохтамыш, поссорившись с Тамерланом, вместе со своим улусом перешел к Витовту. Тамерлан потребовал от Витовта выдачи Тохтамыша, но получил решительный отказ. Взбешенный хан пошел на Витовта. Тот попросил военной помощи от короля Ягайло. Король послал польские и украинские хоругви. Под хоругвью «абданк» шел к месту боя отряд украинского рыцаря Сырокомли.
12 августа 1399 года противники сошлись на берегах Ворсклы. Как тогда было принято, перед битвой с обеих сторон выехали бойцы: со стороны хана — мурза, а от Витовта — рыцарь Сырокомля. Мурза начал «бесчестить имя Христово», а украинец проявил «мужественную защиту имени Христова против язычников, произносивших на него хулу», — написано в польском гербовнике. Вероятно, Сырокомля победил хулителя-мурзу, и воодушевленное этим войско бросилось на противника. Однако хан Тимур-Кутлук слыл «лучшим учеником Тамерлана»: он сомкнул фланги, отсек литовцев и Тохтамыша от поляков, и Витовт битву проиграл. Однако польский король Ягайло наградил рыцаря Сырокомлю личным знаменем, на котором был изображен на красном фоне серебряный знак «абданк» с золотым католическим крестом вверху. Сырокомля был православного вероисповедания, поэтому позднее попросил королевского геральдиста поставить в навершии «абданка» георгиевский крест. Таким образом, знамя «Сырокомля» встречается в двух вариантах: в польском гербовнике — с католическим крестом, а в грамоте польского короля, разрешавшей гетману Богдану Хмельницкому пользоваться знаменем, — с георгиевским.
Однако считать «Сырокомлю» гербом гетмана Богдана Хмельницкого было бы весьма опрометчиво. Дело в том, что в те времена в Речи Посполитой не существовало родовых гербов в таком понимании, как это было в Западной Европе. В Речи Посполитой было принято за воинские отличия давать «знамена» — определенные фигуры на фоне определенного цвета. «Знамена» помещались на главной хоругви, на щите, на нагруднике доспехов того, кому они были пожалованы, и имели определенное название, в большинстве случаев совершенно не связанное с фамилией владельца. Вокруг владельца «знамени» группировались его вассалы, которые также имели право на его изображение на щите, нагруднике панциря, на кольце с печаткой, но не более. Об этом феномене писал еще в 1855 году Александр Лакиер, а в 1914-м вышла книга В.Лукомского и В.Модзелевского «Малороссийский гербовник», где полностью подтверждается свидетельство Лакиера. Знали ли об этом Грушевский и Крипьякевич, помещая в своих книгах изображение «Сырокомли» как герба гетмана Богдана? Во всяком случае, с большой степенью достоверности можно утверждать, что знамя «Сырокомля» — не родовой герб Богдана Хмельницкого, а лишь клейнод, вроде булавы, бунчука, королевского красного знамени с белым орлом, и не более.
Ситуация с польской геральдикой сыграла на руку Екатерине II, когда она решила окончательно разделаться с украинским казачеством. Императрица знала, что родовых гербов казацкая старшина, составлявшая в то время офицерский корпус реестрового казачества, не имела. А в Российской империи родовые гербы, введенные еще Петром I, уже были внесены в родовые гербовники. Казалось, движимая благими намерениями, императрица грамотой 1785 года (через два года после введения крепостного права в Украине), разрешила украинской шляхте записываться в родословные дворянские книги Российской империи. Но при этом было необходимо представить патент на герб и грамоту на владение поместьем, выданные владетельной особой, которая имела на это право. А такое право имели только главы государств, где жили украинские дворяне. Естественно, что таких документов у казацкой старшины не было и быть не могло. Так бескровно окончил свое существование украинский казацкий офицерский корпус.
5 мая 1995 года Указом Президента Украины была утверждена президентская награда — орден Богдана Хмельницкого. За основу был взят георгиевский крест со знамени «Сырокомля» с эмалью на лучах рубинового цвета, а в центре была помещена фигура «Сырокомля» на темно-малиновом фоне. К ордену полагалась лента цвета «красной китайки» с белой полосой посредине. В приложенном обосновании к дизайну ордена было сказано, что «абданк» с крестом — родовой герб Богдана Хмельницкого. Однако это утверждение не соответствует действительности, и данный орден можно с достаточной степенью достоверности считать орденом «Сырокомля», то есть орденом государства Польша. Все это было бы анекдотично, если бы не было так грустно и обидно. Не встретив достойного обоснования со стороны оппонентов, авторы проекта решили использовать крест этого ордена как символ Вооруженных Сил Украины.
Святой Георгий и императрица Екатерина II
В войске римского императора Диоклетиана служил военачальник Георгий из Каппадонии. Когда начались гонения на христиан, Георгий сложил с себя командование и явился к императору как их заступник. После мучений и пыток Георгий был обезглавлен в Никомедии около 300 года до Рождества Христова, не дожив всего двух десятков лет до того, как Константин Великий дал христианам свободу вероисповедания. Греческая православная церковь причислила его к лику святых, позже это сделала и католическая. Однако православная византийская церковь учредила специальный крест, который впоследствии перешел в Киевскую Русь, а затем и в Украину. Таким образом на казацких знаменах появился георгиевский крест, один из вариантов лапчатого православного креста. Аналогичные кресты появились и в геральдике других стран Европы.
В 1779 году у сына Екатерины II, цесаревича Павла, родился второй сын, которого императрица назвала Константином. Воспитателем к нему приставили выходца из Греции князя Кантакузена, чтобы тот учил цесаревича греческому языку и византийской истории. Екатерина хотела, ни много ни мало, возродить Византийскую империю и посадить своего внука в Константинополе на императорский трон. Для этого нужно было, во-первых, захватить территорию Молдавии, Румынии и Болгарии, а во-вторых — сокрушить оттоманскую Порту. Екатерина планировала атаковать Порту с двух сторон: с севера — российскими войсками, а с юга — силами восставших греков, болгар и сербов. К тому времени, как Порта будет сокрушена и в Константинополь войдут российские войска, ее внуку исполнится двадцать, и он спокойно сядет на престол в бывшей столице Византии.
Для этой грандиозной операции был необходим символ, напрямую связанный с Россией и славянским православием и косвенно — с Византией. Таким символом, широко почитаемым в славянских странах и связанным с Россией и Византией, стал святой великомученик Георгий. Его крест на боевых знаменах мирового православного славянства должен был символизировать борьбу с мусульманством, как во времена крестовых походов — католический крест.
Помимо знамени-символа нужен был и символ-орден. В этом плане у императрицы были «наработки»: она давно решила ввести собственный военный орден, списав статут с австрийского ордена Марии Терезии, учрежденном во время Семилетней войны, в 1757 году. По проекту, это был тот же георгиевский крест, но с вырезами на лучах. Императрица приказала, убрав вырезы, покрыть золотой крест сверху белой эмалью, а в центре креста, в круге, на красном фоне поместить изображение святого Георгия, поражающего копьем дракона (подразумевался христианин, поражающий мусульманство).
26 ноября 1769 года был учрежден военный орден св. великомученика и победителя Георгия» с черно-золотой лентой (родовое цветосочетание императорского российского дома), который присуждался за храбрость на поле боя, имел четыре степени и предназначался только для офицерского состава. В 1807 году император Александр I учредил серебряный «знак отличия Военного ордена для нижних воинских чинов», который в народе и в войсках называли «георгиевский крест». С 1856 года он подразделялся на четыре степени: две первые были золотыми, две последние — серебряными. Если солдат, матрос и унтер-офицер были награждены орденами всех четырех степеней, то к ним полагался бант. В 1913 году этот орден получил официальное название «Георгиевский крест».
Форма георгиевского креста на российских боевых знаменах трансформировалась при императоре Александре I: на полотнище прямоугольной формы накладывался крест, в центре помещался государственный герб с большой императорской короной вверху, в промежутках между лучами креста — императорские вензеля в обрамлении лавровых венков овальной формы. Каждый полк имел свои цвета (креста и поля), но знамя первого батальона любого полка было белого цвета.
Украинская диаспора не считала «георгиевский крест» символом украинского казачества. Геральдисты из диаспоры «казацким» называли «греческий» крест. В 1965 году в США был изготовлен «Почетный знак Украинского Вольного Казачества» — белый «казацкий крест» с золотым знаком св. Владимира вверху, обрамленный овальным золотым венком из лавровых и дубовых листьев, сверху которого располагались булава и казацкая сабля. 18 января 1979 года в Торонто, в часовне куреня Украинских Вольных Казаков имени гетмана Петра Дорошенко протоиерей Федор Легенюк освятил новое знамя Коша УВК, изготовленное хорунжим Теодором Бабюком. На лицевой стороне знамени малинового цвета был изображен образ св. Покрова и написано «Надежда на Бога и рыцарство наше», а на оборотной стороне — «казацкий» («греческий») крест и надпись: «Украинское Вольное Казачество — участник борьбы за Волю Украины от 1917 года».
Когда Петлюра решил увековечить подвиг старшин и казаков, проделавших Первый зимний поход 1919—1920 гг, украинские военные топографы, по совместительству занимавшиеся геральдикой, выбрали базовым «казацкий крест». «Орден рыцарей Железного креста Армии Украинской Народной Республики» был утвержден 19 октября 1920 года. Это была первая награда УНР в период национально-освободительной войны и существования Украинских Вооруженных Сил.
…Крестовый поход Екатерины II на оттоманскую Порту при ее жизни потерпел фиаско. С завидным упорством остальные императоры из дома Романовых пытались завоевывать проливы Босфор и Дарданеллы, возродить Византийскую империю и упрочить оплот православия под символом креста святого великомученика Георгия. Последний из них, Николай II, планировал эту операцию в 1917 году, когда направил на Черноморский флот вице-адмирала Колчака, а из Кронштадта — две дивизии морской пехоты под командованием генерал-майора Свечина. К тому времени части Кавказского российского фронта уже вышли на южное побережье Черного моря и захватили Трапезунд. Оставалось лишь высадить десант поблизости от Константинополя, и участь турецкой столицы была бы решена. Но революция в Российской империи перечеркнула планы Романовых, так же, как в раннем средневековье провалились восемь крестовых походов под католическим крестом. Таким образом, все крестоносцы потерпели поражение.
«Новые крестоносцы»?
Рыцари и паломники, отправлявшиеся отвоевывать у неверных Святую Землю и Гроб Господень, нашивали на плащи кресты, и даже рукояти их мечей имели крестообразную форму: рыцари втыкали меч в землю и молились на его рукоять.
Когда казаки дрались против мусульман и католиков, защищая от нашествия своих родных и свою землю, на их знаменах были православные кресты. И это было оправдано историей.
Однако когда президент США только заикнулся о том, что надо объявить крестовый поход против мусульманского терроризма, в мусульманском мире поднялась буря негодования. Поэтому с религиозными символами необходимо обращаться весьма осторожно.
В «Військово-історичному альманасі» Центрального музея Вооруженных Сил Украины за №1(2) за 2001 год помещен проект «Системы военно-геральдических знаков Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, предусмотренных Законодательством Украины». Так вот, «Військово-геральдичний знак керівних органів ЗСУ» — это крест от ордена Богдана Хмельницкого, на котором «Сырокомлю» в центре креста заменил Малый герб нашей страны на сине-черном фоне в обрамлении лавровых листьев. Разноцветные эмблемы родов войск аналогичны, но уже в кругах и с арматурой родов войск, а петличные знаки по своей композиции целиком заимствованы из символики польских вооруженных сил, стоит лишь на место креста поставить польского орла. Тот же крест использован и в «Системе войсковых знамен Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, предусмотренных Законодательством Украины». В этом проекте те же авторы, что спроектировали орден Богдана Хмельницкого (крест «Сырокомля»), поступили аналогичным образом: для персональных штандартов руководителей силовых структур — тот же крест, но на разном цветовом поле.
Интересно, по какой причине Служба безопасности Украины получила крест черного цвета на красном поле? Такое цветосочетание было в свое время утверждено в апреле 1941 года на Втором Большом съезде ОУН(Б), как «організаційний прапор» «чорної і червоної фарби». Но эта общественная организация к украинским силовым структурам никакого отношения не имела. А для Вооруженных Сил авторы проекта вновь предложили «красную китайку», и на ее фоне — красный георгиевский крест.
Спрашивается, как все это могло произойти? Ведь в Украине существуют национальные цвета и Малый герб. В свое время Грушевский предложил знак Святого Владимира в качестве символа УНР. Он был утвержден Малой Радой 1 марта 1918 года в Житомире вместе с первыми украинскими деньгами (на них был знак Святого Владимира с крестом), аналогичный символ был утвержден и на военно-морском флаге УНР. Но Винниченко и социалисты были против, и Грушевскому пришлось пойти на компромисс — крест убрали. Так почему же теперь крест вновь стал символом Вооруженных Сил, как это было при гетмане Богдане, а знак Святого Владимира остался без креста? Где тут логика? Мало того, авторы проекта, вероятно, забыли о том, что приказом президента России красный цвет введен как цвет российского боевого знамени, а у красного цвета много оттенков, в том числе и светло-малиновый, как у «красной китайки».
Остается уповать лишь на здравый смысл и напомнить ответственным лицам, что символом Вооруженных Сил всегда и везде был, есть и останется тот символ, который находится на военной кокарде защитника государства.